Top.Mail.Ru
15 февраля 2014 12:18
Спорт

Конькобежец из Удмуртии Владимир Иванов: «Мне было стыдно за 7-е место на Олимпиаде!»

Своими воспоминаниями делится участник Олимпийских Игр 1976 года.

Константина Ившина
Константина Ившина

Досье
Владимир Сергеевич Иванов
Родился 28 апреля 1949 года в Ижевске.
Мастер спорта международного класса по конькобежному спорту.
Бронзовый призер чемпионатов мира 1973, 1974 гг.
Серебряный призер чемпионата мира 1975 года.
Чемпион мира 1975 года.
Участник Олимпийских Игр 1976 года.

Владимира Иванова мы с фотографом нашли на катке «Зенит». Конькобежец, чемпион мира 1975 года, участник Олимпийских игр 1976 года в Инсбруке, подъехал к нам не на коньках, а... на машине по заливке льда. В ней он сидел рядом с водителем.

- Это мое увлечение, - объяснил Владимир Сергеевич.

Вообще-то Владимир Иванов - мастер зеленого строительства стадиона «Зенит». Занимается подготовкой футбольного поля и с гордостью заявляет, что на «Зените» оно одно из лучших в стране.

Пока разговариваем, замечаю очень старые коньки.

- В них один слепой спортсмен тренируется. Но сейчас дома сидит - нет лидера. Они же хоть и не видят ничего, а лучше здоровых бегают. Сергей Токарев, например, ему в России равных нет. В шестьдесят он двадцатилетних парней обходит.

Разминка на катке Медео, где Владимир Сергеевич поставил мировой рекорд. 1977 год.

Дружба Владимира Иванова с инвалидами по зрению началась еще в 1983 году, когда его пригласили на встречу в Общество слепых. Тренер Иванов строгий, порой даже жесткий. Таким он был и по отношению к себе. Будучи членом сборной страны, летом через день наматывал на велосипеде 150 км, а раз в месяц ездил по маршруту Ижевск-Игра - 200 км в оба конца. Зимой каждый день выдавал на коньках сто километров.

- Я себя никогда не жалел. Пять раз у меня перетренировки были. Это когда электрокардиограмма зашкаливала, и медики запрещали заниматься, - объясняет Иванов.

Из безнадежных в перспективные

А вот в 1960 году, когда Владимир Иванов впервые пришел на занятие в секцию, никто и представить не мог, что 11-летний мальчишка станет чемпионом мира.

Никто и представить не мог, что 11-летний мальчишка станет чемпионом мира.

- Тренер Людмила Николаевна Гордеева, смеясь, называла нашу группу безнадежной. Но через три года мне уже не было равных среди перспективных ребят. Тренировки проходили на старом стадионе «Зенит» с деревянными зрительскими трибунами на 35 тысяч человек. Сейчас на этом месте находится школа футбола.

В том, что юный Володя начал заниматься конькобежным спортом - заслуга отца. Начальник одного из цехов «Ижмаша» был строг. Чтобы дети (а их в семье Ивановых было пятеро) не болтались на улице, отправил в спортивные секции. В результате все, кроме младшей сестры-легкоатлетки, стали конькобежцами и добились неплохих результатов. Старшая сестра -перворазрядница, брат Михаил - кандидат в мастера спорта. Александр - мастер спорта, сейчас занимается тренерской работой.

Владимир Иванов:
Мы, конькобежцы, не лыжники. Это они прибегут, сопли до колен, лежат на снегу. Стыдно смотреть! У нас тоже сопли до колен, но никто на лед не падает. Упадешь на скорости 14 метров в секунду, в барьер заедешь, мало не покажется.

Ценный ученик

До шестого класса Владимир Иванов учился на одни пятерки. Но чем серьезнее становилось его увлечение спортом, тем меньше сил и времени оставалось на учебу. В 9-м классе он уже выступал на первенствах России среди школьников.

- Однажды по литературе за полугодие мне вывели двойку. Тогда директриса вызвала к себе меня и учительницу. Та жалуется: «Он даже стихотворение не хочет выучить». А я отвечаю: «Если вас заставить бегать по льду четыре часа, а потом посадить за уроки, у вас, наверное, тоже глаза будут закрываться». Директриса заявила литераторше: «Если у Иванова не будет тройки, ищите новую школу, или сами будете вместо него в соревнованиях участвовать».

«За месяц сбросил 18 кг»

После школы Иванов с товарищами решил поступать в механический институт. Первый экзамен - математика.

- Я арифметику любил и свои задачки решил за полчаса. А товарищ мой, вижу, сидит, пыжится. Ну, я и помог ему. Экзаменаторы это увидели и выгнали нас обоих с экзамена. Друг мой подал на апелляцию и поступил, а я не стал.

Такой у Иванова характер: сам пропадай, а товарища выручай. Отец помог сыну устроиться на «Ижмаш» в один из экспериментальных цехов. Там Владимир Сергеевич проработал почти два года, пока в 1968 году его не забрали в армию.

- Я попал в ЦСКА в группу к старшим офицерам, которые тогда уже выступали за сборную страны на чемпионатах Европы и мира. И меня, салагу, кинули в эту кучу. А я полгода до этого пробыл в учебке и набрал 18 килограммов. Но уже через месяц лишнего веса как не бывало - так я терзал себя. Когда наша команда Уральского округа стала чемпионом Вооруженных Сил страны, на службе началась лафа. У нас и до этого армейской службы почти не было, а тут и вовсе освободили ото всех нарядов и караулов. Знай тренируйся.

Все свои медали Владимир Иванов передал в музей спортивной славы Ижевска. «Я легко с ними расстался. Мне награды ни к чему, а люди пусть посмотрят», - говорит конькобежец. На фото - с тренером Анатолием Михайловичем Кайдаловым (справа).

Из-за работы на «Ижмаше» не взяли на Олимпиаду

В 1972 году Владимир Иванов, уже будучи членом сборной СССР, готовился к Олимпиаде в Саппоро. Шансы попасть в сборную были высоки, но Иванова не взяли. Помешала запись в трудовой книжке - завод «Ижмаш», цех 79. Это было секретное производство.

- Я особенно не расстроился. Не взяли и не взяли. Молодой еще был, бестолковый.

Вместо Олимпиады Владимир Иванов в тот год отправился на чемпионат мира. Потом ездил на них вплоть до 1976 года. В 1973 завоевал «бронзу» на 5 км, через год еще одну «бронзу», но уже на «десятке», а в 1975 году в Осло стал, наконец, чемпионом мира на дистанции 10 км и серебряным призером на 5 км.

Олимпийский перебор

В 1976 году на Олимпийских играх в Инсбруке все ждали от чемпиона мира только победы. Но не случилось. Иванов был только седьмым. Без малого сорок лет спустя Владимиру Сергеевичу тяжело вспоминать те дни в Австрии.

После такого провала почти всем спортсменам дали пинок под зад и выгнали из сборной.

- Перебор был у всей сборной конькобежцев по многоборью. Перетренировались. Никогда такого не было, - через паузу, тяжело вздыхая, объясняет причину неудач Иванов. - Хотя и я, и трое товарищей по команде должны были завоевать медали. А получилось только у Юрия Кондакова - он взял «серебро» на полуторке. После такого провала почти всем спортсменам дали пинок под зад и выгнали из сборной.

- Было стыдно смотреть в глаза родителям. Но папа сказал: «Что ты переживаешь? Не ты первый, не ты последний».

В 1974 году Владимир Иванов попал на обложку журнала «Конькобежный спорт». «В комбинезонах с капюшонами мы начали выступать в 1973 году, а до этого бегали в таких шапочках, похожих на детские. Это фото сделано раньше, поэтому я на нем еще в старой форме».

Два мировых рекорда

Иванов начал тренироваться самостоятельно. Потом снова пришел в команду Всесоюзного центрального совета профсоюзов, за которую выступал после армии. И уже на следующий год после Инсбрука установил два мировых рекорда!

- Это было в Алма-Ате на Медео - в те годы это был лучший каток в мире. Там проходили какие-то ничего не значащие соревнования, поэтому мой результат стал лишь личным рекордом. Хотя на тот момент он превышал мировой рекорд на 14 секунд!

Пять километров Иванов преодолел тогда за 6 минут 51 секунду.

- Сейчас российские спортсмены не намного быстрее моего бегут (в Сочи Иван Скобрев, к примеру, был седьмым на 5 км с результатом 6 мин. 19 сек. - Прим. авт.). А прошло уже почти сорок лет! Коньки другие - с клапами (лезвие зафиксировано только на носке, под пяткой - нет; из-за характерного щелчка, с которым лезвие соприкасается с пяткой, их и назвали «клапами» - Прим. ред.), что позволяет увеличить скорость, современные комбинезоны тоже помогают отыгрывать секунды. Да и катки сейчас крытые. Это мы бегали в тридцатиградусные морозы в тоненькой форме.

Конькобежец из Удмуртии Владимир Иванов: «Мне было стыдно за 7-е место на Олимпиаде!»   Конькобежец из Удмуртии Владимир Иванов: «Мне было стыдно за 7-е место на Олимпиаде!»
Владимир Иванов помогает младшему брату Александру тренировать юных конькобежцев. Фото К. Ившина.
«Мы бы с тобой потом водки выпили...»

Владимир Иванов очень надеялся попасть на Олимпиаду во второй раз - в 1980 году. Хотел доказать, что провал в Инсбруке был досадной случайностью.

- На отборочных соревнованиях в олимпийскую сборную мне пришлось 25 кругов бежать вслепую. Мой тренер был в те дни «не при памяти», водился за ним такой грех. В результате меня никто по кругам не корректировал, что очень важно. Я потом тренеру сказал: «Ну что ж ты! Мы бы с тобой потом водки выпили».

Хотя, как позднее узнал Иванов, список спортсменов-олимпийцев был составлен заранее. И его в нем не было.

- В 1980 году мне был уже 31 год. По нынешним меркам - нормальный возраст для конькобежца. А в те годы даже 27-летних из сборной выгоняли.

После ухода из большого спорта Владимир Иванов «повесил коньки на гвоздь» и сейчас встает на них очень редко - только на первенствах России среди инвалидов по зрению.

Владимир Иванов:
Однажды на соревнованиях я задел коньком деревянный разделитель дорожек. Меня подбросило, я упал на живот и через мгновение ударился головой в маты, которые были разложены за ледовыми дорожками. Далее сделал сальто в воздухе и упал спиной прямо на асфальт в трех метрах от матов. Сам жив остался, а коньки в дым, лезвия погнулись. Все, кто мой полет видел, были в шоке. Но уже через неделю я снова на старт вышел.

«Если бы не спорт, стал бы оружейником»

Вот и жена Владимира Иванова, медик по образованию, когда дочки стали подрастать и надо было решать, в какую секцию или кружок их отдать, категорически заявила: «Еще одного спортсмена в семье я не потерплю!» Старшая дочь Ивановых работает в Министерстве лесного хозяйства Удмуртии, младшая - на механическом заводе. У нее трое детей.

- Старший внук Егорка (ему 14 лет - Прим. авт.) в прошлом году надел коньки и заявил: «Дедушка, я поеду». На днях занял третье место на первенстве Ижевска.

- Владимир Сергеевич, можете ли вы представить свою жизнь без спорта?

- Сейчас уже нет. До армии - да.

- А кем бы стали тогда?

- Пошел бы по стопам отца, был бы оружейником.

- И все же спорт вам больше дал или отнял?

- Отнял, конечно. Спорт дает только в первые два, три, четыре года тренировок. Потом отнимает. Здоровье в первую очередь.