17 мая у руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртии Владимира Никешкина закончился срок его полномочий. Уже известно, продлевать его не будут, и Владимир Анатольевич сменит место работы.
Вышел срок
Отставка Владимира Никешкина продиктована только лишь временем: 17 мая у него истек 5-летний срок службы, на который его назначил Президент России Владимир Путин. И в этот раз продлить его нельзя.
– В Удмуртии я на этой должности, она по-разному называлась, уже 10 лет и 4 месяца, отработал все сроки, предусмотренные законом. Поэтому мне предстоит ротация в другой регион, – объясняет Владимир Никешкин. – Происходит это следующим образом: руководство получило от меня рапорт о переводе в другой регион. Далее должен последовать указ Президента России об освобождении меня от должности руководителя СУ СК России по Удмуртии. А вторым указом меня должны назначить на другой субъект. При этом у меня есть право вернуться в Удмуртию через год, два или три, в зависимости от ситуации. Конечно, Удмуртия мне дорога, родна. И покидать этот регион, покидать коллектив, который я очень люблю, тяжело. Но надо, значит, надо. Таков закон.
По словам Владимира Анатольевича, в настоящее время на пост руководителя СК по региону рассматривают несколько кандидатур как из Удмуртии, так и из других регионов, и все «очень достойные». О назначении станет известно в июне-мае. Самому Никешкину предложили работу в 15 регионах России.
– Я остановил выбор на нескольких регионах. Поэтому сейчас жду решения сверху. Я ношу погоны, поэтому работа в другом регионе – это приказ, которого нельзя ослушаться. Насколько это будет далеко от Удмуртии, как долго мне предстоит работать, это уже решать моему руководству, – комментирует Владимир Никешкин.
О взятках и коррупционных преступлениях
В 2017 году Удмуртия «отметилась» громкими коррупционными делами. Но, по по словам Никешкина, говорить о том, что республика погрязла в коррупции, нельзя.
– Статистика – лукавая вещь. Просто у нас произошел всплеск, мы очень много раскрыли преступлений о взятках. Допустим, было 10 взяток, стало 40 взяток. Рост 300%! Но на деле это только 40 взяток. В той же Кировской области подобных преступлений в 2017 году было куда больше, – поясняет Владимир Никешкин. – Много сделано сейчас государством, приняты законодательные акты, публикуются декларации о доходах, это дает определенный эффект. Коррупцию можно победить, механизм законодательный уже практически наработан. Но главная проблема заключается в том, что многие люди считают коррупцию нормой жизни. Надо ломать эту установку, должна быть привита определенная культура – культура неукоснительного соблюдения законов.
Ко мне иногда приходят однокурсники якобы «на две-три минуты, вопрос горит». Я разрешаю. Приходит: «Привет-привет, здравствуй-здравствуй. Как дела? Все нормально. Ну ладно, пока. Пока». Я спрашиваю: «Зачем приходил?». Ответ: «Да все-все, решился вопрос». Выглядываю в окно, которое смотрит на дорогу, а там этот самый «друг» у машины с кем-то говорит. Жестикулирует, на окно мое показывает. Я потом додумал, что он, наверное, позвонил при этих людях и сказал: «Вот я пошел к другу, однокурснику, сейчас решу вопрос». С тех пор перестал пускать таких людей к себе, не позволю пользоваться ситуацией.
Сыграли на святом
За более чем 10 лет работы главным следователем Владимир Никешкин насмотрелся на разного рода преступников, раскрывал сложнейшие дела. Некоторые из них особенно запомнились.
– Было у нас уголовное дело, когда группа бандитов нападала на большегрузные автомобили. Та ситуация меня тронула, потому что злодеи спекулировали на самом святом – взаимопомощи. Бандиты были на фуре, стояли на обочине. Останавливали дальнобойщиков, говорили, мол, встали сами на пути, просили ведро соляры. Водитель наливает ему соляру, в это время его убивают. Труп закапывают, а груз, который везет дальнобойщик, реализуют через свои магазины. Меня глубоко возмущало именно это, что негодяй не остановится, а хороший человек остановится и погибнет. Такая подлость просто недопустима в человеческих отношениях, особенно среди мужчин, среди водителей, да среди кого угодно, – рассказывает Владимир Никешкин. – Хорошо, если преступник сам понимает свою подлость. Ко мне пришел один преступник, который через 7 лет покаялся в убийстве двоих людей. Он пришел из армии, сидел на берегу Позими, и к нему подошли женщина и мужчина, предложили выпить. Он не отказался, а после по какой-то причине утопил сначала его, потом ее. Из-за содеянного он страдал все 7 лет, рассказывал мне: «Каждую ночь из этой Позими выползали змеи и душили меня. Я пришел, рассказал вам, мне стало легче. Я теперь сплю спокойно по крайней мере». Вот такие случаи есть.
Начал бегать из-за… прокурорских проверок
Владимир Никешкин – приверженец здорового образа жизни. Каждое утро на протяжении более 10 лет он начинает день с пробежки. Такую привычку он получил после проверок… Генпрокуратуры.
– Это был 2005 год. Была проверка Генеральной прокуратуры. Был цветущий май, а мы сидели в прокуренных кабинетах с этими разборками. Я тогда целую весну пропустил, практически не видел весну, не видел цветущих садов. В какой-то момент разозлился: «Да пошли вы все к черту! Я буду на вас смотреть по-другому». И с этого дня стал бегать ежедневно. И уже более 10 лет не пропускаю ни единой пробежки. За мной и сотрудники подтянулись, начали бегать, отказались от курения. И это здорово! Себе помог и жизнь окружающих, получается, изменил к лучшему.
БЛИЦ
Последняя прочитанная книга?
– Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Какую музыку слушаете?
– Нравится классическая музыка. Недавно был на концерте Иркутского симфонического оркестра. Очень понравился!
Любимое место в Ижевске?
– Лучшее место – это моя работа. И спортзалы!
СПРАВКА IZHLIFE
Владимир Никешкин родился в 1955 году в Удмуртии. Служил на флоте, в 1976 году поступил в Удмуртский государственный университет, с 1981 года проходил службу в органах прокуратуры Удмуртской Республики.
Работал стажером, старшим следователем прокуратуры Удмуртской Республики, заместителем начальника следственного управления прокуратуры Удмуртской Республики, начальником отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Удмуртской Республики.
С 2004 года – заместитель прокурора Удмуртской Республики – начальник следственного управления прокуратуры Удмуртской Республики.
С 2007 года – руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике.