
Они смотрят на тебя так, что, кажется, пробуравят взглядом. Многие зрители не выдерживают – плачут. Но актеры этого не видят. На сцене – ижевский инклюзивный театр «Мечтатели».
– Мы же ни черта не видим! Свет слепит.
– Мне бы ваши проблемы, девочки, – улыбается седовласый мужчина…
«Девочки» – это актрисы, большинству из которых уже давно за шестьдесят. Свет театральных прожекторов слепит их потому, что они пусть и слабо, но видящие. В отличие от седого напарника – тотально слепого.
Новая жизнь «Мечтателей»
Еще год назад эти люди даже не помышляли о театре, жили своей жизнью. А теперь они – победители Вторых Международных Парадельфийских игр, которые минувшей осенью прошли в Ижевске. В свой первый день рождения «Мечтатели» представили на сцене филармонии победный спектакль «Новая жизнь».
– У меня так руки тряслись, что чуть трость не выпала!
– А я помолился про себя…
После спектакля актеры рассказывают, как справлялись с волнением.
«Новая жизнь» – спектакль-пантомима, герои которого ищут выход из замкнутого пространства, из старой жизни в новую. Незрячие актеры играют зрячих. И это им удается. Потеряв зрение, они не утратили способность заглядывать в душу.
– Да, нам рассказывали, что многие зрители плакали, что даже мужчины не могли сдержать слез. Мы рады, что мы сумели разбудить в людях такие эмоции…
Театр подарил «новую жизнь» и самим актерам.
– Мы вышли из состояния слепоты. Компьютеры осваиваем, – делятся они своими достижениями.
– Не сидим в четырех стенах. Прошлым летом я впервые за 20 лет самостоятельно вышла из дома, дошла до магазина. Все-таки решила осваивать пространство.
– Спасибо за это Насте. Это ее большие труды. Какое терпение нужно, чтобы с нами заниматься.
«Ощущаю, что что-то в этой жизни делаю правильно»
Настя, Анастасия Семенова-Романенко, режиссер театра «Мечтатели», словно сошла с обложки… нет, не глянцевого журнала, а сборника сказок. Хрупкая девушка с длинными светлыми волосами и огромными глазами. Волшебница! Такой она и стала для своих подопечных. Интересно, какой представляют ее незрячие актеры?
– Нет, я не белая и пушистая, как может показаться на первый взгляд, – смеется Настя. – Я очень требовательна к себе и окружающим. Порой даже извиняюсь за излишнюю строгость.
Год назад Анастасия пришла в ижевское отделение Всероссийского общества слепых и сказала: «Кто хочет играть в театре?». Согласились многие. Остались семеро.
– В моем окружении не было никого с серьезными проблемами зрения. Мне просто захотелось поработать еще и с такими людьми. Я не создавала инклюзивный театр под Парадельфийские игры. К своему стыду, даже не знала о них. Но когда узнала, предложила поучаствовать. Не верила, что кто-то согласится, что успеем подготовиться. Но услышала в ответ: «Нам это надо».
Анастасия Семенова-Романенко — непрофессиональный режиссер. В свое время она выучилась на преподавателя английского и французского языка, потом на экономиста. Но вот уже 15 лет занимается постановкой спектаклей с актерами-любителями. У нее свой бизнес.
— В детстве я профессионально занималась танцами, пела. Сцена, творчество – мое призвание. Многие спрашивают, почему, порой в ущерб основной работе, я занимаюсь с особыми актерами, это же не приносит денег? Мне сложно объяснить. Но, работая с «Мечтателями», я ощущаю, что что-то в этой жизни делаю правильно.
Наша героиня действительно не такая, как все. Она не сидит в соцсетях, не любит рассказывать о себе и своих благотворительных проектах. И сейчас делает это только потому, что это нужно не ей, а «Мечтателям».
О чем мечтают «Мечтатели»?
Анастасия считает, что объяснить незрячему человеку, как с помощью лица и пластики тела передать эмоции и чувства, – не самая большая сложность. Куда сложнее донести до непрофессиональных актеров, что такое актерская задача и как ее выполнить.
– Мы потеряли зрение, уже будучи взрослыми, помним краски, выражения лиц, – подтверждают актеры театра. – Намного сложнее работать с тотально слепыми с рождения. Мы и они – совершенно разные люди.
– Я работаю с огромным количеством людей, с молодежью. И все постоянно на что-то жалуются – на усталость, проблемы. Да я и сама такая! – признается Анастасия. – У меня все время что-нибудь не так, что-нибудь плохо. А «Мечтатели» не жалуются! Хотя им трудно смириться с потерей зрения, со своей беспомощностью. Мы же даже представить себе не можем, каково это жить в постоянной темноте.
Но при всем при этом эти люди всегда готовы помочь. Вот, к примеру, Василий подходит ко мне и забирает тяжеленный чемодан с резиновыми ковриками. И тут я понимаю, что не Вася инвалид, а я наверное.
Резиновыми ковриками застилается сцена, на которой играют незрячие актеры. Они для них – ориентир.
– Мы купили несколько десятков самых обычных игольчатых придверных ковриков. Но актеры плохо чувствуют их ногами, хотя и выступают в балетках. Тактильные коврики – удовольствие дорогое. Один размером 40 на 90 сантиметров стоит около пяти тысяч рублей, а ими нужно застелить всю сцену.
«Мечтатели» стараются минимизировать расходы. Репетируют в актовом зале предприятия «Спутник». Зимой там холодно – приходится надевать шапки, шубы, но зато бесплатно. С костюмами и декорациями тоже не мудрят. Но есть у них одно большое желание, которое стоит денег. Больших, по меркам людей, живущих на пенсию по инвалидности.
– Хотим поехать в Москву, на международный фестиваль особых театров «Протеатр», который пройдет в сентябре этого года. Заявку уже подали.
– О чем мечтаете, «Мечтатели»? – спрашиваю я напоследок.
– Поехать в Москву на фестиваль! – отвечают одни.
– Прозреть, – неожиданно громко заявляет тотально слепая Надежда Мясникова.
И если эту мечту мы исполнить не можем, то первую – вполне…
*Невер эвер гив ап
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Почему ижевчанин начал бороться с борщевиком и защищать Ярушкинский дендропарк
Фотограф из Ижевска отправляет деньги со съемок домашних питомцев на благотворительность