Как не «зевнуть» фигуру, выбрать наилучший ход или отвлечь фигуру соперника – это лишь малая часть того, чему учат студентов Дебесского политехникума. Они – будущие преподаватели шахмат в школах. Какие методики используют преподаватели и первые результаты студентов – в материале IZHLIFE.
«Никаких скучных лекций у нас нет»
Занятия по шахматам появились в Дебесском политехникуме в 2020 году – именно тогда на его базе открыли первый в Удмуртии ресурсный центр по преподаванию шахмат.
«Сейчас у нас 4 группы занимаются шахматами. Это 2 курс и 4 курс – будущие учителя начальных классов, 3 курс – педагоги допобразования и воспитатели детских садов. Часов немного – одна пара в неделю (2 часа)», – рассказывает руководитель ресурсного центра, преподаватель по шахматам Дебесского политехникума Андрей Князев. – «Обучение мы начинаем с самых азов, потому что, в основном, к нам в 80-90% случаев приходят неподготовленные ребята, которые ранее никогда не играли в шахматы».
По словам Андрея, каждое занятие начинается с повторения пройденного ранее материала, а потом переходят к новой теме и сразу же отрабатывают на практике. Для этого в политехникуме есть все необходимое оборудование: магнитная и интерактивная доски, ноутбуки, шахматные доски. Также для разнообразной подачи материала используются видео и презентации.
«Поначалу предмет воспринимали в штыки»
«Считаю, что если с каждого выпуска студенты применят хотя бы 10 % тех знаний, что мы им даем, то мы на правильном пути», – говорит Васильев.
Кропотливая и усердная работа преподавательского состава, незаменимая помощь Федерации шахмат Удмуртии и России дала свои плоды. Теперь уроки по шахматам стали для студентов одними из самых интересных.
«Учим быть конкурентоспособными и никогда не опускать руки»
Дебесский политехникум – учреждение педагогическое, поэтому все студенты проходят практику школах и детских садах. В том числе, и шахматную (на 4 курсе).
«Также на последнем курсе мы обучаем самостоятельно проводить турниры. Первоначально студентов завлекаем в качестве волонтеров, секретарей. Недавно мы проводили районный турнир по шахматам – там у нас часть студентов играли, а часть занималась судейством», – рассказывает Андрей Князев. – «Умение проводить такие турниры – большой плюс для будущих педагогов. Они смогут не только проводить уроки, но и в классах организовывать мини-турниры, а потом масштабировать такие соревнования. Это дополнительный навык, умение. Это даёт возможность быть более конкурентоспособными на рынке и иметь даже дополнительный заработок».
Как отмечает Андрей Князев, при открытии ресурсного центра было много вопросов: почему, как и зачем вообще шахматы нужны будущим педагогам?
«Во-первых, нужно обновлять преподавательский состав. Сейчас по всей России преподаватели, тренеры по шахматам – это люди 50+. Есть педагоги, которые не имеют педагогического образования. Отрасль требует модернизации, чтобы в нее пришли молодые и креативные. Во-вторых, нужно продвигать идею продвижения шахмат в образовании. И третье, и самое главное – научить мыслить и анализировать детей», – говорит Андрей Князев. – «Наши выпускники несмотря на все неудачи не должны оставаться у разбитого корыта. Они должны анализировать ситуацию, делать выводы, ставить новые задачи и идти к целям, не опуская рук!»
Это интересно!
Студентка 342 группы Селиверстова Ксения (специальность «Преподавание в начальных классах») разработала набор для обучения игре в шахматы в 1 классе.
«Сделана она в форме мультфильма «Смешарики» (0+). То есть там вместо фигур герои мультфильма. Также на поле были расставлены препятствия (камушки) и цветы. Задача детей в процессе игры была собрать цветы, обойдя препятствия. Детям игра очень понравилась, они были в восторге!» – подытоживает Андрей Князев.
Читайте также:
Ресурсным центрам по шахматам в Удмуртии — год: цели, проблемы и отличия