Top.Mail.Ru
26 мая 2022 12:39
Моя история

«Спать хотелось, какое уж первое место»: бабушки из Бураново вспомнили, как выступали на «Евровидении» 10 лет назад

Съездили к ним и узнали, как они сейчас живут

«Бабушки из Бураново». Фото: Амир Закиров
«Бабушки из Бураново». Фото: Амир Закиров

10 лет назад, в ночь на 27 мая 2012 года «Бабушки из Бураново» с песней Party for everybody заняли второе место на международном песенном конкурсе «Евровидение» (16+), уступив лишь шведской певице Лорин. Хотя многие им пророчили первое место, сами бабушки молились, чтобы не выиграть. Неожиданно? Мы съездили к ним в Бураново, чтобы вспомнить сам конкурс и узнать, как изменились бабушки за эти прошедшие 10 лет. 

3.jpg
«Бабушки из Бураново». Архив редакции

В храме побывали, перепечи откушали, в колокола позвонили

Приехав в село в Бураново – это в часе езды от Ижевска, – мы решили сначала зайти в церковь. В ту самую, ради строительства которой бабушки и решили давать концерты.

55.jpg
Село Бураново и та самая церковь. Фото: Амир Закиров

Красивая. Стоит на пригорке. Позолота на куполе сверкает. Видно ее отовсюду! Внутри пара прихожан да отец Николай.

«Уж семь лет, как ее освятили, Владыка приезжал. Каждую службу они (бабушки. – Прим. ред.) приходят. Радуются, конечно, когда здесь. А мы уж тем более!» – отец Николай рассказывает про икону Святой Матроны, которую подарили бабушкам , показывает частички мощей, зовет звонить в колокола.

1.jpg
Эта старинная икона была полностью вся черная. А в бурановской церкви лик сам посветлел. Фото: Ксения Аксенова

А потом приглашает трапезничать. Перепечи, рисовая каша с фасолью (вкусная, однако), земляничное варенье. Хорошо в Бураново!

Едем к дому культуры, смотрим, бабушка идет. С рюкзаком и со скандинавскими палками. Резвая. Ну, думаю, точно наша! Так и есть – Галина Николаевна Конева. Рассказываю, как мы в колокола на храме звонили, а у нее слезы из глаз так и капают.

0.jpg
Галине Николаевне Коневой в октябре будет 84 года. Фото Амир Закиров

«Каждый раз, как туда захожу, так реву. Ничего поделать не могу», – объясняет она. Тут и другие бабушки «подтягиваются». Многие в длинных теплых шерстяных носочках, с узорами. И все – в платьишках народных, с фартучками, в платочках и в красивых сережках с камушками. Модницы! 

Бабушки ревели под одеялом, а их называли фриками

Разговариваем в музее при доме культуры. Он не столько краеведческий, сколько теперь посвящен бабушкам из Бураново. 

5.jpg
Граня Байсарова, Галина Конева и Алевтина Бегишева. Фото: Амир Закиров

Самые разговорчивые: Галина Николаевна Конева – ей 84 года, Алевтина Геннадьевна Бегишева – ей 64 года, и, конечно, самая молодая «бабушка» – 54-летняя Ольга Николаевна Туктарева, худрук ансамбля «Бабушки из Бураново».

Вспоминают, что до «Евровидения» никогда на столько времени не покидали свое родное село, – со всеми репетициями они пробыли в Москве и в Баку почти целый месяц. Уставали – не то слово!

«Под одеялом ревели. В туалет заходили – ревели. По дому скучали. Я рядом с Натальей Яковлевной Пугачевой жила. Слышу – плачет. Спрашиваю, что случилось. А она, мол, слова не могу выучить, не запоминаются. Но мы старались, учили. А еще нас руки поднимать заставляли, все хотели нас чему-то обучать», – говорит Галина Конева.

«Я только сейчас понимаю, как им с нами было непросто. Москва. Второй канал. Очень крутые режиссеры, редакторы. Они все привыкли молодыми управлять: пойдешь туда, сделаешь это. А с бабушками же так нельзя, надо было вытаскивать из них то, что есть. Бабушки же по своим законам живут. Туго было, но, к их чести, они очень хорошо к нам относились. И к концу поняли, что надо по-нашему делать», – вспоминает Ольга Туктарева. 

13.jpg
Бабушки из Бураново на конкурсе «Евровидение». Фото: buranovskie-babushki.ru

Например, по началу у режиссеров были мысли дать самой улыбчивой и милой певунье – Наталье Пугачевой – балалайку.

«Но это же смешно. Мы не клоуны, не какие-то массовики-затейники. Хотя воспринимали нас, конечно, как фриков. Всяко нас называли. Обижались. Но сейчас понимаю, что я бы тоже так подумала, чего уж судить людей», – уверяет Ольга Николаевна. Именно она вместо балалайки предложила режиссерам идею с печкой.

11.jpg
Бабушки из Бураново на конкурсе «Евровидение». Фото: buranovskie-babushki.ru

«Ночью мне эта идея пришла, когда в поезде ехали. От безысходности: мне не нравилась идея с балалайкой. А песня у нас как раз про то, что бабушки ждут гостей, стол накрывают. И я подумала, что печка будет, мы перепечи печь будем, угощать… И на этот случай у нас есть Галина Николаевна. Она может с кем угодно договориться – эдакий народный дипломат. Я ей говорю: «Вставай, просыпайся, а что, если мы печку поставим на сцену?» Она: «Да отстань, что ты пристала ко мне, я спать хочу». Но мы все-таки обсудили. А когда приехали, Галина Николаевна пошла и сказала: «Так, Сереж, никаких балалаек. Давай печку!» Он подумал: «А что? Можно!»

Кстати, печка на выступлении была радиоуправляемая, на колесиках. И дым шел из нее настоящий, и огонь было видно. Сырые перепечи туда бабушки ставили, а готовые вытаскивали. 

Бабушки из Бураново на конкурсе «Евровидение». YouTube:Eurovision Song Contest


Рядом были врачи

Но все равно певуньям было очень трудно. И не только из-за возраста. Они не привыкли петь на такой огромной сцене, где вокруг куча зрителей и нет даже кулис за спиной. Может быть, поэтому у них каждый день и не по разу были репетиции.

9.jpg
Екатерина Шкляева, Валентина Пятченко и Зоя Дородова. Фото: Амир Закиров

«Напряжение у нас зашкаливало. Мы на сцену выходим, друг друга не слышим – музыка то в ушах звучит, в наушниках, – вспоминает Ольга Туктарева. – У нас тогда так не получилось спеть так, как мы умеем. Мы же прокричали тогда, испортили песню. И заняли втрое место только потому, что зритель понимал, что это бабушки, такие хорошенькие, бегают чего-то, суетятся. Я думаю, что из-за того, что милота такая была, вот и проголосовали. Мы же это прекрасно понимаем».

Специально для бабушек организаторы выделили несколько врачей.  

«Только что они делали-то? Давление приходили мерили. Уши чистили нам. Никогда не ставили укол в живот, там поставили. До сих не знаю зачем», – удивляется Граня Ивановна Байсарова.

10.jpg
В Баку бабушки были самыми популярными. Фото: Russia Television and Radio

«Но вы не жалеете, что поехали?» – спрашиваю я у певуний.

«Что вы! Нет, конечно. Это такой подарок судьбы. Я горжусь бабушками! Они крепкие внутри. Ведь не смогли они их превратить во фриков-то!» – говорит Ольга Туктарева. 

Наряды собирали всем миром

9_.jpg
Бабушки в национальных удмуртских костюмах. Фото: Russia Television and Radio

«Вам, наверное, красивые платья специально купили, нарядили вас?» – спрашиваю я.

«Да какое нарядили? – бабушки оживились, вторя друг другу. – Свои. Старинные! С сундуков! По соседним деревням собирали, всем миром, можно сказать! И лапти собрали. И платья, и платки, и фартуки».

35.jpg
Монисто у каждой бабушки было свое – оно по материнской линии переходит. Фото: Сергей Грачев

«На «Евровидении» они ни копейки не потратили на бабушек! Какие есть, вот такие естественные и выступали! Пудрили только, чтоб не блестели. Больше мы ничего не разрешали делать!»

Жили в особняке

Во время проведения «Евровидения» бабушки жили отдельно от остальных конкурсантов, в коттеджном поселке азербайджанского бизнесмена Агаларова на берегу Каспийского моря. Во дворе бассейн был, в котором бабушки каждый вечер почти купались.

36.jpgЗоя Дородова у себя дома. Фото: Сергей Грачев

«И бабушка азербайджанская была, которая пекла нам. И море было. Гуляли там, ракушки искали. Ольга Николаевна даже купальный сезон открыла, искупалась в море. Уж больно за нее боялась, далеко уходила», – вспоминает Граня Ивановна.

«Под охраной были постоянно. Сначала мужички ходили с нами, а потом попросили женщин. Ведь как купаться-то будем при них? А потом дали женщину. Только выходим, она тут как тут. Хорошая. Подружились с ней», – уверяет Галина Николаевна. 

Все хотели перепечи!

Зоя Сергеевна Дородова и Алевтина Геннадьевна Бегишева на главную сцену конкурса не выходили: по условиям там могут выступать всего шесть человек. Говорят, у них своя работа была.

«Еще тяжелее. Мы переживали да перепечи пекли. Как нас один раз показали, так началось: давайте бабушки перепечи. И бабушки давали! Каждый день! Все нам предоставили, и даже в ресторан внутрь допустили. Но мы уже пекли в духовке, какая уж там печь. Еще мастер-классы проводили, как правильно перепечки делать!» – рассказывает Алевтина Геннадьевна.

12.jpg
Около бабушек на «Евровидении» всегда был ажиотаж. Фото: Russia Television and Radio

«И режиссеров кормили. Да все хотели угоститься. Руки протягивали. Даже без салфеток брали, какие тут уж салфетки. Один раз смотрим: через перегородку черная рука тянется за нашей перепечкой», – смеется Зоя Сергеевна.

Про второе место: «Шиша вы нас догоните!»

«Хотели победить?»

«Мы тогда ничего не понимали, какой тебе победить! – машет рукой Галина Николаевна. – Там подсчет голосов идет. А мы сидим, некоторые уже уснули. Спрашиваю у Ольги Николаевны, на каком месте уже? Она говорит: «На третьем». Ой, ой, надо смотреть! Не думали даже, что даже третье место будет. Потом смотрим, догнали второе место. И первое от нас далеко, и третье далеко отстало. И я говорю: «Шиша вы нас догоните!» И мы крепко остановились на втором месте! Укрепились!»

5_2.jpg
«Бабушки из Бураново». Архив редакции

«А вы не расстроились, что второе место у вас?» – спрашиваю я.

«Мы молились, чтобы не первое. Молились!» – хором запричитали бабушки.

«Первое место – это же обязательства. Пришлось бы по всем государствам, кто на конкурсе выступает, ездить. Да и там такие образованные люди пели. Это же молодежный конкурс, там такими голосами поют! Это бы неправильно было бы. У нас ни музыкального образования, ничего не было. Даже Ольга Николаевна режиссер по образованию. А второе место… Мы что надо было, то и получили!» – говорит Алевтина Геннадьевна Бегишева.

«Спать хотелось, какое уж первое место», – улыбается Граня Ивановна.

«Ни о каком месте не думали. Главное – достойно. Сначала – чтобы не опозорить Удмуртию. А потом – чтобы не опозорить Россию!» – уверяет Галина Николаевна.

Народ даже на взлетную полосу пустили

«Вы же звезды!»

«Звезды там, – показывая на небо, говорят бабушки. – Мы там не летаем, мы тут по земле ходим».

Конечно, им было приятно, когда они прилетели из Баку в Москву, а потом в Ижевск, а их везде встречали толпы поклонников.

15_.jpg
Встреча бабушек-триумфаторов в Ижевске. Архив редакции

«Оркестр, перепечи. Даже детский сад встречал нас в Ижевске. С самолета вышли, а там столько народу. Ужас, ужас», – причитает самая старшая из бабушек 85-летняя Екатерина Семеновна Шкляева.

«На обратном пути все бабушки спали, – вспоминает Ольга Туктарева. – Мы так устали... Я приехала такая опустошенная, мне уже ничего не надо было. Скорее домой. Чтобы никого не видеть и не слышать. Честно! Слишком много всего было. Конечно, чувство благодарности есть. Нас так люди благодарили. Ведь им даже позволили нас на летном поле встречать, было неловко как. Вообще. Стыдно было. Чего уж так-то. Мы же… Обычные люди!»

«Вот когда уже в Бураново приехали, и нас встречали аж с поворота, вот тогда уже слезы никак не остановить было», – застенчиво вставляет свои слова Валентина Семеновна Пятченко. 

19.jpg
Валентина Пятченко, несмотря на потерю руки, шьет коврики для музея на продажу. Фото: Сергей Грачев

Приняли журналистов за воришек

После «Евровидения» бабушки много гастролировали, участвовали в телевизионных шоу.

18.jpg
Галина Конева у себя дома, она живет одна. Фото: Сергей Граче

«Мы же не сразу приехали домой. У нас же был контракт. В Москве, у Юдашкина выступили, у министра Мединского были. Приехали домой, отдышались. И снова поехали. Весь год был в поездках, не дали нам дома посидеть. На все фестивали маломальские ездили, везде выступали. Популярными стали, приглашали нас на разные концерты. Тяжелый год был. Но мы были должны, ведь люди за нас голосовали!» – говорит Ольга Туктарева.

Да и к бабушкам в гости наведывались звезды. У Галины Николаевна в сенях целая стена, где все, кто приезжает и заходит к ней в гости, оставляют свои послания.

34.jpg
Мы тоже оставили свое послание! Фото: Сергей Грачев

«Вот Сережа Безруков приезжал. Пельмени стряпал. Все на телефон снимал. А Киркоров стороной все нас обходил на конкурсе. Не знаем почему», – бабушки пожимают плечами. А однажды они приняли журналистов за воришек!

«Заходят высокий такой и низкий. Говорят, мы корреспонденты из Санкт-Петербурга. Ну нет бы у них хоть аппаратура была с собой. Мы и то бы поверили. А им и говорю: «Какие корреспонденты, кыш отсюда», – рассказывает Галина Николаевна Конева, а бабушки наперебой подтверждают слова своей подруги.

«В итоге они ночевали на улице. А утром Ольга Николаевна их же приводит. Я такая: «Вы опять?» Но уже с аппаратурой заходят… – продолжает рассказ Галина Николаевна. – Лет через шесть снова они появляются. Я их не выгнала уже. Они кругом посмотрели: «Бабушка, а что у вас не евро внутри? Все так же». Я говорю: «Вот сундук, скамейка, русская печка, вот все мое богатство. Что еще вам надо? А богатство я вам покажу». Взяла за руку, повела в огород. А с огорода верхушку церкви видно. Видишь, говорю, блестит? Вот мое богатство где!»

17.jpg
Галина Конева у своего дома. Фото: Сергей Грачев

Все до копейки певуньи вкладывали в церковь.

«Все думают, что бабушки как все знаменитые артисты получают, а бабушки нет. Мы все в одну копилку складывали. Когда контракт кончился, нас по удмуртским центрам стали приглашать. Так мы не по одному, а сразу по два концерта давали. А один раз и три получилось», – вспоминает Алевтина Геннадьевна.

«Мы выступаем до сих пор. Потому что дом милосердия у нас без крыши. Это и стимул, и энергия для бабушек. Они уже не смогут дома сидеть, жить не могут уже без сцены. Человеку же внимание надо – они же в основном одни живут. И новые песни учим, и старые поем. Вот в Ижевск скоро поедем. Надо выступить, хорошо спеть, вживую, под гитару. Если бы они сидели дома, не ездили, их бы не было уже! Они заняты, они счастливые. Они живут и радуют людей! Они нужны людям, у них появляется желание дальше жить», – уверяет Ольга Николаевна. 

28.jpg
Бабушки разучивают новую песню. Фото: Амир Закиров

Подарили шведке Лорин носки и самогонку, чтобы не мерзла

Бабушки говорят, что все участники конкурса относились к ним очень хорошо. Болели за них, каждый хотел обнять.

«В тот год «Евровидение» хорошее было. Достойные коллективы, хорошие голоса, сильные. А Лорин прямо заслуженно заняла первое место! У меня действительно мурашки по коже бегали, у нее такая энергетика мощная. Мы с ней потом в Берлине встречались», – вспоминает Ольга Туктарева и говорит, что бабушки певице даже носочки подарили, боялись, что простудится, – она выступала босиком, образ у нее такой был.

«Пришла к нам, обнимает. Вся в волосах. Говорю ей, убери их, я хочу лицо видеть. А потом говорю: «Вот тебе носки, чтобы ноги не мерзли. А это самогонка, пить надо. Понимаешь?» А она хохочет, ничего не понимает, но все взяла», – улыбается Галина Николаевна. 

14.jpg
Галина Конева дает автограф. Фото: Russia Television and Radio

Они признаются, что сейчас не следят за конкурсом.

«Смотрели, когда Дина Гарипова пела, – достойная девушка! Потом бородатый был. Или она. Перестали смотреть. Хотя голос хороший! Наверное, надо было чем-то выделиться, уж больно много талантливых. Мы же тоже выделились: бабушки, в лаптях». 

Что изменилось в Бураново?

Строительство церкви было главной задачей для бабушек все эти годы. Ведь именно ради этого они начали выступать и ездить на концерты.

16.jpg
Церковь в Бураново построена на деньги бабушек. Фото: Амир Закиров

Бабушки говорят, что их церковь построена всем миром.

«Там каждый кирпичик – чей-то кирпичик. Что ни возьми, это чье-то. Даже иконы, где-то в дороге нам подаренные, – а мы где только не были. Многие семьи большие иконы покупали и отдавали храму. Теплота чувствуется. Особенно когда заходишь и никого нет, так такая благодать тебя встречает. И думаешь, Господи, неужели именно мы, бабушки, смогли вот это все сделать?! И слезы градом текут».

32.jpg
Камень с памятной табличкой. Фото: Амир Закиров

В Бураново кроме церкви построили новый мост – раньше-то даже в галошах там не пойдешь, только в сапогах по грязи. Дорогу сделали.

«Самое главное, водопровод поменяли – давнишний уж был. Еще столбы электрические поменяли, две новые водонапорные башни поставили. В школе спортзал отремонтировали и купили посуду на кухню!» 

Маленькая, да удаленькая

5_1.jpg
Наталью Пугачеву любили все! Архив редакции

Не забывают бабушки и про свою любимую Наталью Яковлевну Пугачеву. Она скончалась в 2019 году, всего два дня не дожив до своего 84-летия. Говорят, она всегда рядом с ними, смотрит на них.  

Ее муж Афанасий Афанасьевич – ему уж 88-й год идет – согласился показать могилку на сельском кладбище.

«Надо так надо», – подмигнул он мне. А по дороге рассказал, что уже все посадил на огороде, – дети же приезжали; что курочки у него все коричневого цвета и очень домашние – боятся выходить на улицу; что один из сыновей уже несколько лет лежит, болеет; что год назад уже приезжали журналисты и тоже просили показать могилу его жены, но он заплутал и не смог ее найти, растерялся.

6.jpg
Муж Натальи Пугачевой Афанасий Афанасьевич. Фото: Амир Закиров

Могилку нашли. Хорошая. Ухоженная. С той самой любимой фотографией Натальи Яковлевны. По дорожке нарвала маленький букетик одуванчиков, пусть земля ей будет пухом.

Неожиданно грянул гром – приближалась гроза.

«Она страшно болела. И операции ей делали, в Москве. Четыре года еще жила после… Болела, у нее рак был. Несколько раз еще в Ижевск возили, но сказали, что не выдержит…» – Афанасий Афанасьевич смотрит на фотографию своей жены и показывает могилки своих мамы, папы, сестры – они рядом похоронены.

2.jpg
Наталья Пугачева похоронена в селе Бураново, на местном кладбище. Фото: Амир Закиров

«Любили Наталью Яковлевну?» – спрашиваю я.

«Да как не любить-то? 65 лет вместе мы! Мы с ней здесь, в Бураново, познакомились. Она жила в другой деревне, за три километра отсюда. Сначала я ей не понравился, рост маленький же был», – улыбается. Рассказывает, что сразу отпустил свою кровинушку на «Евровидение», – как не отпустить-то, да еще и «в Москву их тогда водили» – красиво!

Хорошо в Бураново. Спокойно. Даже гроза стороной ее обошла, погремело только. Бабушкам строго-настрого наказали, чтобы через 10 лет живы и здоровы были, – приедем снова! Посмеялись, но обещали!