Скоро лето, а это значит, что в Ижевске подходит к концу театральный сезон. Режиссеры будут ставить новые спектакли, актеры пропадать на репетициях. Перед большим «отпуском» ижевских театров журналист сайта IZHLIFE пообщался с их ведущими актерами и узнал, реально ли прожить в Ижевске только на зарплату актера и какую физическую боль терпят наши балерины.
«Однажды я уснул на сцене»
Заслуженный артист Удмуртии Михаил Солодянкин сейчас играет главные роли в русском драматическом театре. А когда-то юный Миша хотел стать электриком. В его трудовой книжке также можно найти записи: телерадиомеханик, съемщик-укладчик 4 разряда на кирпичном заводе. Но душа к рабочим профессиям у молодого человека никогда не лежала. По совету своей мамы он решил пойти в русский народный театр в Сарапуле. Денег там не платили, все актеры работали только на одном энтузиазме. Но зато Михаилу доставались главные роли.
Сколько сейчас получает актер, Михаил не сказал, но признался, что прожить сегодня только на зарплату артиста театра невозможно. Поэтому у многих есть дополнительная работа. Например, Михаила каждый день мы можем увидеть на экранах телевизоров. Он ведущий новостей на ВГТРК.
– Мне предлагали уйти на телевидение полностью. Но я не смог бросить театр, потому что однажды я уже испытал, что это такое. Умер мой отец, и я почему-то начал винить во всем свою работу, что я мало зарабатываю, и на лекарства денег нет. Я скинул всю вину на себя, ушел из театра на полтора года. Эту часть своей биографии я вспоминаю редко.
Назвать Ижевск «театральным городом» Михаил не смог. В основном наш зритель любит комедии, потому что они помогают отвлечься от бытовых проблем.
– Процент, кто действительно любит театр, в Ижевске небольшой. Но эти люди если любят театр, то до конца. Им он необходим, как воздух. И вот тогда приходит понимание твоего предназначения.
Биографии актеров богаты забавными случаями. То слова забудут, то без бакенбард на сцену выйдут. Михаил, к примеру, уснул прямо во время спектакля.
– Мы играли сказку про Ивана Царевича. Дело было перед Новым годом, приходилось играть по 3-4 спектакля в день, – вспоминает Михаил. – По сюжету меня укладывают спать на скамейку. Лежать нужно было минут 20. И я уснул по-настоящему. Когда меня разбудили, я не мог понять, где я. Что вокруг происходит. Я забыл все слова. Это было страшно.
Кукол можно оживить
Считается, что кукольный театр предназначен только для детей. Константин Мехряков, артист-кукловод Государственного театра кукол так точно не считает. Служит в своем любимом театре он уже 13 лет.
– Во всем мире куклы используют далеко не только для детских, но и для огромного числа взрослых представлений! – рассказывает он. – Многие драматические театры России сейчас не только включают приемы театра кукол в спектакли, но и ставят целиком кукольные спектакли, причем довольно успешно. «Ходить» на взрослые спектакли в наш театр стало модно, и это очень приятно. Знаю большое количество взрослых людей, которые видели все наши спектакли, помнят прошлые и ждут новые!
А когда-то молодой парень Костя мечтал стать программистом и даже окончил ИжГТУ по специальности инеженер-системотехник. Именно там судьба свела его с творчеством театра «Молодой человек» (ижевский муниципальный театр. – Прим. ред.), и сцена его уже не отпустила. Пришлось сойти с истинного пути «технаря». Второе образование «артист театра драмы и кино» получил в Екатеринбурге. А его первыми куклами были Лягушонок, Медвежонок и Волчонок.
– Судьба распорядилась так, что я попал именно в кукольный театр, – рассказывает он. – Тут я понял, что возможности театра кукол безграничны. Когда кукловод оживляет кукол, они живут удивительной жизнью, открываются уникальные миры. И это очень интересный опыт и для актера, и для режиссера.
Но главное детище Константина на сегодняшний день – это детский инклюзивный театр кукол «Надежда». Туда родители приводят своих детей-инвалидов, и все вместе они занимаются рукоделием, вокалом, танцами и, конечно же, ставят спектакли.
– Мысль о создании театра появилась неожиданно, – рассказывает он. – Инвалидами стали близкие люди. В моей жизни случился настоящий переворот, и я понял, что должен двигаться именно в этом направлении. Возникло желание создать театр для инвалидов.
Константин считает, что куклы благотворно влияют на детей. Ведь маленькому зрителю сложнее воспринять взрослого человека-актера, чем, своего рода, большую игрушку. Сейчас в театре занимается много семей. Родители показывают пример, а дети к ним присоединяются.
«В детстве до крови стирала ноги»
Артистке театра оперы и балета им. Чайковского Алине Зарапиной сейчас 21 год. Но уже сейчас ее можно увидеть абсолютно во всех балетных постановках.
– Я очень люблю наш театр, – говорит она. – Он для меня как второй дом. И самое страшное, что может со мной произойти, если меня уволят.
Как и другим балеринам, Алине с раннего детства приходилось следить за питанием и… испытывать боль. Постоянные мозоли на ногах и боль в пальцах – этого не избежать, если хочешь стать профессиональной балериной.
– Помню, в детстве часто стирала ноги до крови, когда пальчики еще не привыкли к неудобной сценической обуви, – вспоминает Алина. – Со временем кожа становится грубее, пальцы деформируются, грубо говоря, под пуанты. Боль притупляется, и многое уже не чувствуешь.
Друзей у Алины мало. Этому тоже есть своя причина: с детства она всегда была занятой девочкой, и не оставалось времени ни на что, кроме балета.
– Самая лучшая моя подруга – это мама, вот кому я могу довериться полностью! – говорит девушка.
Вдохновляют юную балерину Майя Плисецкая и Светлана Захарова, и, конечно же, ижевский зритель. А заветная мечта Алины сыграть Мерседес в балете «Дон Кихот».
– Ижевский зритель самый лучший! – убеждена Алина. – Всегда аплодируют стоя, дарят много цветов. Никогда не услышишь, как звонят телефоны во время спектаклей. Мне есть с чем сравнить. Я много раз выступала в Перми и Самаре. Там такого ажиотажа и воспитанности нет.
«Ижевский зритель самый непредсказуемый»
Народного артиста республики Геннадия Бекманова по праву можно назвать «старожилом» удмуртского национального театра – он работает в нем с 1981 года. Пойти на прослушивание в актерскую студию при театре молодому Гене посоветовала его учительница удмуртского языка.
– Со мной было еще пятеро ребят, – вспоминает он. – После прослушивания оставили двух, в том числе и меня. С того момента я не могу представить свою жизнь без театра. Мне кажется, что я там самый талантливый (смеется).
За свои годы переиграл всю удмуртскую классику, но главной ролью своей жизни Геннадий считает роль Кузебая Герда.
– Когда работаешь над прекрасной ролью, сам обогощаешься, – признается Геннадий. – Этим и прекрасна наша профессия. Актер должен постоянно самообразовываться. Даже когда ты работаешь в массовке, и у тебя нет текста, это все равно очень интересно. За 10 секунд, пока ты на сцене, зритель должен понять, кто ты и что из себя представляешь. Донести это до зрителя могут только профессионалы. Например, такие актеры, как я (смеется).
Несмотря на свой богатый опыт и годы работы, Геннадий до сих пор так и не может точно сказать, какой спектакль «выстрелит», а какой нет – очень уж непредсказуемы ижевские зрители. Зато имя своего любимого актера называет, не сомневаясь.
– Армен Джигарханян как будто бы ничего не делает, а самое главное, он не переигрывает, – говорит он. – Ведь в нашей профессии важно, чтобы не было видно старания актера. Такой же был и Евгений Леонов.
Увидеть Геннадия Бекманова на сцене удмуртского театра сегодня можно в постановках «Жингрессӥзьыл» (Звонкая осень), «Песнь Чепцы», «Дочь русского актера».
«Играем в театре мы бесплатно»
Анастасию Максимову, актрису молодежного театра Les Partisans, привел в театр друг в 2009 году. На тот момент девушка просто хотела отвлечься от повседневных проблем, заняться каким-то творчеством. Изначально об актерстве девушка особо не задумывалась. Переломным моментом стала поездка Анастасии вместе с труппой в Пермь на фестиваль франкофонных театров FIESTA.
– Мы повезли спектакль «Концентрация», – вспоминает девушка. – Все, кто говорил на французском, играл главные роли, а остальные участвовали в массовке. А я почему-то осталась сидеть в зале. И тогда наш режиссер Павел Зорин повернулся ко мне и спросил: а больше никто не хочет играть? И я поняла, если я сейчас выйду на сцену, то все, это судьба. А если останусь в зале, то театра в моей жизни не будет.
Настя вышла на сцену и с того момента уже не может представить свою жизнь без любимых «партизан». Сейчас Анастасия также молодая мама и любящая жена. Семья всегда ее поддерживала, поэтому мыслей, чтобы покинуть театр, у актрисы не возникало.
– Мой муж, хоть и совсем из другой сферы деятельности, всегда принимал мое увлечение театром и никогда не ставил палки в колеса, – объясняет она.
Актеры театра Les Partisans не получают за свою работу зарплату. Да и работой их деятельность назвать сложно. Всех ребят связывает какая-то необъяснимая любовь к творчеству, к поиску самого себя. Театр много раз выступал во Франции, на фестивале Grains de scene в г. Ле-пюи-ан-Веле и на фестивале Théâtrales D’Automne в г. Дурдан. Во время одного спектакля с актерами произошел забавный случай.
– Сцена была примерно метр высотой. Паша Сергеев (актер) говорит свои слова, нацеливается пистолетом на другого персонажа, идет назад и, находясь в актерском запале, он немного не рассчитал и упал со сцены на первый ряд. Все за него сильно испугались: зрители начали вставать с мест, кто-то хотел вызывать «скорую». Паша встал и ушел за кулисы. А в следующем акте у него была фраза про то, что он ударился головой, и он ее удачно обыграл.
Увидеть Анастасию можно в новом спектакле театра «Шлюхи – не огонь» (18+) и спектакле-клоунаде «Белый клоун, красный клоун» на сцене в ЦСДР (Центре современной драматургии и режиссуры) на третьем этаже в Филармонии.
Больше всего девушка, как и остальные партизаны, мечтает о том, чтобы у Les Partisans появилось свое помещение для театра.
– Мечтаю, чтобы у нашего театра наконец-то появился свой дом, нашлось свое помещение, чтобы все «партизаны» могли осуществлять там свои творческие задумки и проекты, чтобы и работа, и любимые люди, и любимое дело – все было в одном месте. Это наша общая мечта – создать своего рода культурный центр, место силы и притяжения ижевчан, – говорит она.