Top.Mail.Ru
4 мая 2017 11:11
Моя история

Откровения ижевских актеров: засыпали на сцене, падали на зрителей и стирали ноги до крови

Ведущий новостей и хореограф поделились историями из театральной жизни.

Скоро лето, а это значит, что в Ижевске подходит к концу театральный сезон. Режиссеры будут ставить новые спектакли, актеры пропадать на репетициях. Перед большим «отпуском» ижевских театров журналист сайта IZHLIFE пообщался с их ведущими актерами и узнал, реально ли прожить в Ижевске только на зарплату актера и какую физическую боль терпят наши балерины.

«Однажды я уснул на сцене»

Заслуженный артист Удмуртии Михаил Солодянкин сейчас играет главные роли в русском драматическом театре. А когда-то юный Миша хотел стать электриком. В его трудовой книжке также можно найти записи: телерадиомеханик, съемщик-укладчик 4 разряда на кирпичном заводе. Но душа к рабочим профессиям у молодого человека никогда не лежала. По совету своей мамы он решил пойти в русский народный театр в Сарапуле. Денег там не платили, все актеры работали только на одном энтузиазме. Но зато Михаилу доставались главные роли.

Михаил Солодянкин
актер
«Как сейчас помню, первая моя зарплата в 1999 году в Сарапуле была 230 рублей. Почувствовав вкус сцены, я решил шагнуть дальше и поехал пробовать свои силы в русский драмтеатр в Ижевске. Меня взяли»
Возможно, наш город потерял хорошего электрика, зато приобрел замечательного артиста
Возможно, наш город потерял хорошего электрика, зато приобрел замечательного артиста Фото: предоставлено героем публикации

Сколько сейчас получает актер, Михаил не сказал, но признался, что прожить сегодня только на зарплату артиста театра невозможно. Поэтому у многих есть дополнительная работа. Например, Михаила каждый день мы можем увидеть на экранах телевизоров. Он ведущий новостей на ВГТРК.

– Мне предлагали уйти на телевидение полностью. Но я не смог бросить театр, потому что однажды я уже испытал, что это такое. Умер мой отец, и я почему-то начал винить во всем свою работу, что я мало зарабатываю, и на лекарства денег нет. Я скинул всю вину на себя, ушел из театра на полтора года. Эту часть своей биографии я вспоминаю редко.

Меня вывели сразу в прямой эфир, это было жутко. У меня до сих пор есть запись, я боюсь ее пересматривать

Назвать Ижевск «театральным городом» Михаил не смог. В основном наш зритель любит комедии, потому что они помогают отвлечься от бытовых проблем.

– Процент, кто действительно любит театр, в Ижевске небольшой. Но эти люди если любят театр, то до конца. Им он необходим, как воздух. И вот тогда приходит понимание твоего предназначения.

Биографии актеров богаты забавными случаями. То слова забудут, то без бакенбард на сцену выйдут. Михаил, к примеру, уснул прямо во время спектакля.

– Мы играли сказку про Ивана Царевича. Дело было перед Новым годом, приходилось играть по 3-4 спектакля в день, – вспоминает Михаил. – По сюжету меня укладывают спать на скамейку. Лежать нужно было минут 20. И я уснул по-настоящему. Когда меня разбудили, я не мог понять, где я. Что вокруг происходит. Я забыл все слова. Это было страшно.

Михаил Солодянкин в роли Тригорина в бессмертном произведении Чехова «Чайка»
Михаил Солодянкин в роли Тригорина в бессмертном произведении Чехова «Чайка» Фото: предоставлено героем публикации

Кукол можно оживить

Считается, что кукольный театр предназначен только для детей. Константин Мехряков, артист-кукловод Государственного театра кукол так точно не считает. Служит в своем любимом театре он уже 13 лет.

Константин Мехряков

– Во всем мире куклы используют далеко не только для детских, но и для огромного числа взрослых представлений! – рассказывает он. – Многие драматические театры России сейчас не только включают приемы театра кукол в спектакли, но и ставят целиком кукольные спектакли, причем довольно успешно. «Ходить» на взрослые спектакли в наш театр стало модно, и это очень приятно. Знаю большое количество взрослых людей, которые видели все наши спектакли, помнят прошлые и ждут новые! 

А когда-то молодой парень Костя мечтал стать программистом и даже окончил ИжГТУ по специальности инеженер-системотехник. Именно там судьба свела его с творчеством театра «Молодой человек» (ижевский муниципальный театр. – Прим. ред.), и сцена его уже не отпустила. Пришлось сойти с истинного пути «технаря». Второе образование «артист театра драмы и кино» получил в Екатеринбурге. А его первыми куклами были Лягушонок, Медвежонок и Волчонок.

– Судьба распорядилась так, что я попал именно в кукольный театр, – рассказывает он. – Тут я понял, что возможности театра кукол безграничны. Когда кукловод оживляет кукол, они живут удивительной жизнью, открываются уникальные миры. И это очень интересный опыт и для актера, и для режиссера.

Один из ярких персонажей Константина- мангуст Рики-тики-тави
Один из ярких персонажей Константина – мангуст Рики-тики-тави Фото: Анастасия Малышева

Но главное детище Константина на сегодняшний день – это детский инклюзивный театр кукол «Надежда». Туда родители приводят своих детей-инвалидов, и все вместе они занимаются рукоделием, вокалом, танцами и, конечно же, ставят спектакли.

– Мысль о создании театра появилась неожиданно, – рассказывает он. – Инвалидами стали близкие люди. В моей жизни случился настоящий переворот, и я понял, что должен двигаться именно в этом направлении. Возникло желание создать театр для инвалидов.

 

Константин считает, что куклы благотворно влияют на детей. Ведь маленькому зрителю сложнее воспринять взрослого человека-актера, чем, своего рода, большую игрушку. Сейчас в театре занимается много семей. Родители показывают пример, а дети к ним присоединяются.

Инклюзивный театр «Надежда» сегодня активно гастролирует за пределами республики
Инклюзивный театр «Надежда» сегодня активно гастролирует за пределами республики Фото: предоставлено героем публикации

«В детстве до крови стирала ноги»

Артистке театра оперы и балета им. Чайковского Алине Зарапиной сейчас 21 год. Но уже сейчас ее можно увидеть абсолютно во всех балетных постановках.

Алина Зарапина

– Я очень люблю наш театр, – говорит она. – Он для меня как второй дом. И самое страшное, что может со мной произойти, если меня уволят.

Как и другим балеринам, Алине с раннего детства приходилось следить за питанием и… испытывать боль. Постоянные мозоли на ногах и боль в пальцах – этого не избежать, если хочешь стать профессиональной балериной.

– Помню, в детстве часто стирала ноги до крови, когда пальчики еще не привыкли к неудобной сценической обуви, – вспоминает Алина. – Со временем кожа становится грубее, пальцы деформируются, грубо говоря, под пуанты. Боль притупляется, и многое уже не чувствуешь. 

«Алина просыпается с первыми лучами солнца и первым делом берет в руки книгу»
«Алина просыпается с первыми лучами солнца и первым делом берет в руки книгу» Фото: Илья Главатских

Друзей у Алины мало. Этому тоже есть своя причина: с детства она всегда была занятой девочкой, и не оставалось времени ни на что, кроме балета.

– Самая лучшая моя подруга – это мама, вот кому я могу довериться полностью! – говорит девушка.

Вдохновляют юную балерину Майя Плисецкая и Светлана Захарова, и, конечно же, ижевский зритель. А заветная мечта Алины сыграть Мерседес в балете «Дон Кихот».

– Ижевский зритель самый лучший! – убеждена Алина. – Всегда аплодируют стоя, дарят много цветов. Никогда не услышишь, как звонят телефоны во время спектаклей. Мне есть с чем сравнить. Я много раз выступала в Перми и Самаре. Там такого ажиотажа и воспитанности нет.

 

«Ижевский зритель самый непредсказуемый»

Народного артиста республики Геннадия Бекманова по праву можно назвать «старожилом» удмуртского национального театра – он работает в нем с 1981 года. Пойти на прослушивание в актерскую студию при театре молодому Гене посоветовала его учительница удмуртского языка.

Геннадий Бекманов
народный артист

– Со мной было еще пятеро ребят, – вспоминает он. – После прослушивания оставили двух, в том числе и меня. С того момента я не могу представить свою жизнь без театра. Мне кажется, что я там самый талантливый (смеется).

За свои годы переиграл всю удмуртскую классику, но главной ролью своей жизни Геннадий считает роль Кузебая Герда.

– Когда работаешь над прекрасной ролью, сам обогощаешься, – признается Геннадий. – Этим и прекрасна наша профессия. Актер должен постоянно самообразовываться. Даже когда ты работаешь в массовке, и у тебя нет текста, это все равно очень интересно. За 10 секунд, пока ты на сцене, зритель должен понять, кто ты и что из себя представляешь. Донести это до зрителя могут только профессионалы. Например, такие актеры, как я (смеется).

Пронзительный взгляд и статская выправка :даже в массовых сценах Геннадия сложно не заметить
Пронзительный взгляд и стать: даже в массовых сценах Геннадия сложно не заметить Фото: предоставлено героем публикации

Несмотря на свой богатый опыт и годы работы, Геннадий до сих пор так и не может точно сказать, какой спектакль «выстрелит», а какой нет – очень уж непредсказуемы ижевские зрители. Зато имя своего любимого актера называет, не сомневаясь.

– Армен Джигарханян как будто бы ничего не делает, а самое главное, он не переигрывает, – говорит он. – Ведь в нашей профессии важно, чтобы не было видно старания актера. Такой же был и Евгений Леонов.

Увидеть Геннадия Бекманова на сцене удмуртского театра сегодня можно в постановках «Жингрессӥзьыл» (Звонкая осень), «Песнь Чепцы», «Дочь русского актера».

«Играем в театре мы бесплатно»

Анастасию Максимову, актрису молодежного театра Les Partisans, привел в театр друг в 2009 году. На тот момент девушка просто хотела отвлечься от повседневных проблем, заняться каким-то творчеством. Изначально об актерстве девушка особо не задумывалась. Переломным моментом стала поездка Анастасии вместе с труппой в Пермь на фестиваль франкофонных театров FIESTA.

– Мы повезли спектакль «Концентрация», – вспоминает девушка. – Все, кто говорил на французском, играл главные роли, а остальные участвовали в массовке. А я почему-то осталась сидеть в зале. И тогда наш режиссер Павел Зорин повернулся ко мне и спросил: а больше никто не хочет играть? И я поняла, если я сейчас выйду на сцену, то все, это судьба. А если останусь в зале, то театра в моей жизни не будет.

Спектакль-клоунада "Белый клоун, красный клоун", участник Первого фестиваля уличных театров "ЛицА Улиц"
Спектакль-клоунада «Белый клоун, красный клоун», участник Первого фестиваля уличных театров «ЛицА Улиц» Фото: предоставлено героем публикации

Настя вышла на сцену и с того момента уже не может представить свою жизнь без любимых «партизан». Сейчас Анастасия также молодая мама и любящая жена. Семья всегда ее поддерживала, поэтому мыслей, чтобы покинуть театр, у актрисы не возникало.

– Мой муж, хоть и совсем из другой сферы деятельности, всегда принимал мое увлечение театром и никогда не ставил палки в колеса, – объясняет она.

Актеры театра Les Partisans не получают за свою работу зарплату. Да и работой их деятельность назвать сложно. Всех ребят связывает какая-то необъяснимая любовь к творчеству, к поиску самого себя. Театр много раз выступал во Франции, на фестивале Grains de scene в г. Ле-пюи-ан-Веле и на фестивале Théâtrales D’Automne в г. Дурдан. Во время одного спектакля с актерами произошел забавный случай.

– Сцена была примерно метр высотой. Паша Сергеев (актер) говорит свои слова, нацеливается пистолетом на другого персонажа, идет назад и, находясь в актерском запале, он немного не рассчитал и упал со сцены на первый ряд. Все за него сильно испугались: зрители начали вставать с мест, кто-то хотел вызывать «скорую». Паша встал и ушел за кулисы. А в следующем акте у него была фраза про то, что он ударился головой, и он ее удачно обыграл.

В новом спектакле театра актрисе досталось роль эпатажной Ангелины (справа)
В новом спектакле театра актрисе досталось роль эпатажной Ангелины (справа) Фото: Александр Шкляев

Увидеть Анастасию можно в новом спектакле театра «Шлюхи – не огонь» (18+) и спектакле-клоунаде «Белый клоун, красный клоун» на сцене в ЦСДР (Центре современной драматургии и режиссуры) на третьем этаже в Филармонии.

Больше всего девушка, как и остальные партизаны, мечтает о том, чтобы у Les Partisans появилось свое помещение для театра.

– Мечтаю, чтобы у нашего театра наконец-то появился свой дом, нашлось свое помещение, чтобы все «партизаны» могли осуществлять там свои творческие задумки и проекты, чтобы и работа, и любимые люди, и любимое дело – все было в одном месте. Это наша общая мечта – создать своего рода культурный центр, место силы и притяжения ижевчан, – говорит она.