
Его путь к должности, которую он сейчас занимает, был извилист. Он работал в комсомоле, пел в ресторанах и церкви, был маклером на бирже, предпринимателем и даже успел побывать в роли чиновника. Профессиональные метания Геннадия Юсима закончились, когда он стал директором ДШИ № 2 Ижевска и художественным руководителем эстрадной студии «Выше радуги».

Кабинет Геннадия Юсима выдает его творческую натуру. Здесь и рояль (синтезатор) в кустах, и развешанные на стенах цитаты великих людей. Яркие высказывания самого хозяина кабинета я обнаружила в сборнике «юсимизмов», который коллеги подарили ему на день рождения. И хотя один из «юсимизмов» гласит: «Предсказуемость - это грех», разговор я начала с вполне ожидаемых вопросов.




Как будущего директора ДШИ не приняли в музыкалку
- Геннадий Ефимович, это правда, что в детстве вас не приняли в музыкальную школу?
- Правда. Мы жили на Украине, в небольшом городке Бердичев. Там была всего одна музыкальная школа, в которую меня не взяли. Тогда я начал заниматься в студии при заводе «Прогресс», на котором инженером работал мой отец. Он любил музыку, хотел, чтобы я научился играть на аккордеоне. Его мечту я исполнил, да так, что уже в седьмом классе был желанным гостем на свадьбах и юбилеях, мог с ходу сыграть любую песню. Кроме того, в духовом оркестре при студии я освоил альт и трубу, а нам гитаре научился играть в подъезде, где проводил время с друзьями.

Потом был переезд в Глазов (отца нашего героя пригласили на завод «Химмаш») и учеба на престижном в те годы музфаке Глазовского пединститута.
- Первые два курса дались тяжело. У нас учились ребята, окончившие музучилища, а у меня за плечами была студия, в которой давали поверхностные знания, так сказать для общего развития, - вспоминает Геннадий Юсим. - Вдобавок ко всему я был востребован, поскольку играл на инструментах, работал в четырех местах и неплохо зарабатывал. Декану это не нравилось. Так что со второго курса меня чуть не отчислили, но на третьем я догнал сокурсников, проблем с учебой больше не было.
Комсомолец, поющий в церкви и кабаке
Сейчас в это трудно поверить, но будучи студентом, Геннадий Юсим не хотел быть педагогом. Планировал заниматься музыкой, концертировать - в то время он был участником популярной в Глазове группы «Фокус», пел в хоре. И даже попав по распределению в школу-интернат села Понино Глазовского района, не расстроился. Был уверен, что поработает два месяца и уйдет в армию (в военном оркестре Свердловского округа его уже ждали), а после службы будет заниматься любимым делом.

- С этими мыслями я приехал в Понино, пришел к директору, а он, довольный такой, заявляет: «Ну, все на три года ты наш!». Оказывается, это был первый год, когда советским учителям предоставили отсрочку от армии. Я этого не знал. Но, видимо, судьба меня берегла, потому что практически все мои друзья, ушедшие в армию в 1984 году, попали в Афганистан.
В итоге в школе-интернате Геннадий Юсим проработал не два месяца, а шесть лет, пока его не пригласили в Глазов на должность второго секретаря комсомольской организации.
- Работая в комсомоле, я умудрялся петь в ресторане и в церкви. Нам, певчим, за это не только деньги платили, но еще и кормили, отправляли еду с собой. В конце 80-х-начале 90-х это было актуально.
- А то, что комсомолец, да еще с фамилией Юсим, поет в православном храме никого не смущало?
- Иисус Христос тоже был евреем. Да и невоцерковленный я - ни в православии, ни в иудаизме. Хотя, конечно, друзья, коллеги по этому поводу надо мной подшучивали. Когда я проводил встречи, они говорили: «Сейчас придет секретарь комсомольской организации, который поет в церкви и играет в кабаке», - со смехом вспоминает Геннадий Юсим. - Я никогда не был ханжой в этих вопросах, не считал, что одним зачеркиваю другое.

«Мы придумали «Фабрику звезд» раньше, чем она появилась на ТВ»
- Из комсомола я ушел в бизнес - в 1992 году стал маклером филиала биржи «Кама». Вот так меня бросало из стороны в сторону. Мы продавали все, что можно, - от горчицы до КАМАЗов. Было интересно. А потом я открыл свой бизнес. У меня были магазины в Глазове, торговал мукой, сахаром, кондитеркой. Непростые были времена, нужно было кормить семью.
- А как же музыка?
- Я никогда не прекращал ею заниматься. Играл в группе, а в 1997 году мы с женой (она тогда работала методистом в гороно) при лицее искусств организовали детскую эстрадную студию «Радуга успеха». И только когда Николай Тимофеевич Рожков, директор симфонического оркестра Удмуртии, а тогда директор лицея искусств Глазова, в 2000 году уехал в Ижевск, меня назначили на его место. Я всего себя посвятил школе и творчеству. Так и иду по этой дорожке уже много лет, лишь однажды свернул с нее в Администрацию Ижевска (смеется).

Роль Путина в судьбе Юсима
- Сейчас вы худрук эстрадной студии «Выше радуги». Те, кто знают о вашем предыдущем проекте, понимают, что название провоцирующее.
- Как вы яхту назовете, так она и поплывет. У меня была цель идти дальше, достигать более высоких результатов…
В этом году «Радуге успеха» исполняется 20 лет. Я горд и счастлив, что она может существовать без меня. Признаюсь, когда уезжал из Глазова, была ревность. Я же вложил в «Радугу успеха» всего себя, и результаты, которых мы с ребятами достигли, впечатляют.
Не передать словами, что творится на душе, когда твой коллектив приглашают на 80-летие «Артека», когда единственный от России входишь в состав режиссерско-постановочной группы праздничной программы, когда после концерта к тебе подходит звукооператор, только что отработавший на концерте Стинга, и восхищенно говорит: «Как поют ваши дети!».
Поэтому мои чувства понять можно. Мне было жалко расставаться с «Радугой успеха». Я даже хотел увезти с собой в Ижевск это название, но вовремя остановился. Понял, что это будет нехорошо по отношению к Администрации Глазова, которая нам помогала, в том числе финансово, лицею, педагогам. Словом, я не стал ни на что претендовать, но вот пойти дальше - тут уж меня никто остановить не мог.
![]() |
![]() |
|
Наблюдать за Геннадием Юсимом во время репетиции студии «Выше радуги» особое удовольствие Фото: Анастасия Малышева |
![]() |
![]() |
|
Фото: Анастасия Малышева |
- Но вы пошли в Администрацию Ижевска, где стали заместителем начальника Управления культуры. Работа, ничего общего с творчеством не имеющая…
- В Администрацию Ижевска меня пригласили после Всероссийских сельских игр, на открытие которых приезжал Президент России. Глазов представлял там 12-минутную постановку по Чайковскому. Говорят, Путин был в восторге.
Я понимал, что в Глазове мне расти дальше некуда, поэтому решил уехать. Думал, что во мне видят человека, который способен объединить творческие силы Ижевска. Но это было утопией. В моих руках оказались не творческие силы, а бумаги и документы. Поэтому когда директор ДШИ №2 собрался уходить на пенсию, я пошел и сказал начальству, что хотел бы занять его место.
«Я не сто рублей, чтобы всем нравиться»
- Какой вы руководитель?
- Я не сторублевая купюра, чтобы всем нравиться. Я человек достаточно жесткий, всегда говорю то, что думаю. Но могу извиниться, если был неправ. Я работаю для детей, а не для педагогов. Для учителей я делаю все возможное, чтобы они развивали ребенка. Все вместе мы работаем на результат.
- Порой кажется, что ваша школа единственная в Ижевске. В соцсетях, на городских праздниках, в СМИ - ДШИ № 2 всюду. Коллеги не обижаются?
- Я спокойно со всеми общаюсь. Более того, вхожу в малый совет директоров. Разумеется, бывают недопонимания. Но такая активность - это требование времени.
- В сознании большинства людей школа искусств - нечто академическое. У вас же постоянные концерты, шоу, даже подарочные сертификаты можно купить на занятия. Чувствуется, что вы активно применяете свой предпринимательский опыт.
- Ко всему этому я сейчас имею опосредованное отношение. Все, что вы перечислили, это такой пост-продакшн. Когда задаешь людям направление, они потом действуют самостоятельно. Главное сказать: «Ребята, можно» и все будет сделано, словно по мановению волшебной палочки. Убежден, что музыкальная школа может и должна зарабатывать, не забывая, разумеется, о своей главной функции - социальной. Именно это на первом месте, а не бизнес.

«Не поворачиваться к ребенку непедагогично»
- Когда ваши воспитанники, в которых вы столько вложили, покидают Удмуртию, как вы на это реагируете?
- Все дело в позиционировании. Если мы говорим, что Ася Корепанова наша, то она представляет Ижевск на уровне Карнеги-холл (концертный зал в Нью-Йорке - Прим. ред.). Если мы говорим, что поющий в Москве Евгений Гор, наш парень, от этого всем хорошо. Уезжая, творческие люди не перестают быть нашими. Уверен, мой сын Марк, воспитанники нашей школы - участники проекта «Голос», тоже так считают. Забыть то место, где ты вырос, получил образование, невозможно. Ну, а если кто-то этого не помнит, туда ему и дорога.

- Кстати, о «Голосе». Вы не раз высказывались против этого конкурса, хотя ваш сын и дочь принимали в нем участие.
- Они участвовали во взрослом «Голосе», против которого я ничего не имею. Но когда взрослый человек сидит спиной к ребенку и не поворачивается, это как минимум непедагогично. Как дети это выдерживают, я не знаю. Это мое личное мнение, могу ошибаться, но мне обидно за участников этого проекта.
Я вообще противник всяческих конкурсов. Всегда открыто говорю об этом родителям и педагогам. Поэтому наши воспитанники участвуют в конкурсах в той мере, в какой это требует система образования.
«Когда вся семья в сборе, не поём»
- Геннадий Ефимович, вы не только чужих детей делаете успешными. Ваш сын и дочь тоже многого добились.
- Однажды я понял, что любой ребенок при определенных обстоятельствах может оказаться на вершине успеха. Марк в 15 лет поступил в музыкальное училище Екатеринбурга и уже через три месяца отказался от нашей финансовой помощи, стал одним из самых востребованных довольно высокооплачиваемым джазовых артистов в городе. Потом сам поступил в Гнесинку. Сейчас живет в Москве, занимается сольной карьерой. Недавно начал сотрудничать с легендарным Алексеем Семеновичем Козловым, джазменом, основателем известного в Советском Союзе коллектива «Арсенал».
Соня - это счастье! Она преподает в нашей школе и делает удивительные вещи в свои 22 года. Но я надеюсь, что она все же возьмется и сделает сольную карьеру. Знаю, что такое желание у нее есть.

- Что, кроме музыки и работы, есть в вашей жизни?
- Семья. Это любимая супруга, без поддержки которой многое в моей жизни не состоялось бы. Это дети и мама, которую три года назад мы перевезли в Ижевск из Глазова. К сожалению, редко получается собраться всем вместе, но если это случается, не поём. Песен нам и на работе хватает.
Досье
Геннадий ЮСИМ
- Окончил музыкальный факультет Глазовского государственного педагогического института.
- Возглавлял Глазовский лицей искусств.
- После переезда в 2005 году в Ижевск был заместителем начальника Управления культуры Администрации города.
- С 2010 года директор ДШИ №2, худрук эстрадной студии «Выше радуги».