Ее невозможно не заметить – рыжеволосая, улыбчивая, с идеально ровной спиной и неимоверным блеском в глазах. Балерина Елена Евсеева, которая родилась в Ижевске, уже 16-й год работает в Мариинском театре и танцует на одной сцене с великими танцовщиками мира. История народной артистки Удмуртии, ведущей солистки «Мариинки» и просто красивой женщины – на IZHLIFE.
Подвижный ребенок
Елена Евсеева родилась 13 декабря 1982 года в Ижевске. Папа – экономист, мама – кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике. У Елены есть еще брат и сестра.
В детстве Лена была очень активным и подвижным ребенком. Ходила в художественную школу, занималась художественной гимнастикой и плаванием, год играла на виолончели, 1,5 года ходила на бальные танцы и даже пробовала играть в баскетбол. Но однажды она попала в балетный класс и, что называется, пропала.
«Представьте такую картину: маленькая Лена играет с мячом во дворе, перепрыгивая через него. Из подъезда выходит соседка – это была балерина Зинаида Ивановна Дружинина, – смотрит внимательно на меня, потом подходит к маме и предлагает записать меня в ее балетную студию. Конечно, я согласилась, ведь было любопытно. Мы пришли в студию. И буквально сразу я решила, что остаюсь. С этого момента балет стал для меня самым важным занятием. Зинаида Ивановна – душевная, обаятельная, с потрясающим мягким характером. В ней столько было любви, она не сердилась, никогда не говорила: «Надо, надо», она просто передала мне свою любовь к балету», – вспоминает Елена.
Ради мечты жила в интернате
В 10 лет Лена по совету Зинаиды Дружининой поехала поступать в Пермское хореографическое училище – в Ижевске балетного училища просто-напросто не было. Жила там в интернате одна, без родителей.
«Я сама маме сказала, что хочу жить с друзьями, с моими одноклассниками. Мне рано пришлось повзрослеть. Кроме учебы, репетиций и тренировок нужно было еще самой убраться в комнате, постирать и погладить вещи, сходить в магазин и сделать уроки. В десять лет – это тяжело. Иногда я просто падала от усталости, а утром нужно было начинать все заново, – рассказывала Елена в одном из интервью. – В комнате сначала нас было четверо, потом трое. Конечно, мы помогали друг другу. Я вспоминаю это время с любовью и радостью, хотя было всякое. Помню, у нас почему-то постоянно не было горячей воды. Приходилось в ледяной стирать белые носочки и купальники, я до сих пор помню, как ужасно ломило руки от холода. Однажды мы с подругами наелись сухих макарон и, конечно же, слегли с болями в животе. Мы же были маленькими, готовить не умели. Да, был воспитатель, и кормили нас хорошо, но между завтраком и обедом тоже хочется чего-нибудь перекусить. Но, несмотря ни на что, я была там счастлива. Да, без родителей, без семьи. Но я всегда знала, что меня любят, что родители ко мне ездят и что на каникулы я всегда уеду домой».
В 14 лет Елена вместе с мамой поехали в Москву на Международный конкурс артистов балета. Не в качестве участницы, а для того, чтобы посмотреть на других танцовщиков и набраться опыта.
И именно здесь произошла встреча, которая предопределила дальнейшую жизнь Елены. В гостиничном лифте они с мамой неожиданно столкнулись с педагогом-репетитором театра Эйфмана Татьяной Дзюбой. Женщина поинтересовалась, почему маленькая Лена не участвует в конкурсе, хотя визуально имеет хорошие балетные данные. Она попросила показать несколько элементов. После внезапного «экзамена» педагог спросила девочку: «Хочешь в Петербург?»
Вот так она и приехала поступать в Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. И из 80-ти девочек на курс взяли только ее одну…
«К балету у меня любовь…»
В 2001 году Елена окончила Академию по классу заслуженного деятеля искусств Марины Васильевой и получила сразу два приглашения на работу – в Мариинский театр и в Михайловский на ведущую балерину.
Проработав в Михайловском театре семь лет и набравшись опыта, Елена просмотрелась в Мариинский театр. И ее взяли туда на положение ведущей солистки.
В «Мариинке» Елену Евсееву можно увидеть в балетах «Сильфида», «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Щелкунчик», «Медный всадник» и многих других.
«Не могу сказать, что есть любимейшая партия. Наверное, самые любимые те, которые я еще не станцевала», – уверяет балерина.
Елена Евсеева в балете «Дон Кихот». Видео: @choreography_ballet
За годы работы Елена объездила едва ли не полмира. Она гастролировала в составе труппы по всей России, в Америке, Европе, Японии – проще, наверное, сказать, где она не выступала.
«Мне кажется, что я лет 15 дома не жила. Я не понимала, для чего домой нужно было покупать продукты, для чего там плита. Я жила на чемоданах. Конечно, пандемия посадила весь мир на место, и я тоже осела дома. Потом на нашу жизнь начала влиять сложившаяся в мире ситуация. Да, сейчас я продолжаю ездить на гастроли, но уже не так активно».
Одно из самых необычных мест, где ей довелось выступать, – это глубоко под землей, в пещере, где около подземного озера сделали сцену. Там была высокая влажность, холодно, но, как уверяет Елена, все прошло удачно.
«Площадки бывают разные, под каждую подстраиваешься. Например, на открытом воздухе природа диктует свои правила: вечером конденсат опускается на сцену, и на ней уже сплошная вода, а танцевать все равно нужно. Или мы выступали на Сицилии в дикую жару: +42 градуса на открытом воздухе. Духота, жара, невозможно вдохнуть и выдохнуть, а танец активный – поверьте, это большое испытание для артиста. Но шоу должно продолжаться. Зрителей не должно волновать, как ты выдерживаешь и что с тобой происходит, ты должен быть прекрасен в любых условиях – в снег, дождь, ветер, жару. И для меня главное, что я могу танцевать, – это мое самое любимое занятие, к балету у меня любовь!»
«Я горда носить звание народной артистки Удмуртии»
В 2009 году в Сеуле на Международном конкурсе артистов балета Елена в дуэте с Константином Зверевым выиграли золото.
«Мне хватило одного раза. Это действо без сантиментов, балльная система, конкуренция, – рассказывала балерина в одном из своих прежних интервью. – Конечно, мы к конкурсу готовились, но в целом это была моя авантюра. Как раз в это время я была в туре по Франции, танцевала шесть «Дон Кихотов» в разных городах. И тут же конкурс… Было тяжело, и не только физически. Но этот конкурс был нужен. Понять, что это такое, пройти этот этап в жизни. Сейчас, оглядываясь назад, я очень рада, что никогда не отказывалась от того, что могла осилить».
В 2011 году Елене присвоили звание заслуженной артистки Удмуртии, а в 2023 году – уже народной артистки республики.
«Эти звания я несу с высоко поднятой головой! Санкт Петербург – это центр мировой культуры. Наш театр посещает огромное количество людей. И каждый, кто приходит, когда я выступаю, открывая программку, видит: Елена Евсеева, народная артистка Удмуртской Республики. На самом деле это большая ответственность, ведь ты являешься лицом своей республики. И я с большой радостью несу эту ответственность. Горжусь, что имею это звание и благодарна республике за него», – подчеркивает Елена.
В 2019 году она стала лауреатом премии «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле» за роль в спектакле «Push Comes to Shove». Это высшая театральная премия Санкт-Петербурга, эдакий питерский театральный «Оскар». Она вручается каждый год за премьерные спектакли: победители получают статуэтку, а все остальные номинанты – соответствующий сертификат. В прошлом году Елену номинировали на эту премию за исполнение партии Рамзеи в спектакле «Дочь фараона».
Танцевала вместе с Майей Плисецкой
Про «Мариинку», где она сейчас работает ведущей солисткой, Елена отзывается с особой любовью.
«Я люблю Мариинский театр, люблю эту сцену, люблю балетные залы, люблю каждый уголок театра. Я чувствую себя комфортно, мне очень хорошо. Сцена здесь – как нечто священное для меня. Просто мурашки идут от осознания, что там, где я сейчас танцую, выступали самые знаменитые, великие, известные балерины и танцовщики – Галина Уланова, Наталия Дудинская, Майя Плисецкая, Алла Шелест, Анна Павлова, Рудольф Нуриев, Вацлав Нежинский и др. Просто представьте!»
Кстати, Елене удалось танцевать вместе с балериной Майей Плисецкой.
«Я была очень молоденькой, наверное, только выпустилась. Я танцевала большое гранд-адажио с четырьмя кавалерами из балета «Спящая красавица», 1 акт. А Майя Михайловна танцевала с великим танцовщиком Шарлем Жюдом в спектакле «Послеполуденный отдых Фавна». Плисецкая была главной нимфой, а Жюд – Фавном. Это было прекрасно. Вот она рядом ходит, рядом танцует… В первую секунду ты даже не осознаешь того факта, что ты танцуешь на одной сцене с такой великой балериной».
С особой любовью Елена говорит о людях, которые сыграли большую роль в ее судьбе.
«Татьяна Дзюба... Совершенно удивительный человек Игорь Бельский, художественный руководитель Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Педагог-репетитор, народная артистка России Любовь Кунакова, с которой я работаю до сих пор. И прекрасный профессионал-методист классического балета Альфия Гареева. Все, что я умею с точки зрения методики, чистоты исполнения – ноги, руки, – все это она мне ставила с 14 лет. Мы дружим, и она по сей день ходит на каждый мой спектакль. Кстати, и Любовь Кунакова, и Альфия Гареева родились в Ижевске! Представляете, насколько у нас земля плодородная. После выпуска придя в Михайловский театр, я все семь лет проработала под чутким руководством художественного руководителя труппы Николая Боярчикова. Я танцевала на одной сцене с легендарной Эвелин Харт (это канадская балерина и бывшая солистка Королевского балета Виннипега – прим. ред.). Общение с актером Рэйфом Файнсом (тот самый Волан-де-Морт), который приходил ко мне на спектакль. Мои встречи с балеринами Ольгой Лепешинской, Аллой Осипенко. Конечно, общение с Владимиром Владимировичем Путиным, который был на «Щелкунчике»… Все эти удивительные встречи, моменты наполняют тебя любовью. Ты постоянно носишь в себе весь этот фейерверк, и все это формирует тебя как личность», – уверяет Елена.
Семья, преподавание и участие в выставке «Россия»
Сейчас каждый день Елены Евсеевой расписан буквально по минутам. Она не только танцует в Мариинском театре, но также преподает классическое историческое наследие, методику классического танца и репетирует с бакалаврами и магистрами в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. И там же сама получает магистерскую степень.
«У меня нет дней недели, совершенно нет выходных, – смеется балерина. – В театре с этого года начали давать по три балета в день. Конечно, у нас ненормированный график. Иногда после вечерних спектаклей я прихожу домой в 12 ночи. Каждый день у меня начинается с занятий по классике, потом я преподаю, сама учусь, танцую в театре. Чтобы не забыть ничего – три списка! Еда… Я стараюсь, но не всегда получается. Слава Богу, мой супруг мне в этом помогает, старается облегчить мою жизнь».
С мужем Елена вместе уже 9 лет.
«У нас нет какой-то очень романтичной истории знакомства. Все было максимально просто и обычно. Он позвонил и пригласил на свидание прямо в день моего рождения – он этого не знал. А у меня были гости, родители. И я, которая никогда так себя не вела, просто встала и сказала: «Вы знаете, мне нужно идти». Все всполошились: «Куда идти? Лена, у тебя гости». А я говорю: «Нет, извините, мне нужно идти», – улыбаясь, вспоминает балерина и говорит, что сейчас муж – ее главная опора и поддержка.
Пусть и не так часто, но Елена с удовольствием приезжает в свой родной город. Любит гулять по набережной, по Центральной площади, любит замечать изменения, которые происходят в городе.
«Здесь живут мои родители. Так получилось, что мы – я, мои сестра и брат – разъехались, но мы обязательно приезжаем в Ижевск, приходим в дом к родителям и это какое-то… состояние блаженства! Ты видишь родные лица… Дома обязательно вкусная еда – мама так готовит: искусница! Здесь прекрасная компания и чудесные друзья. Здесь простота в общении, которая так дорога сейчас. Думаю, родители мной гордятся, но для них важнее, чтобы у меня ничего не болело и я была счастлива, а остальное и не так уж важно!» – улыбается балерина.
Несмотря на плотный график, Елена согласилась стать одним из амбассадоров своего родного края на выставке-форуме «Россия» (0+), организованной по поручению Президента страны. Кстати, выставка до сих пор работает, и ее можно посетить – вход бесплатный.
«Сначала я очень удивилась, когда мне позвонили и предложили быть на открытии стенда «Мы из Удмуртии». Но уже в следующую минуту подумала: «Боже, какое счастье, я поеду!» Мне так хотелось принять в этом празднике участие, почувствовать это единство! Долго не думая, купила билет и сразу поехала! – рассказывает Елена Евсеева. – Я познакомилась с нашими дорогими чемпионами – с Иваном Черезовым, с Андреем Кириленко, с Владимиром Каманцевым, с Владом Лекомцевым. Хоть мы и мало успели пообщаться, но я восхищена ими! Я увидела детей, воспитанников детских домов, которых специально пригласили в Москву. Мне показалась, что они были настолько поражены и шокированы, – ведь где-то в глубине души они понимали, что участвуют в чем-то большом и важном. Новые знакомства. Выставка, наш стенд – это очень ярко, современно, и я до сих пор под впечатлением!»