- В прошлые выходные я ехала в автобусе, - рассказывает наша читательница Лиана. - Как обычно, я отдала кондуктору карточку, чтобы оплатить проезд. Но она, проведя ее через кассовый аппарат, ответила, что средств на ней нет. Но я только что положила деньги на счет, этого не могло быть. Тем более, я уже ездила на автобусе в этот день, и все было в порядке. Я попросила кондуктора показать номер жетона. Но в ответ нарвалась на грубость. Женщина оскорбила меня прилюдно. Доказать свою правоту я в тот день так и не смогла и заплатила 11 рублей. К тому же пришлось вытерпеть несколько минут настоящего хамства со стороны кондуктора.
Ситуация эта вполне банальная. Те, кто ездит в общественном транспорте, сталкиваются с подобными ситуациями часто. Что делать в таких случаях? И какие еще права и обязанности есть у пассажиров? На эти вопросы ответила Тамара Зайцева, заместитель генерального директора «ИжГЭТ».
Ситуация № 1
Хамство со стороны кондуктора.
Решение
Кондуктор обязан быть вежливым, это прописано в основных правилах. Помните, вы всегда можете пожаловаться на нерадивого сотрудника. Для этого вы пишете заявление на имя генерального директора и отправляете его либо по почте, либо по электронной почте, либо приносите его в приемную предприятия. Кроме этого, можно позвонить с устной жалобой по телефонам, указанным на подвижном составе. Ни одна жалоба не остается без внимания. В зависимости от ситуации, кондуктора могут наказать (например, лишить премии или даже уволить - в крайних случаях). Кроме этого, на предприятиях работает психолог, который пошагово разберет с сотрудником ситуацию, чтобы она больше не повторилась.
Ситуация № 2
В трамвай заходит женщина с ребенком. Кондуктор спрашивает, сколько ему лет. Мама обманывает, говорит, что семи пока нет, то есть он может ехать без билета. Как правило, кондукторы редко просят документы на ребенка, но такое право у них есть. А если попросит – нарвется на конфликт.
Решение
Для детей до 7 лет - проезд бесплатный. Проезжая в общественном транспорте с ребенком этого возраста, родитель должен иметь при себе документы, подтверждающие возраст свого чада. Контролеры вправе потребовать от такого пассажира свидетельство о рождении или его паспорт с записью о рождении ребенка.
Ситуация № 3
Автобус, трамвай или троллейбус неожиданно остановился. Причина - поломка. Пассажиры возмущены, это естественно - они теряют драгоценное время и деньги.
Решение
Терять время жалко, с этим ничего не поделаешь. А вот лишних денег за проезд вы не заплатите. Если остановка произошла из-за неисправности, то пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком (ехал в автобусе - пересаживаешься в автобус, в трамвае - в трамвай). Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.
Ситуация № 4
Один из пассажиров устроил концерт в салоне транспорта. Играет на гитаре, поет, при этом рядом с ним баночка или шляпа для пожертвований. Ситуация довольно противоречивая, так как одним это нравится, другие же возмущены.
Решение
Если у певца голос приятный и играет он хорошо, то конфликт вряд ли возникнет. Если нет - посыплются жалобы от пассажиров. И они будут правы, так как это незаконно. В правилах прописано, что транспортное средство - не арена для выступлений. Кондуктор имеет право высадить певца, хотя редко кто этому следует. Такими действиями он может вызвать агрессию не только со стороны артиста, но и других пассажиров.
Ситуация № 5
В салоне транспортного средства разгорелась драка. Конфликтующие кричат, ругаются, бьют стекла и т. п.
Решение
Кондуктор не должен подвергать опасности себя, пассажиров, но наказать буянов он лично не может. Он сообщает о конфликте водителю, который звонит в Центральную диспетчерскую, а те, в свою очередь, вызывают милицию. Транспортное средство должно быть остановлено, пока не прибудут на место происшествия сотрудники МВД. Пассажиры могут пересесть на другой транспорт. Некоторые из них остаются в качестве свидетелей (хотя не обязаны). Если пассажир пересел в другой транспорт, то оплатить второй раз проезд ему все же придется, поскольку остановка произошла не по вине транспортного предприятия.
Полезные адреса и телефоны
Где помогут решить конфликтную ситуацию
• «ИжГЭТ» - трамваи, троллейбусы.
Генеральный директор: Игорь Ефимович Гликман
Почтовый адрес: 426057 г. Ижевск, ул. Маяковского, 7.
Телефон приемной: 68-21-50.
Электронный адрес: post@ttu.udmlink.ru, сайт: www.izhget.udm.ru.
• «ИПОПАТ» - автобусы.
Генеральный директор: Дмитрий Николаевич Пивош
Почтовый адрес: 426039 г. Ижевск, ул. Буммашевская, 5
Телефон приемной: 45-21-25
Электронный адрес: atp2@nivad.ru