Top.Mail.Ru
3 февраля 2013 20:19
Моя история

Образование вчера и сегодня

Образование сегодня - уже не то, что было раньше. По поводу него ходит немало толков, полемики. Многие признают, что в России на сегодняшний день в этой области уйма проблем.

Моя история

Образование сегодня - уже не то, что было раньше. По поводу него ходит немало толков, полемики. Многие признают, что в России на сегодняшний день в этой области уйма проблем.

Началом развала системы образования преподаватель педагогики высшей школы КФУ назвал момент, когда среднее образование стало обязательным для всех. В те 60-е годы он был еще молодым специалистом. Его уже пожилые коллеги сказали: "Мы этого не застанем, а ты еще станешь свидетелем, как подобное нововведение станет причиной общей деградации страны".

Почему? Вроде бы решение сделать образование достоянием всех кажется логичным и правильным. Но, если вдуматься, следствие этого решения, так или иначе, идет не на пользу государству. Попробую передать то, что услышала от преподавателя и какие умозаключения сделала сама.

До 60-х годов прошлого века далеко не все получали полное среднее образование. С 20-х годов начальное образование давалось всем, но среднее было платным. И уж тем более совсем немногие получали высшее.

Те, кто получал лишь базовый уровень, как правило, составляли рабочий класс. Особо упорные и мотивированные, а также способные из тех, кто был неспособен оплатить полное среднее образование, шли учиться в вечерние школы (бесплатно), сочетая работу и учебу.

Как бы это жестоко и "несправедливо" не звучало, но большинство из этих людей были на своем месте. Они делали то, на что были способны, а общество получало максимум пользы от них. Те, кто сумел в силу своих способностей и желаний продвинуться по учебной "лестнице" выше, получал среднее техническое образование. Из них выходил так называемый средний технический персонал. Бригадиры, мастера. Дальше продолжать учебу им было либо трудно, либо просто не было желания, и они занимали свою нишу - достойную себя. Продвижение по карьерной лестнице для них было реально за счет повышения разрядов с увеличением опыта. А страна, в свою очередь, опять же получала максимум пользы от этих людей.

Наиболее способные получали высшее образование. Кстати, поступить в университет было гораздо сложнее, чем сегодня. Да и процесс учебы тоже был труднее. Зато на выходе общество получало настоящих специалистов. Их было относительно немного, но в тоже время их было столько, сколько требовалось. Они представляли из себя инженерно-техническую прослойку и также давали государству все, что могли дать.

И так далее касательно младшей научной мысли, докторов наук и академиков.

С внедрением обязательного полного среднего образования ситуация изменилась. Теперь те, кто не может, вытягиваются на тройках, которые на самом деле являются негласными двойками. Потому что среднее образование обязательно для всех. Даже для тех, кто не может его получить. Наряду с отличниками, способными ребятами, вытянутые троечники заканчивают школы, а далее наравне с ними поступают в вузы. И вот тут уже поступают не обязательно способные и достойные, а те, у кого есть связи, у кого есть деньги - наравне со способными. А далее эти люди идут на потенциальные рабочие места тех, кто способнее.

Может быть, эти двоечники и рады бы бросить учебу, но их тянут родители, учителя, общественные стереотипы.

Высшая школа сегодня выпускает лишь около 20% (по мнению нашего преподавателя) "полезного сырья", остальные 80% после получения диплома идут работать в тех сферах, в которых по сути не нужно высшее профильное образование - менеджерами (по нашему, продавцы) и др. А ведь на их образование тратится большое количество бюджетных средств. С другой стороны, работодатели сегодня и дворников желают видеть с высшим образованием. Что тут делать?

Я не исключаю, что мнение это очень спорное, что есть те, кто в молодости не понимал, не осознавал надобности обучения, но взялся за ум где-то в конце - ближе к выпуску и сделал себя. И такое, наверное, возможно. Но в целом, я думаю, зависимость прямая и педагоги 60-х были правы - система обязательного среднего образования стала одной из причин печальных итогов, которые можно проследить сегодня. Хотя, возвращаться к прошлому сегодня - мысль дикая и невозможная. Что делать? Пытаться поднять уровень высшего образования и сделать его доступным лишь для достойных? В любом случае, ясно одно - в эпоху рыночных отношений прежние размышления уже не годятся.

Кроме этого, в сегодняшнем дне, когда высшим образованием уже не удивишь, многие, чтобы выделиться на уровне всех и поднять свой статус, идут получать второе высшее. Либо поступают в аспирантуру - как "альтернативный" второму высшему и более быстрый и "легкий", а главное бесплатный метод. Но, как справедливо подметил один мой знакомый аспирант, написание диссертации невозможно сравнивать с получением высшего образования. Это абсолютно разные вещи и на этот адский труд может быть готов лишь тот, кому действительно важна наука. Одним словом, образование и наука (а аспирантура - это один из первых этапов научной деятельности) - разные вещи.

На выходе падает сам статус высшего образования, статус научного работника. А как он раньше был высок...

Вот такая точка зрения. Будь каждый на своем месте и выполняй он то, на что способен, результата бы мы добивались гораздо большего. Как вы считаете?

Оригинал блога здесь.

Материалы рубрики "Давайте обсудим!" являются авторской точкой зрения и могут не совпадать с мнением редакции. Хотите тоже стать автором? Пишите нам.