В честь 75-й годовщины снятия блокады Ленинграда ведущая радио «Адам» (12+) Мария Загумённова отправилась вместе с поисковиками из удмуртской общественной организации «Долг» в Любань Ленинградской области, где уже не первый год ведется поиск погибших солдат.
СПРАВКА IZHLIFE
В 1942 году в рамках Любанской наступательной операции здесь шли ожесточенные бои. Целью было оттянуть фашистов от Ленинграда и разорвать блокадное кольцо. Потери с нашей стороны огромные: 18 тысяч человек за 2 дня, сама операция длилась несколько месяцев.
День первый
От Питера до Любани я ехала 1,5 часа на электричке, а оттуда отправилась в леса, где уже несколько дней находилась часть поисковиков из Ижевска. Они писали мне, что обнаружили очень ценные находки, какие именно, мне только предстояло узнать. Преодолев несколько километров бездорожья с огромным рюкзаком за спиной, уже ближе к вечеру вместе с другими ребятам дошла до своего лагеря. Из Удмуртии приехали 22 человека, в том числе и я. Рядом с нами располагались еще поисковики из Нылги и Можги, Казани, Раифы, Ямала и Северодвинска. Той находкой, о которой мне говорили,оказался фрагмент именной ложки, принадлежавшей бойцу Мингалеву Дмитрию Яковлевичу из Свердловской области. Еще осенью прошлого года ребятам из экспедиции удалось найти его останки, а вот теперь и его ложку.
День второй
Сегодня я пошла на свой первый раскоп. Облачившись в анорачный костюм и высокие сапоги, мы отправились по болотистой местности в лес. Я впервые увидела, как ищут места, где могут находиться погибшие солдаты. Сначала специальными щупами ребята проверяют почву. По звуку определяют, что там: дерево, железо или кости. Если звук напоминает железо, то это может быть снаряд или патроны, если кости, то начинают делать подкоп. Если звук их не обманул и они обнаружили останки, то проверяют, какой части скелета они принадлежат, исходя из этого становится ясно, как он может располагаться. Далее очерчивают квадрат и выкапывают вокруг него небольшой ров. Получается археологический стол. После этого аккуратно при помощи ножа снимают слой за слоем.
Удачей у поисков считается, если они нашли медальон с именем и личными данными бойца внутри. Тогда сразу становится понятно, кому принадлежат останки. Но зачастую эти медальоны оказываются пустыми, либо в них находят иголки, карандаши и прочие вещи. Когда боец найден, его поднимают, проводят эксгумацию и все протоколируют. После этого все останки относят на временное хранение к кресту.
После обеда мы вновь отправились на работу. Ребята из экспедиции рассказали, что в 1940-е годы там, где сейчас мы находимся, были поля. Все засеяли лесом лишь в 70-е годы, чтобы скрыть масштабные последствия войны: с января по апрель 1942 года в ходе Любанской наступательной операции погибло 308 367 наших солдат. Операция оказалась неудачной, однако кольцо вокруг Ленинграда не сомкнулось. Обреченный город спасли от полной блокады. Находят здесь личные вещи и останки фашистов. Передают все это в Союз по уходу за воинскими захоронениями, дальше их также хоронят на сборном кладбище на немецкой стороне.
Вечером руководитель экспедиции Фаиль Фаизович Ибрагимов сообщил, что нашлась родственница погибшего бойца Мингалева, чью ложку отыскали пару дней назад. Предполагаемая племянница живет в Надыме на Ямале. Она дала согласие на то, что бы останки Дмитрия Яковлевича захоронили в братской могиле.
День третий
Сегодня мы пошли на субботник в Макарьевский мужской монастырь. Парни помогли напилить и расколоть дрова, собрать мусор, посетили службу. История этого места удивительна: монастырь в 16 веке основал Макарий Римлянин, во время Великой Отечественной войны пустынь оказалась на оккупированной фашистами территории. В 1942 году, в ходе неудачного наступления советских войск на Любань, все строения были разрушены. И до сих пор монастырь восстанавливают.
После субботника нас вновь ожидала работа. Меня и еще нескольких ребят из экспедиции посадили на новый раскоп. Под деревом обнаружили две бедренные кости бойца, а значит, все остальные части скелета должны быть где-то рядом. Так как во время войны здесь были поля, а сейчас лес, то поисковикам иногда приходилось валить деревья, так как останки бойцов могут находиться в их корнях. Моей задачей было осматривать эти самые корни. Сегодня, к сожалению, ничего больше мы не нашли.
Вот уже третий день я хожу по лесу как по музею: впереди лежат гильзы, слева неразорвавшаяся мина, справа чемодан и ботинки фашиста. Ну и, конечно, бесчисленное количество останков наших бойцов. Столько лет прошло, а ощущение такое, что война закончилась только вчера.
День 4
Сегодня мы продолжили работу на том же раскопе. Наш солдат оказался глубоко в земле. Пришлось копать траншеи и делать археологический стол. Иногда на поднятие одного бойца уходит несколько суток. Как рассказал Фаиль Ибрагимов, обнаружить останки жителей Удмуртии здесь нереально. Дивизии из наших земляков формировались в основном под Смоленском и Ржевом. Однако в том году в Керчи в рамках экспедиции «Большой десант-2018» обнаружили останки ижевчанина Савинова Виктора Владимировича, 1918 г.р, старшины 2 статьи, СКА-053 ЗДСКА. Он проживал в Ижевске по адресу: ул.Свободы, 156. Его родственников ищут до сих пор.
День пятый
Сегодня, в день моего выезда из леса, пошел снег. Из-за погодных условий поисковики отложили раскопки, отправились на них немного позже. После завтрака мне сообщили, что выбираться из леса мы будем на ГТТ (гусеничный танковый тягач. – Прим. ред.).
В экспедиции я была всего 5 дней, ребята из поисковых отрядов проводят тут больше времени. И подобные выезды у них проходят не только весной, а на протяжении всего года. Во всей этой экспедиции меня больше всего поразили не находки, а люди, которые приехали сюда. Они потратили свои собственные средства, променяли отдых у моря на грязь, холод и дождь. Каждый день они тратили огромные физические силы ради того, чтобы найти тех, кто отдал свои жизни за нас. И поиски эти еще долго не закончатся.
9 мая у ребят будет вечер памяти, где они все вместе зажгут финские свечи и исполнят песни Победы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
От Киева до Праги: война и Победа глазами ижевского ветерана Виктора Алексеевича Попова
От Ижевска до Венгрии: война и Победа глазами ижевского ветерана Казанцевой Эмилии Васильевны