Вечер 11 марта. Только что закончилась игра с американцами. Наталья Германовна не скрывает эмоций. Ее сын (вратарь следж-хоккеист Владимир Каманцев) отразил множество атак соперника и лишь однажды пропустил шайбу в свои ворота.Постоянно звонит телефон - все поздравляют Каманцеву с победой наших! В глазах женщины - слезы радости.
- Первую игру, с корейцами, я смотрела почти спокойно. С итальянцами - это уже было что-то! А сегодня вообще сидела как на иголках. В перерывах бегала в другую комнату, читала материнскую молитву, не зря же говорят, что она помогает. Они же чуть не всей командой нападали, а он не давал забивать!
Хоккей был не для него
Воля к победе и стойкость - не случайные спутники паралимпийца Каманцева. Спортом он занимается с детства.
Наталья Каманцева,
мама Владимира:
| |
|
У него сила воли, не знаю, в кого. Все говорят, что в меня. У меня силы воли на десятерых, в лихие 90-е, чтобы у Володи все было, я работала без выходных 7 лет. Но я не знаю, как бы пережила то, что он пережил. |
- Говорят, он занимался кикбоксингом, а я даже не знаю, что это такое, - улыбается Наталья Германовна. - Во втором классе отец отвел Володю в карате-до. Многие 16-летние не могли сдать экзамен, а он сдал. Лет 8, наверно, ему было. Потом были лыжи, баскетбол. Футбол и хоккей были не для него. Потом он начал заниматься волейболом, а когда в колледж поступил, то играл за его команду.
Затем Владимир Каманцев сдавал вступительные экзамены на факультет физической культуры и спорта в УдГУ, но остался без студенческого билета.
Володя в детстве. |
- Володя все экзамены сдал на «пятерки», но на последнем экзамене его просто завалили. Он мне показывал свои записи, на все вопросы он ответил. Потом позвонил тренер: «Давай на заочное». А Володя говорит: «Я буду работать, чтобы платить? Нет. Я буду снова готовиться».
На фото Владимир с мамой. |
Боевики хотели взять в плен
Но поступить на следующий год Каманцеву было не суждено. В мае пришла повестка из военкомата, и молодого парня забрали в армию. Армейские тесты на интеллект Каманцев сдал очень хорошо, его даже могли послать в специализированную часть, но он отказался - хотел быть десантником.
- Войны в Чечне тогда не было. Сына забрали 24 мая, а боевые действия началась в августе. Долгое время от сына не приходили письма, потом он прислал свою фотографию, а на конверте было написано, что Каманцев Владимир Анатольевич с 10 ноября находится в Чечне.
Уже потом, когда его ранило, и я приехала в Москву, сын рассказал, что сам писал 3 рапорта, чтобы его послали в Чечню. У них весь взвод уже уехал туда, а Володя еще оставался. Он говорил: «Как я потом буду их матерям в глаза смотреть? Они уехали, а я тут остался, трус». И его тоже взяли.
Писем долго не было, и вдруг звонок из Ростова-на-Дону на городской телефон. А до этого по телевизору показывали, что туда вызывают родственников тех солдат, которых только по частям тела можно опознать. У меня все внутри «упало». Я стою, держусь за стол и слышу голос сына. А он говорит: «Мам, я сам упал. Ногу сломал».
На самом деле Каманцева ранило в ногу, а вторая пуля перебила лучевую кость на руке. Когда он уже не мог держать автомат, сослуживцы вытащили его на себе.
- Они оставались вчетвером, остальные за подмогой пошли. Против 30 с лишним человек. Боевики хотели взять их в плен. Сын пытался сказать, чтобы его бросили, но парни вынесли на себе.
После ранения в московском госпитале (Владимир Каманцев - в красной футболке). |
«Хоть расстреляйте меня, а сына не отдам»
После ранения Каманцев прошел через целый ряд госпиталей. Его отправили сначала в Дагестан, потом в Ростов-на-Дону, потом в Москву, Пермь, Самару… Когда приехал домой, у него началось отторжение специальной пластины, которую поставили врачи.
- Температура в 41 градус держалась сутки. Вызвала «скорую», а так как сын военнослужащий, его опять отправили в госпиталь. Помню, он даже разговаривать со мной не хотел: «Мам, зачем меня опять в госпиталь отправляешь? Я так устал от них». Врач сказал, что если пластину убирать, то нужно снова делать операцию, хрящи еще не срослись. А сколько лекарств надо было доставать!
Володе ничего не платили, он еще был военнослужащим. А я, помню, 3 тысячи получала, у меня все уходило на лекарства и питание. Я каждый день ходила с двумя сумками, их в палате 5 человек было. А как надо? Я ему принесу булочку с колбаской, а он под одеялом будет кушать?.. А себе только кофе в зернах брала. Сын говорил: «Сколько можно? Ты уже сама так исхудала».
А потом пришла радостная весть - Владимира Каманцева представили к ордену Мужества.
- Вообще неожиданно! - улыбается Наталья Каманцева. - Его хотели отправить долечиваться в Камышин, в Волгоградскую область. А туда трое суток на поезде, сопровождения не дают. Я такой скандал устроила! Говорю: «Хоть расстреляйте меня, а сына я не отдам. Пока не долечите, никуда не отпущу». А потом на вручении ордена военком так смотрел на меня, мол, да, мамаша!..
Наталья Каманцева гордится сыном. |
После получения ордена Мужества Каманцевы переехали из «однушки» в квартиру просторнее. Новое жилье поручил выделить работавший тогда полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Но быстро переехать мать и сын не могли, хотя на их заявлении стояла виза Волкова (Александра, первого президента УР, - прим. ред.).
- Я девять месяцев «выбивала» эту квартиру. Один чиновник даже сказал: «А что, вы не можете взять ссуду и купить?» Тогда в Администрации работала Харина (Наталья, вице-премьер по «социалке» правительства УР, - прим. ред.), так она этому чиновнику сказала: «Молчи!»
Наталья Каманцева попросилась сама выбрать квартиру по рекомендациям врачей - чтобы не выше 3 этажа, чтобы рядом остановка транспорта. Нашли удачный вариант в Металлурге, туда и переехали.
Жить не хотелось
Оказавшись дома, Владимир решил снова учиться и поступил на юридический факультет УдГУ. Но стать юристом Каманцеву не пришлось. Из-за постоянных болей ему приходилось регулярно ездить в госпиталь - какая уж тут учеба. Сначала ампутировали один палец, затем второй… Ногу отнимали буквально по кусочку.
Вспоминает Наиль Зиятдинов, заместитель председателя Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз ветеранов Афганистана»:
- От ребят, служивших в Чечне, я узнал, что у нас в армейском госпитале долечивается такой парень, десантник. Я пришел к нему в госпиталь, мы познакомились. В минсоцобеспечения ему дали пенсию по общему заболеванию, чуть больше 3 тысяч, как инвалиду 3-й группы. Как будто он под трамвай попал. Ранение просто вычеркнуло его из жизни, а армия, вручив ему орден Мужества, забыла про своего бойца.
Почти десять лет мучительного состояния привели Володю в такое состояние, что даже говорил: «Я жить не могу, жить не хочу, сделайте что-нибудь!»
«Глаза горят!»
Трудно физически и морально молодому, красивому парню ощущать свою ненужность. Хотя всегда были и есть люди, готовые помочь. Мама Володи, Наталья Германовна, его друзья и военный врач, полковник медицинской службы Владимир Сидельников, человек, которого с нами объединяло лишь то, что он тоже был ветераном. Он прошел Афган и Чечню. Именно он, заведующий кафедрой хирургии военно-медицинской академии очень помог - сделал операцию, после которой нога перестала гнить. Как только Володя вернулся в Ижевск, первым делом я привел его в бассейн. Это была первая попытка занятий спортом. Вскоре мы встретились с тренером удмуртских следж-хоккеистов Виктором Кузнецовым. Для Володи это стало огромным импульсом.
Когда Каманцеву сделали протез, он залил его основу специальным составом, чтобы можно было носить открытую одежду. Не хотел показывать людям, что он инвалид. А уже через месяц уехал на первые сборы.
- Сын позвонил мне оттуда и говорит: «Мам, обычный хоккей отдыхает по сравнению со следж-хоккеем! Это что-то! Такие скорости!», - добавляет Наталья Каманцева. - Пока не стали по телевизору показывать, я ни разу не видела. А только глянула… Это надо такие нервы иметь!
Сегодня Владимир - снова студент спортфака, после окончания карьеры станет тренером спортсменов с ограниченными возможностями.
- Он даже не сказал мне о том, что снова поступает! Позвонил на работу: «Мам, мы сдали экзамены». А я говорю: «Какие?», - смеется Наталья Германовна.
- Сейчас он - атлет! Настоящий десантник! - продолжает Наиль Зиятдинов. - Спорт дал ему силы и направление. Закалил характер! Первый тур чемпионата России 2014 года, который стал фактическим отбором в Олимпийскую сборную России, они выиграли вшестером! У команд, в которых было 2-3 игровых пятерки! И Вова парней из «Удмуртии» там подстегивал, вообще жизни не давал, настраивал на борьбу. Следил, чтобы они не пропускали завтрак, вовремя ложились спать. Цель была одна – играть в сборной России! Он вырвал этот кусок жизни и достойно отстаивает свой трудный успех.
Сегодня, во время игр, он выдерживает такую тактику - дистанцируется от всех, даже живет отдельно. Полностью настраивается только на борьбу. Я уверен, что Володя ощущает нашу поддержку.
Учеба, тренировки, соревнования… Дома спортсмен Каманцев бывает редко.
- У него сейчас не то, что смысл жизни появился, а прямо глаза горят! Пишет список того, что нужно сделать, ребята его уважают в команде. 5 дней в неделю строго тренировки. Домой приезжает на 3-5 дней, расслабляется, кушает, спит, гуляет каждый вечер. На день инвалидов ездил, с афганцами встречается, на день ВДВ всегда ходит. На Новый год ездил с друзьями.
На вопрос о том, задумывается ли сын о собственной семье, Наталья Каманцева улыбается:
- Пока не было такого разговора. Сейчас цель только одна - победа. Вот приедет, немножко отдохнет, и опять надо ехать, надо выигрывать.
Читайте также:
- Мама следж-хоккеиста Алексея Лысова: «Сын - неисправимый оптимист»
- Мама следж-хоккеиста Ивана Кузнецова: «На сессии сын ездил на костылях»
- Мама следж-хоккеиста Надежда Тучина: «После реанимации сын первым делом решил побриться»
- Жена лыжника-паралимпийца Татьяна Кононова: «Муж переживает, если долго не слышим друг друга»
- Мама Владислава Лекомцева: «Просила сына отказаться от биатлона»
- Родители следж-хоккеиста: «Радуйтесь! У нас серебро Паралимпиады!»
- Ольга Петрова: «Мой сын нашел себя в следж-хоккее, а начинал с футбола ампутантов»