Top.Mail.Ru
20 июля 2017 13:58
Моя история

Настоящий герой: ветерану войны из Ижевска, много лет проработавшему участковым, исполнилось 100 лет

Николай Скорняков делится воспоминаниями о фронте, где он дважды чуть не погиб, и о работе в милиции.

18.мвд.рф
18.мвд.рф

Как дожить до 100 лет, точно знает ижевчанин Николай Иванович Скорняков. 11 июля он отметил свой вековой юбилей! Сложно сейчас представить, что еще в годы Великой Отечественной войны Николай Иванович попадал под обстрелы фашистов, а его родным по ошибке приходила похоронка.

Пошел на фронт добровольцем

Николай Иванович родился в деревне Успенск Алнашского района. В 1938 году его призвали в ряды Красной армии, где он служил в войсках НКВД. А летом 1941-го перебрался в Ижевск.

– 19 июня мы с матерью на пароходе отправились с пристани в село Гольяны. Отсюда с попутчиками 45 километров шли по тракту пешком до Ижевска, а в воскресенье по радио объявили о нападении фашистов на нашу страну. Проводив мать домой, я пошел в райвоенкомат и попросил направить меня на фронт, – рассказывает Николай Иванович.

Дважды чуть не погиб

Первый ожесточенный бой, который мог оказаться для Николая Скорнякова последним, состоялся в конце 1941 года недалеко от Серпухова, где засели немцы. Ветеран вспоминает, что каждый из 20 домов фашисты превратили в огневую точку, въезд в населенный пункт заминировали.

– Наша противотанковая рота расположилась на опушке леса, в 400-500 метрах от деревни. А в самом лесу на деревьях сидели фашистские автоматчики, мы их называли «кукушками», – рассказывает Николай Иванович. – Так мы оказались в опаснейшем положении: из деревни немцы стреляют из минометов, а с высоких елок по нам строчат из автоматов «кукушки». Мы с приятелем стреляли из противотанкового ружья по деревне, чтобы поджечь строения. Тут перед нами метрах в трех упал снаряд из миномета большого калибра. Мы вжались в снег, ожидая, что сейчас при разрыве этого злосчастного снаряда нас по клочкам раскидает. Однако проходят длинные секунды, а взрыва нет, снаряд не разорвался. К великому счастью, смерть обошла нас стороной.


С юбилеем Николая Ивановича (в центре фото) поздравили министр внутренних дел по УР Александр Первухин и председатель Совета ветеранов ОВД Удмуртии Герман Санников Фото: 18.мвд.рф

Спустя несколько месяцев – в феврале 1942 года – Николай Иванович вновь чудом остался жив. После взрыва раненого солдата подобрали санитары и разместили в госпитале. Но в дивизии, где служил Скорняков, решили, что он погиб вместе с напарником и направили его родным похоронку.

– Траур по мне длился недолго, родители получили мой треугольник-письмо из госпиталя и узнали, что я отделался легким ранением, – рассказывает ветеран службы.

Чувствовал приближение смерти

Спустя пару месяцев Николай Иванович вновь был направлен на фронт.

– И вот памятное 16 апреля 1942 года. Утром нас пригласили к командиру батальона, где поставили боевую задачу – начать наступление. Цель – выбить немцев с занимаемой позиции. Когда мы пошли на сближение, фашисты, видимо, сразу поняли наши намерения и открыли минометный огонь. Я залег, вблизи рвались одна мина за другой, меня буквально изрешетило. Помню яркое весеннее солнце. Я уже не могу пошевелиться, истекаю кровью. А тут еще загорелась моя одежда на правом плече. Отчетливо чувствую приближение конца моей жизни. В сознании промелькнули образы отца, матери, воспоминания о деревне… Спасибо солдатам-санитарам, которые вскоре оказались рядом! Среди них был пожилой солдат, с которым прежде я лежал в полевом госпитале. Он признал меня и сказал: «Опять попали?» Затушили одежду, никаких перевязок не делали, положили на носилки и, обгоревшего, всего в крови, понесли в полевой госпиталь за километр. Здесь мне обработали раны, сделали уколы. Оказалось, что я получил ранение в правое предплечье, правую ногу, область паха, голову, а самое страшное – ниже груди справа. Я был весь обмотан марлей и чувствовал слабость из-за большой потери крови. Лежал и плакал от своей беспомощности.

«Вблизи рвались одна мина за другой, меня буквально изрешетило»

«Идешь по улице, все здороваются»

На фронт Николай Иванович больше не попал. До конца войны служил под Москвой. А через пару месяцев после победы вернулся в Удмуртию. Год спустя женился на девушке из соседней деревни. А еще через год родилась первая дочь Зоя. Спустя пять лет – вторая, Нина. Четверть века он посвятил службе в милиции. Жители микрорайона Соцгород (тогда еще окраины Ижевска), знали и уважали своего участкового.


Фото: из личного архива Н.И. Скорнякова

Дочь нашего героя Нина Николаевна вспоминает, что работа для отца всегда была на первом месте. Средь ночи могли вызвать на службу. И не как сейчас – по телефону.

– Хорошо помню, как посреди ночи раздавался звонок в дверь. Мы сразу понимали, что папу срочно вызывают на работу. Тогда ведь телефоны были редкостью, и в случае чего коллеги приходили домой.


Николай Иванович на службе в полиции Фото: из личного архива Н.И. Скорнякова

Дети бывшего участкового также рассказывают: папа часто организовывал встречи с жителями, проводил профилактические беседы.

– Бывало, идешь с ним по улице, а все здороваются, узнают, – говорит Зоя Николаевна.

– Как-то возвращались с папой из магазина, – вспоминает Нина Николаевна. – Шли по ул. Красноармейской, как вдруг мужчина вырвал сумку у прохожей. Я и понять ничего не успела, потерпевшая тоже. Так и остались стоять на месте. Папа бросил наши сумки с покупками и за ним! Догнал!

Дочери рассказывают о большой отзывчивости Николая Ивановича: не мог пройти мимо пьяной компании, обязательно делал замечание, предупреждал, чтобы вели себя потише.

Из-за контузии почти не слышит

В 1970 году, после 25 лет службы в органах внутренних дел, Николай Иванович вышел на заслуженный отдых в звании капитана милиции, в должности инспектора – дежурного Октябрьского районного отдела милиции.

Из-за контузии, полученной в годы Великой Отечественной войны, уже около 40 лет Николай Иванович плохо слышит, а в последние годы слух пропал практически полностью. Поэтому телевизор он не смотрит, но газеты читает постоянно. Ежедневно, несмотря на годы, ветеран выходит на прогулки. По тем самым улицам, на которых он когда-то в милицейской форме следил за порядком и задерживал подозреваемых.

Материал подготовлен пресс-службой УВД по Ижевску по воспоминаниям самого Н.И. Скорнякова и его родных.