9 мая ижевчане вспоминают родных, которые внесли свой вклад в исход Великой отечественной войны. Мы собрали героические, проникновенные и трагичные истории от близких героев войны.
Участвовал в параде Победы
— Когда моему деду было 14 лет, его отец ушел на фронт, — рассказывает ижевчанин Константин Мезрин. — Был тяжело ранен на Пулковских высотах, защищая Ленинград, и умер от ран. В 1944 году, когда деду исполнилось 17, он пошел на войну следом за отцом. Во время боев был ранен в плечо, но все-таки дожил до победы. 24 июня 1945 года участвовал в параде Победы в Москве. Несмотря на то, что наш дед умер рано, он успел воспитать в нас — своих внуках — любовь к Родине и желание служить в армии. Один отслужил ВДВ, я — в разведке. Старший внук участвует в параде Победы. В этом году уже в 4-й раз.
Бабушка выхаживала дедушку в госпитале
— Моего деда призвали в ряды Красной Армии в 1939 году, — вспоминает Ксения Ушакова. — Спустя два года началась война и его забрали на фронт. Дед получил награды: «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.», медаль «За Отвагу», «Орден Красного Знамени», «Значок Гвардии». За время войны он был трижды ранен. А бабушку — медсестру детского сада — как военнообязанную мобилизовали в армию. Всю войну она работала в эвакуационном госпитале для выздоравливающих бойцов, ухаживала за ранеными. Одним из раненых оказался дед, который попал в госпиталь с контузией. Дед был в тяжелом состоянии, а бабушка его выхаживала, буквально кормила с ложки и поставила на ноги. В 1946 году они поженились. И прожили вместе долгую жизнь длиною в 45 лет. Родили и воспитали двух дочерей и вырастили пять внуков.
Добирался до госпиталя ползком
— Первый год войны мой прадедушка ковал победу на полях, помогал выращивать хлеб для фронта, — рассказывает Анастасия Дранкова. — А зимой 1942 года ушел на фронт. Дослужился до командира танка. В битве под Курском в его танк попал снаряд. Прадеда ранило в голеностопный сустав. С раненой ногой он полз по грязи несколько дней без еды и воды, периодически теряя сознание. Ему удалось выползти на дорогу, где его подобрали санитары. По пути в госпиталь на медицинские машины налетели вражеские самолеты и стали бомбить. Как только Николаю удалось вылезти из машины, в нее попал снаряд. После этого солдату снова пришлось ползти. Через два дня он выполз на большую дорогу, где его подобрали и отвезли в полевой госпиталь. У него началась гангрена. В военное время не хватало лекарств, поэтому операцию делали без наркоза. Николаю Андреевичу положили в рот палку. Врачи стали резать ножевкой ногу по-живому. После его комиссовали домой. Николай Андреевич до сих пор служит для нас примером героизма и мужества.
Все время носил в кармане фотографию папы
— Бабушка с дедушкой разошлись и разъехались. Бабушка уехала на Дальний Восток, а дедушка остался в Башкирии. Мой отец знал, что его отец умер, но где и как он жил, он не знал. Я искала своего деда 5 лет, — делится Татьяна Усачева. — Кроме фамилии, имени и отчества мы больше ничего о нем не знали. В апреле 2015 года я нашла своих родственников по папиной линии, съездила на родину деда, побывала на его могиле. Мне передали папку документов: письма, характеристики, справки, личное дело, такое впечатление, что эти все документы хранили для меня, для наших детей. Из документов мы узнали, что воевал он на Белорусском фронте. Награжден медалями: «За победу над Германией» и «За взятие Кенигсберга». Был дисциплинированным, выдержанным, честным и грамотным офицером. Обеспечил 21 боевой вылет на самолете «Бостон». К сожалению, он умер от приобретенной на фронте болезни легких и почек. Знаю, что он все время носил с собой в кармане фотографию моего папы.
Попал в концлагерь
— Мой дед в начале войны был призван на фронт, но через некоторое время вернулся по брони с завода, — рассказывает Алексей Сердюков. — Зимой его снова призвали, но в феврале 1942 года попал в плен, не успев доехать до части. Отправляли их на Украину, Дебальцево. Мы не знали о его судьбе до 1970-х, писали запросы. Был признан умершим, дали документ, чтобы могли отпеть. Только в 2010 по сохранившимся немецким документам, благодаря ОБД «Мемориал», удалось узнать, что он находился в концентрационном лагере «Шталаг», там же и умер в августе 1943 года. Захоронен в общей могиле в Фалькенау, сейчас это территория Чехии.
Поскромничал расписаться на стенах Рейхстага
— Когда началась война, моему деду было 15лет, — рассказывает Антон Шмаков. — Он вспоминал, что в школе они ненавидели немецкий язык, строили ни в чем неповинному учителю множество козней. В 16 он просился на фронт, но его не брали. Тогда он прибавил себе возраст и попал в противотанковую дивизию, наводчиком. Про войну дед не любил вспоминать, но как-то показал на медаль за отвагу и сказал, что это награда за подбитый фашистский танк. Дед участвовал в освобождении Прибалтики, был ранен, контужен. Со своей дивизией дошел до Берлина. Но когда все расписывались на стенах Рейхстага, он поскромничал. В мирное время оставался таким же. Ко Дню Победы он начищал все свои медали, но надевал только нашивки, вот таким он был скромным.
Пошла на фронт, чтобы отомстить
— Сейчас нашей бабушке 95 лет, — рассказывает Ольга Добродеева. — Сегодня уже сложно представить, сколько всего она пережила: под бомбежками копала противотанковые рвы, три долгих месяца была в оккупации, ела оладьи из гнилой картошки. На ее глазах расстреляли подруг и учителя, фашисты подожгли дом, а всю ее семью раздетыми выгнали на снег. Тогда она дала себе слово: «Уйду в армию, чтобы отомстить за всех». Ее взяли в полк связи, она доставляла секретные депеши Рокоссовскому и Жукову лично. Однажды попала под мощнейший обстрел, но выжила. Выжила благодаря своему боевому характеру, а еще очень любила жизнь.
Его именем названа улица в родном селе
— Мой прадедушка – Герой Советского Союза, — делится школьница Екатерина Демахина. — Он служил в Красной Армии с 1937 года. В 1943 году стал командиром батальона на 1-м Белорусском фронте. Бойцы его очень любили, между собой называли «Комбат Хороший». В начале 1945 года батальон Хорошилова в числе первых вошёл в Германию.
В наградном листе о присвоении звания Героя Советского Союза говорится, что его батальон нанёс серьезный ущерб противнику, захватил много пленных, боевой техники. Сегодня в селе Островки в честь него названа улица, на школе висит мемориальная доска, а на могиле установлен большой памятник.
Заплакал, когда закончилась война с Японией
— Как и все мальчишки военного времени, он очень хотел попасть на фронт и защищать Родину, — вспоминает о своем деде Надежда Дранкова. — В самое тяжелое время он выращивал хлеб и картошку для фронта, заготавливал дрова, работал столяром. 1 мая 1945 года его зачислили рядовым в состав сил Тихоокеанского флота. С августа по сентябрь 1945 года он участвовал в войне с Японией. Эта война длилась всего месяц, но все ее тяготы легли на юношеские плечи. Климат в Маньчжурии очень суровый. Солдаты голодали. Им приходилось есть траву, которая росла прямо под ногами. Осенью, когда закончилась война с Японией, Николай Федорович стоял в карауле. Когда он узнал эту новость, он заплакал от радости.
Вылечил военнопленный японский врач
— Мой дед родился в обычной семье крестьянина, — рассказывает Елена Демина-Ленцова. — На фронт пошел в 1944 году, добавив себе один год. Сразу попал на Польшу. Служил в пехоте, потом обучился на водителя и доехал на своей полуторке до Германии. Потом их в холодных вагонах перевезли на Дальний Восток, ехали они около месяца. Далее он продолжил службу в Манжурии. В войне с Японией в составе 854 стрелкового полка – разведчиком. Там же получил ранение, ожог тела, из огнемета. Всегда с благодарностью вспоминал, что его вылечил военнопленный японский врач. Домой в Удмуртию (Селтинский район, д. Эшмедьгурт) вернулся в июне 1951 года.