Четыре года назад народная артистка Удмуртии Надежда Уткина разделила свою жизнь на две страны – Россию и Швейцарию. Удмуртия – ее родной дом, а в Европе – дом ее мужа Жерара.
Переезды не мешают ей успевать выступать на сцене, работать народным дипломатом, нянчиться с внуком и варить варенье. Чем живет семейная пара, почему им проще общаться на английском и что выращивает на огороде в Швейцарии исполнительница, выяснил IZHLIFE.
Там – в гостях, тут – дома
Надежда Уткина свою любовь встретила случайно: в 2012 году приехала в Швейцарию по работе и в первый же день познакомилась с будущим мужем.
– Я не ждала и не искала этой любви. Жерару, участнику любительского хора, поручили организовать для нас экскурсию. Мы гуляли, кормили лебедей, а через две недели Жерар уже приехал ко мне в Ижевск. Я ничего не делала специально, хотя считаю, что женщины должны помогать себе в поисках второй половинки, ходить, к примеру, в библиотеку, как советовала героиня фильма «Москва слезам не верит». Если рыбачить там, где рыба есть, обязательно поймаешь, – говорит Надежда.
Теперь она живет на две страны: две трети года в Женеве, треть в Ижевске.
Частичка русской культуры
Артистка признается, что они с мужем совершенно разные: он – спокойный и уравновешенный, Надежда – энергичная и взрывная. Иногда выстроить отношения бывает сложно, но им это удается.
– Он педантичен во многих вопросах, любит чистоту и порядок, а я человек творческий. Поэтому дома у меня царит творческий беспорядок, в компьютере не все разложено по папочкам, как любит муж. Иностранцы живут в определенных рамках и выходить за них не очень любят. А у нас, у русских, душа нараспашку, можем запросто прийти в гости без предупреждения и этим хороши. Жерар все это прекрасно понимает. Он же довольно хорошо знает русский язык, нашу культуру, много работает с россиянами. Поэтому понимание, кто мы такие, как устроены, у него было и до встречи со мной. Муж принимает меня как частичку русской культуры, а не как швейцарскую женщину, и поэтому постоянно идет мне на уступки, – рассказывает народная артистка Удмуртии. – Мне нравится, что я могу спросить мужа обо всем на свете, что у него есть ответ на любой самый сложный вопрос, у него очень четкое видение мира. Часто я с восторгом говорю ему: «Жерар, ты же все знаешь!». А иногда, когда мы ругаемся, как без этого, те же самые слова произношу с другой интонацией: «Конечно, ты же все знаешь».
Между собой супруги общаются на французском и английском языках.
– Где-то вычитала, что на каком языке влюбленные начали разговаривать при знакомстве, тот и будет доминировать в дальнейшем общении. Наш язык любви – английский. Но теперь муж почти все время говорит со мной на французском. Также я учу французский через свой новый песенный репертуар и с удовольствием смотрю сериалы во время утренней зарядки. Успех – налицо!
Удмуртские перепечи в Швейцарии
Надежда и Жерар живут в пригороде Женевы, неподалеку от озера Леман. В шале на высоте 800 метров над уровнем моря есть 15 соток, на которых до Уткиной никто ничего не выращивал.
– Я приехала и посадила там морковь, редиску, тыкву, зелень, бобы, горох, а нынче даже 28 кустиков картошки! У швейцарцев тоже есть огороды. Но они у них такие миниатюрные. Огороды в Швейцарии для красоты, а не для работы, – улыбается артистка.
В Швейцарии Надежда занялась не только огородом, но и изучением новых кулинарных рецептов.
– Однажды сварила сливовое варенье – на нашем огороде мы собрали 50 килограммов слив! Я научилась варить щи на косточках. Вообще я теперь специалист по супам и кашам. Конечно, я умела готовить и раньше, просто не так часто это делала. Когда в Швейцарии мы собираемся с друзьями, я обязательно варю гречку с грибами, приношу посятэм (подогретая кумышка на травах с медом). Тут вообще писк стоит. Никто не знает, что это такое, но все пьют с удовольствием. А сколько я там перепечей напекла, даже с ананасами делала! Мы же, удмурты, не едим десерты. У нас первое, второе и компот, а в Европе принято подавать десерт. Вот я придумала печь перепечи с ананасами, – делится ижевчанка.
О работе
– В Женеве я не только пою, но и продолжаю работу в качестве народного посла Удмуртии в Швейцарии. Ежегодно организуем культурные обменные поездки французских, швейцарских и удмуртских коллективов и деятелей культуры и искусства. В 2015 году провели «Удмуртские дни в Женеве», в 2018 году – культурно-просветительскую акцию «Гербер на Сабантуе в Женеве». За наш проект «Иж-Женева» я получила Почетную грамоту от постоянного представителя России при отделении ООН и других международных организациях в Женеве. Как певица я выступаю с сольным проектом и трио «Надежда». Мы выступаем на больших и камерных площадках с русскими, удмуртскими песнями, в том числе с переведенными на французский язык песнями. Например, «Лымы тодьы» и «Надеждой». Так что теперь моей основной работой стало пение и работа над новыми концертными программами и музыкальными проектами. Об этом давно мечтал мой муж, финансовый консультант по профессии. И я очень рада своей «перезагрузке» и началу работы с профессиональным менеджером. В планах у нас выпуск нового франко-удмуртского альбома и гастрольное турне. Также мы планируем реализовать проект музыкального интернационального видеоклипа к 100-летию Удмуртии. Для этого я собираю базу данных о земляках – выходцах из Удмуртии, которые продолжили успешную музыкальную карьеру за рубежом.
СПРАВКА
Надежда Уткина – народная артистка Удмуртии, президент Фонда «Культурный капитал Ижевска». С 2002 года разрабатывает и активно реализует в Удмуртии городские, региональные и международные культурные проекты. С 2011 года – координатор международного фестиваля «ПарИжевск», с 2014 – руководитель международного проекта «ИжЖенева». В 2014 году вышла замуж за швейцарца Жерара Ламарша.