В День защитника Отечества IZHLIFE собрал истории значимых людей республики об их службе в армии.
Глава Удмуртии: «Мама мечтала, чтобы ее сын был военным»
Глава Удмуртии Александр Бречалов учился в Краснодарском военном институте им. генерала армии С.М. Штеменко, окончил его с отличием. Но поначалу все было не так уж и гладко. Во-первых, решение поступать в это учебное заведение приняли родители Бречалова.
«Мама мечтала, чтобы ее сын был военным. А у меня была мечта поступить в Москву. Но поскольку я учился хорошо, а подростком был эмоциональным и с поведением было не всегда все здорово, родители отправили меня в военное училище. Я им благодарен за это решение. Оно предопределило мое дальнейшее развитие и как предпринимателя, и как человека, а в настоящий момент как Главы республики. Очень много правильного было заложено именно в училище», – рассказал Бречалов в эфире радио «Адам» (104.5 FM, 12+).
Кстати, на проводах он был одет в кеды-кроссовки, укороченные под шорты спортивные штаны, а на голове у него была небольшая косичка – ее обрезали в пункте назначения.
Первые два курса сложные предметы и постоянные физические нагрузки давались юному курсанту непросто. Он и в наряды ходил, и на гауптвахте побывал, и несколько раз писал рапорт на увольнение, – только родные каждый раз уговаривали его остаться. А вот на третий и четвертый год обучения все пошло как по маслу: Александр Бречалов искренне полюбил военное дело и даже стал капитаном футбольной сборной. Но все равно с особой теплотой вспоминает увольнительные домой.
«Когда ты идешь после долгих сборов домой в гражданской обуви, чувствуешь себя немного странно. Дома другая постель, другая еда. Это такая квинтэссенция счастья и самое классное воспоминание. У меня мама и бабушка очень вкусно готовили. Кушать домашнюю пищу по вечерам было чем-то особенным».
После училища Александр Бречалов пошел служить в армию – в Восьмую авиационную дивизию особого назначения Чкаловского гарнизона в Подмосковье. Говорит, для него это место стало особенным, несмотря на непростое время, – положение военнослужащих да и армии России в целом в середине 90-х было ужасным.
Зампредседателя правительства Игорь Асабин запомнил армию на всю жизнь
Игорь Асабин, заместитель председателя Правительства Удмуртии, служил в мотострелковых войсках с 1985 по 1986 годы. Сначала была учебная часть в Чебаркуле Челябинской области, а потом – служба в ГДР.
«В армии все ярко и запоминается на всю жизнь, – улыбается Игорь Асабин. – Армия научила всему самому необходимому в жизни, чему не успела научить семья».
Министр культуры охранял перебежчика из Китая
Министр культуры Удмуртии Владимир Соловьев служил в Забайкальском пограничном округе в 1984-1986 годах. Говорит, что от службы у него только добрые воспоминания. Вместе с ним служил, кстати, автор герба и флага республики Юрий Лобанов.
Однажды Владимиру Соловьеву пришлось охранять перебежчика из Китая, который каким-то образом умудрился почти преодолеть тройную систему охраны границы, – очень уж хотел жить в Советском Союзе.
«Он был маленький, щупленький и, в отличие от многих здоровых парней, как раз и смог проскочить эту систему. Только на третьей он зацепил сигнализацию... И вот однажды ночью нас по сигналу «В ружье!» подняли, на плацу часа полтора держали, а потом наш комендантский взвод пригласили к начальнику штаба, поставили задачу: 2 часа охрана перебежчика – 2 часа сон. Вот в таком режиме дней пять его и охраняли», – вспоминает министр.
Поначалу китайца даже в туалет выводили под прицелом. А он оказался добрым малым: запомнил все имена своих охранников. После допросов его вернули на родину.
«А в Китае за нарушение границы с любой страной тогда была высшая мера наказания. Он знал об этом. Грустная история», – говорит Владимир Соловьев.
Кстати, сразу после службы в 1986 году он стал директором сельского Дома культуры, а потом первым секретарем Алнашского райкома комсомола.
Председатель Гордумы драил катер генсека Брежнева
Председатель Городской думы Ижевска Фарит Губаев с 1984 по 1987 годы проходил срочную службу в морских частях погранвойск Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа в Ленинградской области. В армию его призвали прямо с первого курса института, – в то время страна воевала в Афганистане, поэтому призывали даже студентов-очников. Фарит тоже просился в Афганистан, но его не взяли. Полгода он учился в единственном в СССР учебном центре морских пограничников в Анапе, получил профессию штурманского электрика. Он отвечал за обслуживание навигационных приборов пограничного судна, прокладывание маршрутов судна, работу с картами.
«Затем я служил 2,5 года на Балтике в ленинградской группе пограничных катеров. У нас был очень быстроходный катер задержания «Пограничник», развивавший скорость 38 узлов в час. Мы обеспечивали пограничную охрану морского порта Ленинград, куда приходили иностранные суда, несли круглосуточное дежурство в Финском заливе, охраняя морскую границу СССР. Наш катер раньше был катером генсека Брежнева. Как адмиральский катер, он был белым. И каждую субботу мы драили его до белизны с хозяйственным мылом», – рассказывает Фарит Губаев.
За годы службы бывало всякое: и нарушителей границы задерживали, и в серьезные штормы до 7 баллов попадали, и международные регаты на Балтике сопровождали.
«Больше всего мне запомнилось участие нашего катера в группе сопровождения на подписании договора СССР с Финляндией. Мы прошли от Выборга до Сайменских озер на территории Финляндии. Шли через шлюзы Сайменского канала, которые были на российской территории, а Финляндия их арендовала для судоходства. Тогда у нас была дружба между странами, была спокойная граница, потому что финны все равно выдавали всех наших перебежчиков».
За время службы Фарит Губаев ни разу не был в отпуске – он был единственным штурманским электриком, и заменить его на катере было просто некем.
По словам председателя Гордумы, армия научила его ответственности, трудолюбию и, самое главное, – разбираться в людях.
«Когда живешь почти три года в тесном кубрике бок о бок с сослуживцами, каждый из которых со своим характером, менталитетом, получаешь бесценный опыт общения, командообразования, понимания психологии», – подчеркивает Фарит Губаев.
Директор филиала «Ростелекома» в Удмуртии отказался от вредных привычек
Сергей Тульчинский, директор филиала в Удмуртии ПАО «Ростелеком», служил в железнодорожных войсках РФ в Коми с 1997 по 1998 годы. Однажды их армейскую часть взбудоражила новость: едет телевидение, чтобы снять новостной сюжет.
«Видимо, в молодости я был открытым и коммуникативным, поскольку начальство поручило именно мне общаться с журналистами. Приказы не обсуждаются, но я особо и не переживал. И вот камера включена, озвучен вопрос журналиста в духе: «Как служится?». И… Это был провал. Я словно остолбенел, все заготовленные слова куда-то исчезли. Помню, наконец, сказал: «Служится хорошо. Кормят хорошо». Почему-то сказал это два раза подряд, а дальше – полный ступор. Камер цифровых тогда не было, поэтому много дублей не снимали. Так моя речь в эфир и вышла. А я тогда понял: любой навык, особенно умение держаться перед камерой, нужно тренировать», – вспоминает Сергей Тульчинский.
Армия научила его ценить простые бытовые вещи: спать в теплой и удобной кровати, есть то, что нравится, иметь свободное время для увлечений, читать книги. А еще в армии он отказался от вредных привычек.