В феврале этого года Юлия Широбокова из села Шаркан Удмуртии стала донором костного мозга. Ее клетки на 100% подошли незнакомцу, страдающему тяжелой онкологией. Врачи констатируют: пересадка костного мозга порой – единственный способ помочь пациенту с раком крови. И Юлия – одна из тех, кто отдал частичку себя, чтобы спасти жизнь. Ей очень гордится 4-летний сын – он знает, мама помогла человеку, который сильно заболел.
«Не было ни страха, ни сомнений»
Юлия вошла в регистр доноров костного мозга в 2015 году, чтобы помочь ребенку из ее родного села, которому поставили диагноз «рак крови». Каждые 20 минут в России звучат эти страшные слова. Малышу, как и многим другим с таким диагнозом, необходима трансплантация костного мозга. Срочно искали донора.
Девушка работала в частной клинике, сотрудникам предложили на добровольных началах сдать кровь на типирование для определения набора генов, отвечающих за тканевую совместимость. По нему врачи выясняют, подходит ли потенциальный донор конкретному пациенту. Юля, не задумываясь, согласилась. Правда, тогда с ней никто не связался – видимо, клетки не подошли. Заветный звонок раздался позже - осенью 2020 года.
«Мне позвонила из Петербурга Марина Владимировна, врач, которая впоследствии меня курировала как донора, рассказала, что я подошла пациенту с онкологией, и нужна была моя помощь. Она спросила – готова ли я? Доктор сразу объяснила, какая процедура мне предстоит, какие последствия. Я была настроена решительно, поэтому не было ни страха перед донорством, ни сомнений», – призналась Юлия.
Близкие девушку поддержали. Переживала старенькая бабушка, ей казалось, что Юле «выкачают всю кровь». Но внучка объяснила бабуле, что опасаться нечего! Донация стволовых клеток проходит двумя способами – под наркозом из тазобедренной кости и из периферийной крови, как переливание. Какой способ выбрать, решает лечащий врач. В Юлином случае это была именно донация из крови – берут из одной руки кровь, перегоняют через специальный аппарат, и возвращают в другую руку. Процедура длится около 4 часов.
«Муж, мама очень хорошо приняли мою решимость – мы не из тех людей, кто отвернется и откажется помогать! Бабушкина сестра заболела раком, и я прекрасно понимаю, как это страшно, если есть возможность спасти человека, а ему отказали. Бояться неизвестного – это нормально, но мне все объяснили доктора, и я знала, к чему готовиться и что все пройдет хорошо», - твердо говорит донор.
Донорство сближает
Уехать в Петербург нужно было почти на три недели. Маме Юле предстояло как-то объявить свое отсутствие 4-летнему сыну. «Я с ним поговорила, как со взрослым. Сказала, что болеет мальчик (я только позже узнала, что пересадка требуется взрослому мужчине), ему необходима моя помощь, иначе он умрет. И я поехала его спасать. Мой сын все понял, стойко выдержал разлуку и без меня не плакал», - вспоминает девушка.
Малыш знал: маме нужно сделать очень важное дело. В Петербурге ее ждал продолжительный период подготовки к донации – пройти серьезное обследование, проверить здоровье, сдать тесты на коронавирус. Перед процедурой донору колют специальный препарат, стимулирующий выработку стволовых клеток в крови. Ощущения напоминают простуду или грипп – ломит тело, болит голова, из-за общей слабости хочется постоянно лежать.
Юлия в Петербурге познакомилась еще с одним донором костного мозга Светланой Приходько, которая стала ей хорошим другом и поддержкой на этом пути. Девушки помогали друг другу. Например, когда у Светы был положительный тест на коронавирус, и нужно было посидеть в изоляции, пока диагноз не опровергнут. Жительница Удмуртии носила подруге к номеру еду, оставляла под дверью. Света очень тепло вспоминает эти моменты, девушки до сих пор общаются.
«Нам создали все условия, чтобы было комфортно проводить эти недели перед процедурой. Донору оплачивают переезд, гостиницу, выделяют ежедневно деньги на питание», - вспоминает Юлия.
Настоящие герои
Нашей героине пришлось сдавать кровь дважды. Выяснилось, что она помогает взрослому мужчине. Объем необходимых стволовых клеток крови рассчитывается на массу тела пациента, поэтому ей нужно было пройти донацию дважды – забор клеток происходил в течение двух дней по 4 часа каждый. Но молодая женщина выдержала обе эти процедуры.
«Мы знали, на что шли, и сама мысль, что ты помогаешь человеку и, возможно, спасаешь ему жизнь, вдохновляла. Весь дискомфорт, все испытания – это такая мелочь! Плохое самочувствие было и прошло, и все забылось», - уверена Юлия.
Доноров костного мозга называют героями. Эти люди добровольно и безвозмездно отдают свои клетки костного мозга, чтобы спасти чью-то жизнь. Причем они не знают, кому они помогают, – только через два года врачи могут открыть, как пациент пережил пересадку костного мозга, и дать контакты, если он этого захочет.
«Доктора нас хвалили и говорили, что мы совершили героический поступок. Я, честно, смущаюсь от таких похвал. Конечно, я испытываю благоговейное чувство радости от того, что кому-то помогла, что смогла совершить такой достойный поступок в своей жизни! Я человек верующий и уверена: если есть малейшая возможность – помоги, ведь доноров костного мозга так мало, и вероятность совпадения минимальна. А я нашла своего генетического близнеца! Если что, я не виновата, если он станет рыжим», - смеется девушка.
Истории доноров костного мозга и реципиентов, которым они помогли, - примеры настоящих чудес, когда незнакомые люди совпадают на генном уровне и могут стать друг для друга спасением.
«Когда мы сдавали анализы в НИИ детского гематологии в Петербурге перед донацией, я слышала, как плачут дети, больные раком. Это страшно! Я желаю, чтобы у моего реципиента все было хорошо, он победил болезнь, чтобы через два года мы смогли пообщаться», – Юлия не может сдержать слез, рассказывая о пережитом.
Потенциальным донором костного мозга может стать любой взрослый человек с 18 до 45 лет без противопоказаний по здоровью весом более 50 кг. Сдать кровь на типирование можно в любом медицинском офисе «Инвитро». Подробнее - sbor.rdkm.ru. Так вы станете частью большого и хорошего дела и войдете в Национальный регистр доноров костного мозга им. Васи Перевощикова.