Мы продолжаем знакомить вас с ижевчанами, занесенными на Доску почета Удмуртии. В этот раз рассказ об Алексее Сайфутдинове, начальнике отдела развития и сопровождения изделий серийного производства конструкторско-технологического центра Концерна «Калашников».
«Осаждали» отдел кадров
Алексей Сайфутдинов вместе с братом Дмитрием пришли на «Ижмаш» в 1984 году после окончания механического института. Причем оба хотели устроиться не просто на любую свободную вакансию инженера-конструктора, а мечтали попасть на производство авиационных пушек или в конструкторский отдел.
– Около двух месяцев каждые два дня мы приходили в отдел кадров, но всякий раз нам говорили: «Мест нет». В результате дошли до главного конструктора завода и своего добились, – с улыбкой вспоминает Алексей Сайфутдинов. – Я попал в конструкторское бюро, которое занималось авиапушками. Они до сих пор выпускаются, а тогда их только-только начали осваивать и запускать в серийное производство.
На «Ижмаше» работали мама и тетя братьев Сайфутдиновых, некоторое время трудился отец. Поэтому Алексей хорошо представлял, что его здесь ждет.
– Я с детства варился в этом соку. Отец с матерью дома что-то обсуждали, командированные к нам в гости приходили, и я краем уха улавливал эти разговоры. Понятно, что в детали меня никто не посвящал, сами понимаете, оружейная тема закрытая, но понимание в общих чертах было.
Брат-близнец Алексея Сайфутдинова теперь возглавляет бюро гранатометного вооружения Концерна «Калашников». Словом, если посчитать совместный трудовой стаж династии Сайфутдиновых, то выйдет, пожалуй, не меньше двух веков!
Калашников – не просто авторитет
Кстати, легендарный Михаил Калашников, по признанию Алексея Сайфутдинова, для него не просто авторитет, а нечто большее.
– Когда я пришел на завод, Михаил Тимофеевич занимался уже в основном общественной деятельностью. Но руку на пульсе держал до самого преклонного возраста, всегда лично осматривал новые образцы.
– Калашников говорил, что создавал свой автомат не для того, чтобы убивать людей, а для того, чтобы защищать Родину. Какие цели преследуетевы в своей работе?
– Я согласен с Михаилом Тимофеевичем. Оружие, в первую очередь, делается для защиты. Человек со здоровой психикой никогда не станет нападать на людей, это чуждо ему от природы.
Когда по телевизору показывают оружие, которое мы создаем, я испытываю чувство гордостиза нашу страну, за наше предприятие. Бывало, увидишь на экране лучшие в мире самолеты СУ-27 или МИГ-29, и первая мысль в голове: на их борту установлена твоя авиационная пушка. Так что оружием можно восхищаться, как любым произведением человеческих рук.
«Яблоко с дерева на меня никогда не падало»
За годы работы на заводе Алексей Сайфутдинов занимался самыми разными видами оружия: от ножей до авиапушек. Но как именно конструируется новая модель? Алексей Сайфутдинов отвечает просто, опуская технические подробности:
– В первую очередь представляешь себе, кто этим оружием будет пользоваться. У одного из ветеранов нашего завода была на этот случай присказка: «А как солдат?». Так что все идет от бойца… Нерешенные задачи, которые требуют осмысления, есть всегда. Но я не сторонник теории гения или внезапного озарения. Яблоко с дерева на меня никогда не падало. Я придерживаюсь теории эволюционного развития.
Конструкторская мысль в быту
В быту конструкторское мышление Алексею тоже помогает.
– К любому делу, будь то ремонт в квартире или проведение водопровода на даче, подходишь уже как конструктор: садишься, что-то вычерчиваешь, находишь оптимальное решение и только потом начинаешь претворять план в жизнь. То есть все делаешь обдуманно, а не «методом тыка».
Кстати, оказалось, что и в кулинарии такой склад ума тоже помогает. Когда мы с коллегами были в командировке в Венесуэле, в выходные готовили для себя сами. А возможности для этого в гостинице были не самые подходящие: плитка на две конфорки, один сотейник и куча одноразовой посуды. Так вот я в таких условиях умудрился приготовить борщ. Пришлось выстроить алгоритм, как при таком ограниченном наборе посуды сварить борщ.
– Алексей Вениаминович, когда в семье одни оружейники, все разговоры, наверное, о работе?
– Конечно, какие-то вопросы обсуждаем, но я стараюсь работу и мысли о ней домой не брать. Нужно уметь переключаться. Я, например, люблю грибы собирать и мариновать, рыбачить. А еще с 1968 года, с первого класса, болею за «Спартак». Вот на лацкане пиджака у меня значок клуба – в 1982 году его купил и до сих пор ношу. Так что в жизни, кроме оружия, много всего интересного.
ДОСЬЕ
Алексей Сайфутдинов, 55 лет
- Начальник отдела развития и сопровождения изделий серийного производства конструкторско-технологического центра Концерна «Калашников».
- Работает на предприятии с 1984 года.
- При его непосредственном участии были разработаны и поставлены на производство авиапушки, охотничьи карабины «Сайга» различных модификаций, ножи – армейские и бытовые.
- За создание универсального комплекта модернизации автоматов Калашникова Сайфутдинов и его коллеги получили престижную премию имени Калашникова. Комплект модернизации по сути своей универсален и может быть установлен на любой автомат Калашникова. Комплект позволяет в 1,5 раза повысить эффективность боевого применения оружия по критерию «частота поражения» на дальность до 300 метров в любое время суток и в различных климатических условиях.
- За профессионализм не раз удостаивался различных наград.