Top.Mail.Ru
15 ноября 2021 11:58
Дороги и транспорт

Эксперты о транспортной системе Ижевска: по некоторым позициям мы обогнали многие города России

Что нового планируется ввести в общественном транспорте столицы Удмуртии?

Амир Закиров
Амир Закиров

Строительство жилья в Ижевске идет быстрыми темпами, а значит, все острее встает вопрос, связанный с удобными транспортными развязками и маршрутами в новые микрорайоны.

Несмотря на положительную оценку экспертов транспортной инфраструктуре в столице Удмуртии, в будущем нашему городу предстоит ее дальнейшее развитие. В частности, необходимо и дальше развивать пересадочные узлы, внедрять бескондукторную оплату проезда и цифровую систему управления транспортными потоками.

На проведенном редакцией «Ъ-Удмуртия» круглом столе специалисты подробно обсудили эти вопросы.

Автопарк перевозчиков обновляется

Общественный транспорт Ижевска в 2021 году обновили; хорошо зарекомендовали себя низкопольные вместительные трамваи, прибывшие в город в декабре прошлого года. Горожане новый транспорт оценили положительно, и пассажиропоток на трамваях увеличился. Не обошлось и без некоторых нюансов.

Фото: Амир Закиров

«Оказалось, что еще с начала 60-х годов в городе сохранились участки, где трамваи, проезжая, пропускают друг друга. Но такие участки есть не только в Ижевске. Это встречается в любом городе, поскольку трамвайная сеть вписывалась в уже существующие города. Поэтому ширина проспектов, перекрестков не везде позволяла делать трассу без заужения путей», – объяснил генеральный директор МУП «ИжГорЭлектроТранс» Андрей Батов.

В этом году Москва безвозмездно передала Ижевску 50 низкопольных троллейбусов, семь из которых уже перевозят пассажиров, а остальные проходят необходимые регламентные работы. Вся техника не новая, но в хорошем состоянии, просто нужно время, для того чтобы «одеть» их в облик Ижевска. Участники круглого стола отметили, что с учетом того, насколько пристальное внимание в настоящее время уделяется остановочным комплексам Ижевска, уровень сервиса и комфорта пассажиров серьезно подрастет.

Покупка автопарка в лизинг

Стремление обновить автопарк общественного транспорта заставляет перевозчиков обратить пристальное внимание на лизинг.

«У нас на текущий момент действует более 60 договоров лизинга на автобусы в Удмуртии. Это и частные перевозчики, и государственные транспортные компании. Большинство договоров заключалось до 2020 года, когда действовали программы субсидирования, дававшие скидку на оплату авансового платежа. На текущий момент есть индивидуальные программы. Например, ПАЗ до конца года предоставляет 7 % скидки на приобретение автобусов собственного производства. Это хорошее подспорье для малых перевозчиков, которые перевозят небольшое количество пассажиров», – сообщил руководитель департамента тендеров и государственных закупок компании «УралБизнесЛизинг» Павел Николенко.

Павел Николенко Фото: Амир Закиров

Компания надеется, что Минпромторг выделит деньги по программе льготного автолизинга на покупку автобусов российского производства. В этом случае частные и государственные перевозчики получат скидку 10–12 %.

Оплата проезда в общественном транспорте

Жители Ижевска за последние 10 лет серьезно поменяли свои приоритеты в части поездки на автобусах, троллейбусах и трамваях. Речь идет не только о четком расписании и дополнительных сервисах, но и о системе оплаты.

«Сейчас пассажиры могут оплатить поездку любыми безналичными средствами: банковские карты всех платежных систем, брелоки, браслеты, телефоны. Для удобства были внедрены пересадочные тарифы, чтобы человек мог совершить пересадку в течение определенного времени. Есть также умные школьные проездные – когда тарификация происходит по итогам поездок за месяц по наиболее выгодному для ребенка тарифу», – рассказал  генеральный директор «ТИС» Александр Прозоров.

На этом развитие системы оплаты не остановилось, также планируется запустить новое приложение, которое объединит в себе пополнение транспортной карты, дополнительные сервисы и личный кабинет, где пассажир может видеть все свои поездки на общественном транспорте.

Александр Прозоров Фото: Амир Закиров

«Если транспортное предприятие с переходом на бескондукторную систему откажется от бумажных билетов, это позволит получать билет и чек в личном кабинете. В дальнейшем это приложение позволило бы человеку иметь сервис, где он может построить маршрут, получить расписание и понять, когда придет автобус или троллейбус. Через это же приложение можно будет и оплатить саму поездку, и, возможно, даже поставить оценку своей поездке», – рассказал Александр Прозоров.

Директор филиала ПАО «Ростелеком» в Удмуртской Республике Сергей Тульчинский считает, что платежные системы в Ижевске развиты гораздо лучше, чем во многих российских городах. В приоритете бескондукторная система оплаты, которая и будет развиваться в столице Удмуртии в будущем, а причина этому – острая нехватка кондукторов.

«Сейчас мы оцениваем техническое оснащение транспорта для такой системы, чтобы в дальнейшем пассажиры могли безналично оплачивать проезд, не подходя при этом к водителю. В ближайшее время должно поступить транспортное средство, оснащенное необходимым оборудованием. Посмотрим, как это покажет себя, и будем понимать, насколько быстро мы в этом направлении движемся», – объяснил генеральный директор ИПОПАТ Руслан Гиниятов.

Руслан Гиниятов Фото: Амир Закиров

Пересадочные узлы

Организовать прямые маршруты до любой точки города в принципе невозможно, поэтому встает вопрос о пересадочных узлах. Это важный момент комфортного передвижения горожан по территории Ижевска. Хорошим примером для нас может стать Москва.

«На сегодняшний момент Москва выстраивает как раз такую систему: метро, кольцевые дороги, радиальные маршруты, которые встраиваются в систему общего транспорта. Общая цель этого – чтобы человек мог доехать до нужной точки хоть на самокате, и мы в рамках Ижевска тоже об этом говорим», – уточнил генеральный директор «ИжГорЭлектроТранса» Батов.

Пересадочные тарифы на общественном транспорте позволяют избежать проблем с пересадками и двойной оплаты за проезд. В Нижнем Новгороде, к примеру, действует такая система пересадок, при которой маршруты становятся короткими, не дублируют друг друга, а транспортных средств при этом становится меньше.

Некоторые изменения в маршрутах общественного транспорта в Ижевске по просьбе горожан произошли уже в этом году. В частности, продлен 21-й маршрут автобуса до Юрьевских садов, 19-й маршрут до нового детского сада в переулке Выставочном, а для удобства жителей микрорайона «Столичный» скорректирован маршрут 31-го автобуса. 

Фото: Амир Закиров

Участники круглого стола  также сообщили, что маршрутную сеть Ижевска проанализировала специализированная фирма «Радар», которая сделала вывод, что никаких критических корректировок в городе не требуется.

Не очень позитивные изменения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, произошли в интервалах движения автобусов. Основные причины этому – высокий уровень заболеваемости ковидом и старение кадров.  

«У нас персонал возрастной, и люди уходят на пенсию, а молодежи приходит мало. Сказывается и заболеваемость сотрудников. Бывают случаи, когда автобусы не выходят на линию по причине того, что сотрудник заболел, а прикрыть его просто некем. Сейчас совместно с управлением благоустройства и охраны окружающей среды мы отрабатываем поступающие от жителей города обращения и принимаем совместно решения о том, в какие отдаленные от города участки продлить маршруты», – пояснил Руслан Гиниятов.

Что изменится?

Изменения будут, и одно из них коснется повышения платы за проезд на 2 рубля. Это связано с возросшими расходами перевозчиков, которые предоставили правительству республики необходимые расчеты и обоснования.

«Берутся доходы и расходы предприятия и субсидии, которые им выплачиваются. Из этого высчитывается стоимость проезда. В том году мы подняли тариф на 5 руб., а до этого пять лет тариф не меняли. Некоторые транспортные компании упрекнули нас, что мы выжидаем долгие периоды. Лучше повышать понемногу через короткие промежутки времени. Стоимость проезда повышают не для того, чтобы увеличить прибыль транспортников, а только для того, чтобы предприятие могло существовать и обеспечивать пассажиров качественными услугами», – подчеркнул министр транспорта и дорожного хозяйства Алексей Горбачев.

Алексей Горбачев (слева) Фото: Амир Закиров

Продолжится в Удмуртии и строительство дорог. В ближайшем будущем планируется продление улицы 10 лет Октября и проспекта Калашникова, а также реконструкция дороги до аэропорта.

«На этом участке нужна либо реконструкция старого моста, либо строительство нового, чтобы было четыре полосы движения. Таким способом мы сможем ликвидировать ту пробку, которая у нас постоянно появляется в сторону аэропорта. Силами местных властей мы так или иначе этот проект начнем. А в дальнейшем уже попытаемся подключить к этому федеральные силы и средства», – пояснил министр.

Не менее важной задачей является и цифровизация сферы дорожного хозяйства, причем транспортная система Ижевска к предстоящему внедрению автоматизированных систем полностью готова.

«Современные облачные сервисы, которые «Ростелеком» подключает для муниципальных служб в разных городах России, помогут повысить безопасность проезда в городском транспорте Удмуртии. Например, сервис интеллектуального видеонаблюдения фиксирует все случаи нарушения общественного порядка, распознает наличие или отсутствие медицинских масок на лицах пассажиров, выявляет наличие подозрительных предметов в салоне», – отметил директор филиала ПАО «Ростелеком» в Удмуртской Республике Сергей Тульчинский.

Сергей Тульчинский Фото: Амир Закиров

Система управления транспортными потоками самостоятельно проанализирует ситуацию на дорогах и направит движение автомобилей по оптимальным маршрутам. Работает все это так: система управляет светофорами и, если в городе на перекрестках скопились пробки, может увеличить время движения автомобилей на зеленый сигнал или направить транспорт в объезд, по свободным улицам.

Можно также установить электронные дорожные знаки, которые в режиме реального, в зависимости от пробок, ДТП, погодных условий или праздничных мероприятий, времени покажут конкретные в данной ситуации предписания ГИБДД.

Начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по Ижевску Александр Филимонов считает, что в общественном транспорте необходимо внедрять и расширять систему видеонаблюдения. Это нужно и пассажирам, и перевозчикам.

«Пассажиров это спасет от преступных посягательств, а перевозчикам поможет устанавливать причины совершения дорожно-транспортных происшествий, таких как падение пассажиров, например. Будет легче понять, была ли это вина пассажира, или виноват водитель. Также видеонаблюдение поможет перевозчику скорректировать работу водителя и при необходимости провести с ним профилактическую работу», – отметил Александр Филимонов.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что по крупным улицам Ижевска житель города должен быстрее доезжать на общественном транспорте, а не на личном автомобиле. В пределах города общественный транспорт – наиболее удобное и комфортное средство передвижения, и именно он должен быть в приоритете.