Top.Mail.Ru
1 октября 2018 17:26
Моя история

«Настоящий ботаник»: создатель Красной книги Удмуртии Виктор Туганаев о выборе между биологией и вокалом

Профессор УдГУ рассказал о том, за что на него обижались министры и почему его считают колдуном

Сергей Грачев
Сергей Грачев

– Можете смело называть меня ботаником, буду только рад. Для меня это высшая оценка, а не прозвище, – смеется Виктор Туганаев, посвятивший всю свою жизнь биологии.

Мы встретились с ним в 09:00 в сквере у вечного огня. По меркам Виктора Васильевича, это уже разгар рабочего дня.

– Я ложусь спать в шесть-семь вечера. Просыпаюсь в два часа ночи – в это время работается превосходно, а в 04:30 уже гуляю у вечного огня. Раньше делал десять кругов, сейчас – три утром и четыре днем. Причем в столь ранний час я тут не один. Пенсионеров, которым не спится, достаточно. Но, не подумайте, у меня это не возрастное. Я всю жизнь встаю очень рано, – объясняет 77-летний ученый.

Будущего профессора не хотели брать в школу

Виктор Туганаев – человек-энциклопедия. Во всех смыслах. Во-первых, он обладает энциклопедическими знаниями. Во-вторых, в 2000 году под его редакторством вышла первая энциклопедия Удмуртии. В-третьих, его имя занесено в самые разные энциклопедии, в том числе международные.

– В 2010 году в Германии и Швейцарии вышла книга о самых значимых людях Европы. В их числе оказался и я. Не знаю, кто и на каком основании решил меня в нее включить, но мне приятно. А так я простой, скромный крестьянский сын. Для того чтобы обозначить себя интеллигентом, мне приходится сильно стараться.

– Виктор Васильевич, как крестьянский сын стал ученым, о котором знают за рубежом?

– Я не первый ученый в семье и, думаю, не самый выдающийся. Один из маминых братьев был доктором наук, преподавал в Москве, трое остальных получили высшее образование. У деда, он был старостой Алнашской волости, была солидная библиотека. Так что родственники у меня толковые, умели работать и руками, и головой.

Мама окончить учительскую семинарию в Елабуге не успела – отец ее умыкнул, чем вызвал гнев будущего тестя и тещи. Он не пришелся им по нраву, потому что был неграмотным и суровым. Хотя тоже не из простых. У родителей отца были рыболовные угодья на Каме. Мама удивлялась количеству засоленной рыбы, которая в огромных бочках хранилась в доме родителей мужа. Впоследствии отец работал на лесопильном заводе в Можге. Но я его совсем не помню – он ушел на фронт в июне 1941 года, через три месяца после моего рождения. В том же году он попал в плен и пропал без вести. Мама осталась одна с четырьмя детьми.

Виктор Туганаев родился за четыре месяца до начала Великой Отечественной войны. Отца своего не помнит – он ушел на фронт и пропал без вести. Фото: Сергей Грачев

Я был самым обыкновенным ребенком. Но, говорят, любопытным. Когда старшие сестры и брат делали уроки, крутился рядом. Они стихотворение учат, а я слушаю и запоминаю первый. Поэтому в начальных классах мне было легко. Хотя сначала в школу меня брать не хотели, говорили: «Пусть подрастет немного». Рост у меня был невыдающийся. Да такой и остался.

– Зато теперь вы выдающийся ученый. Почему именно биология вас заинтересовала?

– Как-то, еще до школы, мне поручили покараулить цыплят. И вот наблюдал я за ними и уснул. Проснулся от кудахтанья курицы – коршун унес цыпленка. На шум прибежала сестра. Разозлившись, выпалила: «Лучше бы тебя коршун унес!». Мне стало так обидно! Но мама успокоила, сказала, что сестра меня любит, что сказала все это сгоряча. Тогда-то я впервые задумался о том, почему цыплята появились на свет, что у них творится в головах, испытывают ли они такие же чувства, как я? Потом начал смотреть: тут трава растет, тут жук ползет. Стал интересоваться, для чего и как все это произошло и кто есть я? Эти вопросы меня до сих пор занимают.

С песней по жизни

– Ваше детство пришлось на тяжелейшие военные и послевоенные годы. Тут бы с голоду не умереть, а вы извечными вопросами задавались.

– Вопрос, как заработать на хлеб, меня тоже волновал. Поэтому стал предпринимателем еще тогда, когда и слова-то такого не было. Мальчишкой торговал семечками на базаре, а еще пел! У меня был хороший голос – это мамины гены, как она пела романсы на удмуртском! Так вот моя тетя подсказала: «Витя, тебе нужно голосом зарабатывать. Ты маленький, тебя пожалеют». Тогда я собрал мальчишек, и мы без взрослых на колхозной лошади ездили с концертами по соседним деревням. Принимали нас очень хорошо. Кто деньги даст, кто хлеб, кто пирожки. Наберем большую котомку, а потом я с важным видом делил добычу между ребятами.

– Сейчас вас бы назвали продюсером.

– Концерты действительно помогали нам выживать, пока один учитель не сделал нам замечание: «А если американцы узнают, что в Советском Союзе дети вот так себе на хлеб зарабатывают?». Пришлось с гастролями завязать.

Но я все равно пел – на разных конкурсах, смотрах художественной самодеятельности – до самой аспирантуры. Меня хорошо принимали зрители. Хотя один умный человек сказал: «Чудачок, тебя вызывают на бис по семь раз не потому, что ты здорово поешь, а потому, что ты обезьянничаешь». Раньше же как было: выходит артист на сцену, встанет, как статуя, и поет, а я бегал, был очень эмоциональным. Умение зажигать публику мне до сих пор как преподавателю помогает. Но все равно после второго курса УдГУ я решил выучиться еще и на вокалиста.

Дело было вот как. В Удмуртии объявили конкурс на поступление в Горьковскую консерваторию. Желающих набралось 82 человека, а мест всего три. Я исполнил несколько песен и прошел отбор. Но нужно было еще сдать сольфеджио, а я нотной грамоты не знал. Тогда мне предложили поучиться на подготовительных курсах при консерватории, давали общежитие. Но я понимал, что учиться на очном отделении в Ижевске и в Горьком одновременно нереально. Я жил на одну лишь стипендию, да и научные интересы были на первом месте.

В юности Виктора Туганаева принимали в консерваторию. Но он выбрал науку. Признается, что умение зажечь публику ему помогает на лекциях в университете. Фото: Сергей Грачев

Энциклопедия Удмуртии и обиженные министры

– Ваше имя прочно ассоциируется с Красной книгой и энциклопедией Удмуртии. Что было самым сложным в работе над ними?

– Нехватка денег, хотя руководство Ижевска и республики меня поддержало. Кроме того, была проблема с кадрами, которые бы помогали мне составлять энциклопедию. Да и сам я был неопытен в этом деле. Теоретически представлял, как систематизировать данные, но как воплотить это на практике – другой вопрос

Трижды ездил в Москву, в редакцию, в которой готовилась энциклопедия СССР. Там мне подсказали, что ни в коем случае не нужно включать в книгу действующих государственных деятелей Удмуртии. Ученых, представителей культуры можно, а чиновников нельзя, поскольку еще неизвестно, как их оценит история. Я к этому совету прислушался, но в итоге некоторые министры начали упрекать меня: «Почему такой-то есть в энциклопедии, а меня нет?». Психологически это было тяжело вынести.

Но я предусмотрительно согласовал список людей, которых планировал включить в энциклопедию, со всеми, от кого мне могло влететь. Так что какие могли быть ко мне претензии? Но нужно отметить, что в процессе работы никто на меня не давил. Мне просто доверились и все.

Что касается Красной книги, сначала была написана книга «Редкие и исчезающие растения и животные Удмуртии». За нее мне и моим коллегам дали госпремию республики. Написать на ее базе Красную книгу было делом техники.

– С удивлением узнала, что вы еще и автор детских книг.

– Да, у меня есть детские книги. Одна из самых популярных «Коля знает 50 растений, а ты?». Я писал ее на удмуртском языке, позднее появилась русская версия. Сочиняя эту книгу, я вспоминал себя в детстве. Мне тогда все было интересно, но я не мог определить многие виды растений, растущих в Удмуртии. Поэтому мне прежде всего хотелось помочь детишкам. Если бы я в свое время встретился с такой книгой, она точно стала бы для меня настольной.

Дважды в день Виктора Туганаева можно увидеть в сквере у вечного огня. Фото: Сергей Грачев

Встреча с Брежневым

– Вы же еще и политикой занимались. Трижды избирались депутатом и даже были делегатом 26-го съезда КПСС в 1981 году. Видели Брежнева?

– Я с Брежневым разговаривал так же, как сейчас разговариваю с вами. Вместе с Устиновым он подошел к делегации Удмуртии, сказал несколько фраз, о чем-то пошутил. Для нас это было событием! До этого я видел Леонида Ильича только по телевизору да на фотографиях. Поэтому, встретившись с ним живьем, был сильно удивлен. Величественный образ вождя, сложившийся в моей голове, никак не соотносился с тем человеком, которого я увидел. Кожа на подбородке, на шее Брежнева висела, как ошметки. «Боже мой, такой старый и руководит такой великой страной? Как ему это удается?», – подумал я тогда и тут же заглушил в себе эти мысли. Таких вопросов в то время нельзя было задавать даже самому себе.

Интересных встреч было много. В свое время я объездил почти всю страну, участвовал в международных конференциях, выступал с научными докладами на немецком языке, который выучил во время учебы в аспирантуре Казанского университета. Входил в состав команды страны по пропаганде и агитации советского образа жизни, побывал с ней во многих странах Европы. Я расхваливал советскую систему образования и науки. Порой, вопреки своим убеждениям, ради престижа нашей страны перегибал палку. Когда пришло время перемен, надеялся, что новая система будет на голову выше прежней. Но жизнь показывает, что раньше все было не так уж и плохо…

С Устиновым и Брежневым Виктор Туганаев встречался на ХХVI съезде КПСС Фото: Сергей Грачев

Ненаучные предсказания

– Виктор Васильевич, вы можете назвать себя счастливым человеком?

– Я родился в рубашке. Кроме того, я седьмой ребенок в семье (трое детей умерли в раннем детстве. – Прим. ред.). Уже эти два обстоятельства определяют меня как счастливого человека. Не случайно, когда я был ребенком, меня в Алнашах всегда звали на сеансы гадания. Считали, что мое присутствие – гарантия точности предсказания. Я соглашался, знал – накормят. Я, кстати, и сам в детстве научился гадать на картах.

– Неожиданно.

– Гаданием занималась моя старшая сестра. Хорошо гадала, чертовка. Глядя на нее, научился и я. Но о промысле сестры узнали в школе, пригрозили исключить из комсомола, и она испугалась. Местные жители по старой памяти продолжали приходить к нам домой. Сестра уговорам не поддавалась, тогда обращались ко мне: «Может, ты умеешь?». Я не отказывал.

Первое, что я нагадал, – смерть. Женщина пришла погадать на своего мужа. Он вернулся с войны весь раненый, больной. И вот смотрю я на карты – выходит смерть. А что с меня, мальчишки, взять, сказал прямо: «Умрет ваш муж скоро». Мужчина умер на следующий день. Молва обо мне распространилась по Алнашам мгновенно. Одни начали меня бояться, другие, напротив, просили погадать.

Но недаром говорят, что старый человек все равно, что ребенок. Года три назад, гуляя как сейчас с вами, в сквере у вечного огня, я решил погадать одной бабушке. Она тоже приходила сюда по утрам и все говорила, что доживет до ста лет. Ну, вот я и решил проверить. Посмотрел на ее руку, я еще и хиромантией занимался, и говорю, что вижу: «Да какие сто лет, скоро у вас все кончится». Потом понял, что ляпнул не то, и сказал: «Ладно, не обращайте внимания». Бабушка ушла и вскоре умерла. После этого старушки у вечного огня стали меня сторониться. Видимо, подруга успела им рассказать о моем предсказании. Да и в университете, где я до сих пор еще немного преподаю, меня некоторые коллеги побаиваются. Думают, что я колдун. А какой я колдун? Святой человек! Просто у меня интуиция развита, и я многое знаю о лекарственных растениях, народной медицине удмуртов.

Виктор Туганаев – автор более 20 книг о флоре. Но его волнуют не только вопросы биологии. В планах ученого написать философский труд и попытаться ответить на извечный вопрос о смысле жизни Фото: Сергей Грачев

– Ваши научные заслуги – тема для отдельного разговора. Но есть что-то такое, что вы еще не сделали?

– В моем возрасте переосмысливаешь каждый шаг, видишь глубже. Поэтому мне бы хотелось написать что-то фундаментальное, философское. Ответить на важные вопросы: каково предназначение человека, что им движет, что такое жизнь и в чем ее смысл? Я думаю и пишу об этом каждый день. Мне еще есть что сказать…

ДОСЬЕ

Виктор Туганаев

  • Родился 28 февраля 1941 года в Алнашах.
  • Доктор биологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
  • Работал в Ленинградском (сейчас Санкт-Петербургском), Казанском государственных университетах. Был проректором УдГУ, деканом, завкафедрой. Продолжает преподавать. 
  • Дважды – в 1993 и 2001 годах – становился лауреатом Государственной премии Удмуртии.
  • Главный редактор Энциклопедии Удмуртской Республики и Красной книги Удмуртии.
  • Автор более 20 книг о флоре и растительности Удмуртии.
  • Почетный гражданин Алнашского района и Ижевска.
  • Женат. Супруга тоже биолог. Вместе они воспитали сына и дочь, которые подарили им двух внуков.