В 2022 году в Ижевске планируют внедрять проект единого парковочного пространства (ЕПП). На первом этапе появится 1,5 тыс платных машино-мест в центре города. Власти, общественность и эксперты обсудили предстоящее изменение городской среды.
Платные парковки появятся в столице Удмуртии в следующем году в рамках действующей уличной дорожной сети. Это не дополнительно выделенные места, отмечают в администрации Ижевска. Те машино-места, которые сейчас есть, обустроят в соответствии с требованиями к парковкам, нанесут разметку, установят знаки и стационарные видеокамеры для фиксации.
Локации для парковок предварительно определены – 1500 машиномест в квадрате, ограниченном улицами Кирова, Удмуртская, Ленина и набережной Ижевского пруда.
По его словам, поступившие в бюджет от нововведения средства направят на обустройство жилищных зон и создание велоинфраструктуры.
Для оплаты парковки предусмотрено несколько способов: SMS-сообщение; банковская карта, мобильное приложение, специальный портал. Если система распознает, что оплата не поступила, то начислят штраф, в том числе и за нарушение правил парковки – 2000 рублей. Повторное нарушение обойдется уже в 3 000 рублей.
Единое парковочное пространство снизит автотрафик в центре города, приведет к сокращению пробок и расширит улицы, создаст комфортные условия для велосипедистов и пешеходов. Кроме того, появятся перехватывающие парковки, чтобы исключить хаос в центральном квадрате. Автомобилист сможет оставить машину, после чего пересесть на общественный транспорт и добраться до нужного места.
Перечень улиц с платными парковочными местами закрепят нормативно-правовым документом и утвердят в первом квартале 2022 года.
В ходе круглого стола в Медиагруппе «Центр», где обсуждали эту тему, общественность задалась вопросом: в случае усиления мер по парковке не переберутся ли автомобилисты, работающие в центре города, во дворы жилых домов? Однако советник главы Ижевска Алексей Орлов отметил, что муниципалитет будет точечно решать этот вопрос и добавил: «В городах, которые вошли в проект 5-6 лет назад, была такая проблемам. То есть автолюбители начали заставлять машинами дворы, и в те времена вводилась муниципалитетами и субсидировалась установка шлагбаумов во дворах. В нашем случае по прошествии 6-7 лет тот же центр в 80% случаев – это уже придомовые, выделенные территории, где есть заборы и шлагбаумы. В этой мере нет необходимости»
Председатель Общественной палаты Ижевска Александр Бадица, напротив, акцентировал внимание на проблеме придомовых территорий в городе.
По мнению Бадицы, необходимо оказать реальную помощь жителям домов, попадающих в зону платной парковки для того, чтобы их дворы освободить от нахлынувших «неплательщиков». Это может быть либо субсидирование установки ограждений, либо помощь с нормативными документами, их согласованием.
Он добавил, что предусмотренная проектом видеофиксация позволит навести порядок в соблюдении правил парковки на центральных улицах Ижевска. По его словам, общественники при обсуждении этой темы призвали муниципальную власть к прозрачности и открытости в расходовании денежных поступлений от функционирования парковок.
Заместитель председателя Госсовета Удмуртии Александр Прозоров советует депутатам Гордумы Ижевска сумму от платных парковок, в том числе и штрафов, направлять на благоустройство пешеходной среды, на развитие дорожно-транспортной сети в центре, в том числе строительство и реконструкцию остановок.
«Это в их полномочиях, и было бы правильным, чтобы население понимало и видело эффект», – отметил он.
За последние 10 лет, по словам Александра Прозорова, количество автомобильного транспорта в Удмуртии выросло в два раза.
«Если взять процент загруженности улиц в Ижевске, то эта цифра будет еще выше. Уже сами горожане чувствуют проблему с передвижением по городу. Поэтому инициативу считаю не злом, а благом. Отмечу, когда вводят платные парковки, предлагая использовать в городе альтернативные виды транспорта, это не только практика мегаполисов страны, еще и общемировая», – рассказал он.
Денис Назаров, депутат Гордумы Ижевска, также считает платные парковки эффективным инструментом в усилении роли общественного и альтернативного транспорта.
«Мы не являемся пионерами в части введения платных парковок на территории городских пространств. Пример таких городов, как Пермь, Тула, Воронеж говорит о положительном эффекте введения таких оптимизационных мер. Поэтому считаю, что Ижевску пора перенимать данный опыт. Важно максимально публично в деталях показывать положительный эффект в части экологии, улучшения работы общественного транспорта, «разгрузки» и увеличения объема работ дорожной сети», – добавил Денис Назаров.
Что будет с парковкой вблизи социальных объектов в центральной части города, если нужно оставить автомобиль чуть дольше, чем на 15 минут?
«Исходя из тех локаций, которые есть, на данный момент практически ни одна не подпадает под какие-то социальные объекты. Почти все детские сады находятся в жилых кварталах. Не припомню, чтобы где-то по улице Пушкинской можно было оставить машины и отвести ребенка в детский сад. Вторая городская больница на улице Пушкинской и детская поликлиника на улице Холмогорова, возможно, эти места подпадают. Будем учитывать в проекте», – комментирует советник главы Ижевска Алексей Орлов.
Камеры видеонаблюдения в зоне единого парковочного пространства будут работать и в выходные дни?
«Видеокомплексы будут работать круглосуточно, поскольку несут параллельную нагрузку в рамках проекта «Безопасный город». Есть в дальнейшем желание использовать камеры для усиления общественной безопасности при фиксации нарушений ПДД и Правил благоустройства», – комментирует советник главы Ижевска Алексей Орлов.