- Когда у нас были снегопады, даже трамваи стояли. Я всегда думала, что трамвай – самый безопасный и надежный транспорт, но непогода показала, что это не так. Я слышала, что они в холода вообще могут сойти с рельсов, правда ли это?
Евдокия Семеновна
- Даже во время снегопадов трамвай оставался самым «ходовым» транспортом. Хотя даже электротранспорт ходил с задержками. Так, в первый день снегопадов произошло 74 задержки движения (это троллейбусы и трамваи). Мы даже не помним таких прецедентов, - заметила Тамара Зайцева, заместитель директора «ИжГЭТ». – Но хочу сказать, что задержки были не по вине нашего транспорта. Буксующие машины преграждали трамвайные пути, становились помехой для движения троллейбусов.
Специалисты ИжГЭТ также разъяснили, почему трамваи сходят с рельсов. Причин тут несколько:
- Деформация трамвайного пути (износ деталей, несвоевременное устранение неисправностей, природные условия – жара, холод, осадки).
- Неисправность трамвая (все трамваи перед выездом в линию проходят осмотр и диагностику, но во время движения, хотя и очень редко, но могут происходить неполадки).
- Посторонние предметы на рельсах.
- Человеческий фактор (несоблюдение скоростного режима).
Кстати, сход трамвая произошел и во время снегопадов, 5 декабря, на стрелочном переводе после остановки «Магазин «Океан» из-за большого количества снега и песка, скопившихся в стрелочном переводе.
Такое возможно и в сильную жару, и в сильный холод. Законы физики никто не отменял. Металл, из которого сделаны рельсы, расширяется при жаре и сужается в холод. Естественно, при большой длине рельс (протяженность трамвайных путей в Ижевске равна 66 км) возникают сильные растягивающие (зимой) и сжимающие (летом) нагрузки, которые достигают до 150 тонн! При таких усилиях лопаются рельсы, болты и электросварные стыки, а также происходят выбросы пути (нарушается прямолинейность пути на коротком расстоянии). Для уменьшения и предотвращения сходов круглосуточно ведется наблюдение и обследование пассажирских путей в Ижевске и выявленные неисправности тут же устраняются бригадами монтеров пути.
Во время сильных снегопадов рельсы ничем не посыпают, лишь регулярно очищают. На трамвайных путях, которые совмещены с проезжей частью, применять какие-либо противоскользящие средства нет смысла. Но при пробуксовке иногда используют специально просушенный песок, который в небольшом количестве подается под передние колеса вагона.