Top.Mail.Ru
29 мая 2017 14:29
Моя история

Участница Великой Отечественной войны: «О войне ничего не напоминает и, слава Богу!»

97-летняя Александра Кузнецова о подвиге зенитчиц из Удмуртии на Карельском фронте.

автора
автора

В преддверии 9 Мая об Александре Александровне Кузнецовой из Малой Пурги рассказали, пожалуй, все СМИ Удмуртии. В гостях у 97-летней участницы Великой Отечественной войны побывал врио Главы республики Александр Бречалов. Тогда ветеран обмолвилась, что ни разу не была на параде Победы в Москве, и Бречалов обещал ей, что организует поездку на Красную площадь. Слово свое врио Главы Удмуртии сдержал.


Фото: пресс-служба главы и Правительства Удмуртии

– Приходите чуть позже, тетя Шура с утра в церковь ушла, – слова внучатой племянницы Елены, в семье которой живет фронтовичка, удивили. Ушла? Сама? В 97 лет? А увидев ставшую знаменитой малопургинку, удивилась вновь. Этой женщине 97 лет? Не может быть!

– Несмотря на годы, тетя Шура активна, все делает сама, да еще и мне помогает, – говорит Елена. – Она очень любит детей. У нас с мужем их трое, так бабушка с ними в прятки, в ляпки играет. Мне кажется, за счет этого и держится. Хотя, возможно, это еще и гены: мать тети Шуры прожила до 102 лет, а отец до 93.

В Москву, 30 лет спустя

Самой Александре Александровне детей Бог не дал. Поэтому всю жизнь она помогала своим братьям, а потом и их детям, нянчиться с малышами.

– Мне было лет семь, когда тетя Шура повезла меня в Москву. Мы тогда с ней на Красной площади побывали и вот вернулись туда вместе 30 лет спустя, – улыбается внучатая племянница.

– На параде Победы мы сидели на первом ряду, и нам все было хорошо видно, – вступает в разговор Александра Александровна. – Техника мне понравилась очень, я такую только по телевизору видела. Когда мы воевали, ничего подобного у нас не было. Уже 72 года прошло с тех пор, даже не верится…


Александра Кузнецова с племянницей Еленой Фото: пресс-служба главы и Правительства Удмуртии

«Не пойдешь на войну – посадят»

Шуре Кузнецовой был 21 год, когда началась Великая Отечественная война. Тогда она работала воспитателем в детском саду.

– Незадолго до начала войны брата отправили на военные сборы, – вспоминает ветеран. – Он там пробыл месяца два, а 16 июня 1941 года его с товарищами отправили на поезде через Агрыз. Куда – мы не знали. Брат тогда уже был женат, и мы со снохой пошли в Агрыз на железнодорожный вокзал. Хотели передать ему вещи, но поезд не остановился. Так что брат воевал с первых дней войны. Раненый, он вернулся домой в 1942 году.

Вскоре на фронт ушла и сама Александра.

За маленький рост Александру Кузнецову прозвали на войне Кнопкой

– В ноябре 1942 года в Малую Пургу приехал представитель Уральского военного округа, собрал девушек и женщин и спросил, кто пойдет добровольцем на фронт. Я сказала, что не пойду, что у меня мать слепая, кто ей помогать будет? – не скрывает наша героиня. – Но в ответ услышала: «Не пойдешь – посадят»…

Ставлю себя на место Александры Кузнецовой и понимаю ее нежелание идти на фронт. Мать слепа, брат комиссован из-за ранения, еще один брат пропал без вести, а старший работает на заводе в Ижевске. Неужели вклад семьи Кузнецовых в приближение Победы был мал? Но шел 1942 год, до Победы далеко. Поэтому и важен был каждый человек.

480 зенитчиц из Удмуртии

– Вскоре мне выдали повестку, и нас, 480 женщин и девушек со всей Удмуртии, отправили на товарняке в Магнитогорск, – Александра Александровна отлично помнит все даты и числа. – Там мы сразу почувствовали себя, как в армии – нам выдали обмундирование и всех коротко постригли.

Поселили нас в огромные казармы, спали прямо на полу, на соломе. Просыпались в шесть утра, и сразу бежать, а зима тогда холодная была, морозы под 40 градусов стояли, но на погоду никто внимания не обращал. Изучали военное дело – каждый по своему направлению. Меня поставили на прибор (прибор управления зенитным огнем – устройство, предназначенное для автоматического наведения на цель зенитных орудий. – Прим. ред.).


Фото: автора

После учебы, в марте 1943 года, Александра Кузнецова с боевыми подругами прибыла в Мурманск.

–Оттуда нас отправили на сопку неподалеку от города, где мы и развернули свои боевые позиции. Сначала жили в палатках, которые обогревали буржуйками, потом вырыли землянки. И все это делали под бомбежками. Страшно было…

Александра Кузнецова вспоминает, что первый вражеский самолет зенитчицы из Удмуртии сбили 5 мая 1943 года. Всего за период боевых действий зенитчики и зенитчицы 361-го зенитно-артиллерийского полка ПВО сбили 11 самолетов противника.

– Снаряды к пушкам доставляли по Кольскому заливу. Придет караван – едем с девчонками его разгружать. В каждом ящике два снаряда по 16 килограммов каждый, получалось только вдвоем поднимать.

«Испугалась крыс и не заметила генерала»

За маленький рост Александру Кузнецову прозвали на войне Кнопкой.

– Однажды меня поставили в наряд охранять склад боеприпасов. Стою на улице, караулю, и вдруг крысы начали бегать прямо у моих ног. Я испугалась, что они сейчас на меня залезут, стала их отгонять и не заметила, как около меня генерал оказался. А мне надо было о том, что руководство идет, предупредить начальника караула. Он мне потом сказал: «Эх ты, Кнопка! Я тебя сейчас на гауптвахту посажу». Ну, не скажешь же ему, что крысы виноваты.

На войне все строго было. Как-то мне даже свою подругу пришлось под дулом винтовки вести к командиру. Клаве кто-то сказал, что если забраться на вершину сопки, будет видно Финляндию. Вот она и решила посмотреть на заграницу. Ушла, а разрешения ни у кого не спросила. Командир взвода пришел, а ее нет. Дал приказ: как появится, привести к нему. А я как раз дежурная была.

И вот подруга вернулась, я ей говорю: «Пошли к командиру», а она ни в какую. Пришлось под винтовкой вести. Война есть война, но на нашу дружбу это не повлияло. Мы с Клавой переписывались до самой ее смерти. Лет пять назад она умерла в Ленинграде…

«Люди, как цветы, сначала цветут, а потом увядают»

О победе Советского Союза над фашистской Германией Александра Кузнецова узнала 8 мая.

– Старшина пришел и говорит: «Девочки, капитуляция!». Мы спрашиваем: «А что это такое?», он объясняет: «Война кончилась». Ох, мы и обрадовались, начали обниматься, целоваться…


1945 год. Александре Кузнецовой 26 лет Фото: автора

После войны малопургинка приезжала в Мурманск.

– С однополчанами мы ходили на наши боевые позиции. Там, где пушки стояли, уже все мхом заросло, ничего о войне не напоминает. И слава Богу!

Наговорившись, посмотрев фотографии, стали пить чай. На столе, на подоконниках в вазах стояли цветы, которые подарили Александре Александровне в честь Дня Победы.

– Люди, как цветы, сначала цветут, а потом увядают, – глядя на букеты, с грустью заметила 97-летняя фронтовичка. – Но цветы можно вновь посадить, и они вырастут. А почему человека нельзя обратно вернуть в молодость?

Ответа на этот вопрос у меня не было. Да и вряд ли он у кого-то есть…


Фото: автора

ДОСЬЕ

Александра Александровна Кузнецова

  • 97 лет, коренная жительница села Малая Пурга.
  • Во время Великой Отечественной войны, с 1943 по май 1945 года, служила зенитчицей в 361 зенитно-артиллерийском полку противовоздушной обороны Карельского фронта.
  • Награждена орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За оборону Советского Заполярья» и юбилейными медалями.
  • После войны 25 лет проработала на маслозаводе.