После победы на чемпионате мира по велоспорту Яна Бурлакова вернулась в Ижевск, где рассказала о начале спортивной карьеры, как к ней относились иностранные спортсмены и каково было тренироваться перед велогонкой на треке без трека.
Удмуртия
Андрей Русских – первый тренер Яны, увидел ее на соревнованиях по скалолазанию. Они проходили в Новой Казмаске – деревне Завьяловского района, откуда родом и сама девушка. Тогда же он и приметил, что с таким телосложением у нее есть будущее в велоспорте. «Профессионал поймет даже по походке», – сказал тренер, уточняя, насколько тонкие детали «выдают» спортсмена. И предложил ей новый вид спорта.
«Я сначала испугалась: какой-то взрослый мужчина хочет, чтобы я занималась велоспортом? Я тогда спросила у родителей, конечно. А они уже привыкли к такому, поэтому спокойно согласились», – вспоминает Яна.
Ее семья и так жила спортом: сестра, которая научила ее кататься на велосипеде, занималась легкой атлетикой, мама была лыжницей, а отец… «А я не помню, он вроде в нескольких видах участвовал», – рассказала спортсменка. Поэтому возражений не было, и начались тренировки.
«Большое заблуждение думать, что те, кто участвуют в велогонках на треке, должны всегда на треке и тренироваться», – говорит первый тренер Яны. А подходящего велотрека в республике не было и нет, поэтому тогда пришлось обкатывать мастерство на дороге.
Андрей Русских везде сопровождал девушку и лично возил на тренировки, катался с ней. «Я видела, что ему тяжело, потому что возраст и вес тоже дают о себе знать, но все же он всегда катался со мной», – вспоминает Яна.
Россия и Европа
Первые соревнования прошли в Москве. В столице Яне уже удалось потренироваться на полноценном треке. «Где-то еще было угловато, но талант был виден», – делится тренер тогдашним впечатлением. И талант подкрепился результатом спустя чуть больше, чем полгода на первенстве в Туле – Яна взяла третье место.
2021 год вышел урожайным на медали. На чемпионате Европы она взяла бронзу за кейрин, гит 500 м и за командный спринт. И в тот же год взяла бронзу и серебро на чемпионате мира за кейрин и командный спринт.
Мир
Первым, кому Яна позвонила после победы на чемпионате мира, был муж. Он тоже гонщик, но смотрел за ней в прямом эфире, потому что не смог получить нейтральный статус для участия в соревнованиях.
О том, что ей надо ехать, Яна узнала всего за неделю до старта. Процесс тормозила не только квота, которую получали через переговоры с международной федерацией велоспорта, но и оформление визы.
В итоге статус утвердили, а Яна – оказалась в Дании, в Баллерупе, где проходил чемпионат мира по велотреку. Иностранные спортсмены, как рассказывает девушка, хорошо к ней относились: «Они мне помогали. Китайская сборная предоставила велосипед (потому что Янин сломался – прим. ред.). Казахская – помогла подготовить его для старта. Япония, Германия, Франция – поздравляли с победой, звали на кофе», – вспоминает она.
После чемпионата у нее есть неделя, чтобы передохнуть и повидаться с семьей. А дальше – снова тренировки и сборы в Турции для подготовки к чемпионату Европы, который планируется в январе. Яна надеется, что ее допустят к участию. Сейчас спортсменка выступает за Москву.
Заметки на полях
Спортсменка признала техническое превосходство велосипедов соперников: «У них лучше аэродинамические показатели, иной вес», – резюмирует Яна, делая акцент, что в велоспорте про роль двухколесного коня тоже не надо забывать.
Министр спорта Удмуртии Денис Парахин не считает это барьером и предлагает взять превосходство технической основы соперников спортсменам на подкорку и понимать, что «надо брать ногами».
Любимой или коронной дистанции у Яны нет. Она считает себя универсальным гонщиком.