Каждый из нас хотя бы раз хотел что-то поменять в своей жизни: работу, место жительства, жену или мужа, наконец. Поменять к лучшему, конечно. Перемены, произошедшие в судьбе героя этого материала Владислава Серёгина, на первый взгляд, таковыми не являются. Еще недавно он жил в Москве, занимал руководящую должность в журнале «РБК», а с 1 сентября Владислав работает учителем географии в Глазове, в школе, в которой когда-то учился сам.
Пост Владислава Серёгина в Фейсбуке, в котором он делится с друзьями своими впечатлениями о первом месяце работы в школе, вызвал, как это принято говорить, широкий общественный резонанс. Мы отправились в Глазов, чтобы понять, что побудило успешного журналиста так круто изменить свою жизнь.
В дороге я размышляла о решении Влада и, как ни пыталась, понять его не могла. Как можно променять Москву на провинциальный город с населением около 100 тысяч человек? Хорошую должность в авторитетном медиахолдинге на работу учителя? Достойную зарплату (какую, не позволило спросить воспитание, но как минимум раз в десять большую) на мизерный учительский оклад, равный 9150 рублям? Этих денег не хватает даже на оплату двухкомнатной квартиры, которую Серёгин снимает в Глазове.
Мне хотелось не только поговорить с Владом, но и побывать на его уроках. На это требовалось разрешение школьной администрации. Руководители глазовской гимназии №8 нашему с фотографом приезду отнеслись настороженно: «Он же всего месяц работает. Мало ли чего вы напишите…». Их тревога вполне объяснима: одна из лучших школ в городе жила себе спокойно, а тут вдруг такое внимание со стороны СМИ. Все звонят, интересуются… Убедив директора школы, что мы пришли с миром, на уроки он нас все-таки пустил. Правда, в сопровождении своих заместителей. И это было верное решение – я узнала о Владиславе Серёгине много интересного.
Другой
«Вот это я понимаю, психанул!»
Комментарий в Фейсбуке
Влад Серёгин - выпускник гимназии №8, один из лучших ее учеников, три года подряд побеждал в республиканской олимпиаде по географии. На Всероссийской олимпиаде по географии занял 4 место, что позволило ему в 1997 году вне конкурса поступить на географический факультет МГУ. Окончив вуз, Влад остался в Москве. Но все эти годы в Глазов приезжал регулярно - здесь живет его мама.
Среди нынешних коллег Серёгина много учителей, которые учили его самого. И это ему, безусловно, помогает. Все относятся к нему по-доброму, дают советы, если он просит.
- Владик (для многих педагогов этой школы он, как и 20 лет назад, остается просто Владиком - Прим. авт.) ничуть не изменился, все такой же добрый, открытый. Только поседел немного, - с улыбкой говорят учителя гимназии № 8. – Он был любопытным, всегда задавал вопросы, ему хотелось во всем докопаться до истины, быть лучшим в том, чем занимается. Если бы Влад таким не был, если бы мы его не знали, вряд ли бы его приняли в нашу школу.
- Он другой, не такой, как мы. Посмотрите, даже объявление о том, что школьной газете требуются корреспонденты, написал нестандартно…
Новый географ выделяется даже внешне - хотя бы хохолком на голове. Что касается одежды, сейчас он одет по-учительски строго - пиджак, рубашка, брюки, а первые дни приходил на уроки в джинсах, за что сразу получил замечание от коллег.
Путина видел
Курировать выпуск газеты «8-я энергия», которая в гимназии №8 выходит один раз в четверть, понятное дело, тут же доверили Серёгину. И в школе № 15, где он также работает учителем географии, тоже. Так что, как Владислав ни старается сбежать от своего журналистского прошлого, оно регулярно дает о себе знать.
- А дети знают, что вы журналист, что работали в РБК? – позднее уточняю я у самого Влада.
Экс-редактор журнала «РБК», отвечающий теперь за выпуск двух школьных газет, рассказывает мне о кадровой проблеме – «не могу пока достучаться до ребят» (Серёгин даже сам пару интервью уже взял у молодых учителей), о том, какие темы он планирует поднимать в газете – «писать только о школе не будем, пойдем на экскурсию на ЧМЗ, посмотрим, как заливают каток в Ледовом дворце, познакомимся с артистами театра «Парафраз».
Влад рассказывает об этом настолько увлеченно, что, понимаю, для него неважно - работает он над номером журнала РБК, тираж которого 145 тысяч экземпляров, или школьной газеты.
«Глазовским школьникам очень повезло. Я бы с большим интересом побывала бы сейчас на его уроках. Во всяком случае, почти все планерки в журнале "РБК" под его началом были клевые».
Комментарий в Фейсбуке
Еще более увлеченно Серёгин рассказывает о других своих педагогических планах, которые, как выясняется, 18 часами географии не ограничиваются. Тут вам и кружок по географии, и реализация всевозможных проектов.
- Например, я предложил мальчишкам провести исследование на тему, где в Глазове жить хорошо. Запросим статистику преступлений по районам города и поймем, где жить безопаснее. Со старшеклассниками можно проанализировать, как голосовали глазовчане на выборах в разные годы, как эти результаты в дальнейшем отражались на их жизни.
- Это же журналистика чистой воды, - замечаю я.
- Нет, это экономическая география, - не соглашается со мной Влад. - География – это же не только тектоника плит, но города и страны, вся наша жизнь.
Если новоиспеченного учителя не остановить, он еще долго может рассказывать, как проходят его уроки, как он объясняет детям, как устроена равнина, сравнивая ее с квартирой, в которой не убирали пыль тысячи лет. Но у меня-то другая задача - понять причину смены города, профессии.
«Географ глобус пропил» не читал и не смотрел»
«Ты послушал совет Медведева и поступил в точности наоборот - из бизнесменов ушел в учителя :)»
Комментарий в Фейсбуке
Многие сравнивают Серёгина с героем книги Алексея Иванова «Географ глобус пропил», по мотивам которой был снят фильм. Но, на удивление, наш герой книгу эту не читал и фильм не смотрел. «Не люблю российское кино», - объясняет Владислав.
А кто-то называет Влада модным словом «дауншифтер» - человеком, который добровольно отказывается от карьеры, материального достатка, жизни в мегаполисе. Но Серёгин себя таковым не считает, говорит, что тогда надо было переезжать ближе к морю, а не в Глазов.
- Впервые уйти из журналистики я решил еще пять лет назад. Объясняю почему: в журналистике ты не можешь использовать тот огромный багаж знаний, которым обладаешь. Твои размышления, выводы, причины и следствия никому не нужны. В большинстве случаев важны только события и факты. Вот почему еще тогда я решил попробовать себя в роли учителя, даже прошел собеседование в частной московской школе, но потом отказался, испугался, что у меня не получится, - улыбается Владислав. – Я ушел работать в Сбербанк. Сначала мы выпускали корпоративную газету, потом создавали интернет-портал для предпринимателей, но это не была журналистика в чистом виде. Мне было интересно. В 2014 году это направление в Сбербанке было сокращено, и я вернулся в РБК, возглавив в холдинге отдел, посвященный малому и среднему бизнесу. Но очень скоро понял, что возвращаюсь в классическую журналистику, а мне этого не хотелось, поэтому в мае я рассчитался.
Не ради денег
- Журналисты нередко уходят из профессии - не вы первый, не вы последний. Но, как правило, занимаются впоследствии PR-ом, маркетингом.
- Да, многие мои знакомые ушли в PR. Но я никогда не хотел работать в этой сфере. Не понимаю, как там можно получить удовлетворение от работы: радоваться тому, что провел хорошее мероприятие, что о нем написали сто изданий? В журналистике же все понятно: есть СМИ, эффективность, результат работы которого можно измерить тиражом, количеством зрителей, слушателей, посетителей.
В школе я пока не знаю, какой результат хочу получить. Ждать, что все дети станут Эйнштейнами, глупо. Сейчас мне интересен сам процесс. Мне важно, чтобы дети хотели узнавать что-то новое, задавали мне вопросы, чтобы глаза у них на моих уроках горели…
Я устал от большой журналистики, от большого города. Да, в Москве у меня был свободный график, я работал и много путешествовал. Но заниматься тем, что скучно, исключительно ради денег, мне уже неинтересно.
Мне говорили, что я сошел с ума, предупреждали, что российская система образования - это сплошная бюрократия. Но сейчас я чувствую себя так, как будто меня долгое время держали в психбольнице, а теперь выпустили на свободу. У нас в Глазове (Серёгин так и говорит « у нас», как будто не было 19 лет жизни в Москве - Прим. авт.) совершенно другой ритм, другие расстояния.
- На один из комментариев в Фейсбуке вы ответили, что ищите смысл жизни. Звучит высокопарно…
- Это была некая фигура речи, какой был вопрос, такой и ответ - бессмысленный по своему содержанию. Мне просто захотелось попробовать себя в чем-то другом, и сейчас для этого подходящий момент, а деньги мне, по большому счету, не нужны.
- Не боитесь, что со временем вам и в школе станет скучно.
- Многие мои коллеги, наверное, считают так: ну, приехал странный товарищ из Москвы, годик поработает, все ему надоест, и он уедет. Во многом их мысли обоснованы, но я не загадываю. В Москве у меня остались жена и двое сыновей. Менять им работу, школу, пока я тут не обосновался, сложно. Как все сложится, будет понятно весной, в конце учебного года. Пока мне нравится.
СПРАВКА IZHLIFE
Владислав Серёгин
- 36 лет
- В 1997 году закончил Глазовскую школу № 8.
- Выпускник географического факультета МГУ.
- Будучи студентом, начал сотрудничать с медиахолдингом РБК. Прошел там путь от журналиста до главного редактора журнала РБК.
- С 2011 по 2014 год – заместитель, главный редактор проекта «Деловая среда» Сбербанка России
- С сентября 2014 по май 2016 года - редактор отдела «Свой бизнес» холдинга «РБК».
- С 1 сентября 2016 года - учитель географии в Глазовской гимназии №8 и школе № 15.
- Женат, двое детей.
Что такое РБК?
«РБК» - «РосБизнесКонсалтинг» — российский медиахолдинг, включающий одноименный телеканал, интернет- и печатные СМИ. В 2014 году сайт РБК стал одним из лидеров цитируемости по данным «Медиалогии», газета РБК в сентябре 2015-го вышла в лидеры по аудитории в сегменте ежедневных деловых изданий.
Из главредов - в педагоги
В 2011 году круто изменить свою жизнь решил главный редактор популярного мужского журнала Esquire Russia Филипп Бахтин. Он возглавлял издание с 2005 года - момента его основания, а после ухода из журналистики стал руководителем детского лагеря в Подмосковье.