Телефонное мошенничество меняется. Сегодня преступники уже не ограничиваются кражей денег. Используя так называемые методы социальной инженерии, они побуждают своих жертв к опасным для окружающих действиям – нападениям на социальные и инфраструктурные объекты.
В Управлении безопасности Волго-Вятского банка Сбербанка* рассказали, как уберечь себя и своих близких и не попасть под влияние телефонных мошенников.
Социальная инженерия основана на психологии воздействия – человека буквально заставляют выполнить нужное действие или предоставить персональные данные. Проще всего сделать это в мессенджерах и телефонных разговорах.
Под различными предлогами злоумышленники убеждают человека оформить кредит в банке или перевести деньги на «безопасный счет».
После того, как средства оказались в руках мошенников, жертвам предлагается один из сценариев по их возврату:
-
Человеку дают понять, что он стал жертвой мошенничества. Для возврата похищенной суммы ему предлагают, например, облить сотрудника банка зеленкой. При этом жертве необходимо снять свои действия на камеру смартфона или находиться в этот момент на видеосвязи в любом мессенджере.
-
Человеку сообщают, что он стал жертвой мошенников и предлагают принять участие в спецоперации по выявлению преступной схемы среди сотрудников банка, которые якобы причастны к краже денег. Сбитому с толку человеку внушают, что поймать виновников можно, выполнив определенное «задание». Требования могут быть разными: устроить дымовую завесу, запустить фейерверк, поджечь входную дверь или бросить коктейль Молотова в клиентский зал.
Важно помнить, что такие преступления без труда раскрываются по горячим следам, а совершивших их людей привлекают как к административной, так и к уголовной ответственности.
Сотрудники Управления безопасности Волго-Вятского банка Сбербанка напоминают простые правила, которые помогут избежать нежелательных последствий как для вашего кошелька, так и для всей вашей жизни.
-
Не сообщайте никому по телефону, в мессенджерах, по электронной почте, в социальных сетях номер своей банковской карты или трехзначный код на ее обороте, а также коды из СМС. Сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не запрашивают такую информацию, это делают только мошенники. Если вас просят установить дополнительное приложение на телефон, оформить кредит и/или перевести деньги на резервный счет, – это также явные признаки мошенничества.
-
При любых сомнениях просто положите трубку и обратитесь в банк по официальному номеру, указанному на оборотной стороне карты, или в ближайшее отделение для уточнения информации.
-
Если вы успели передать какие-либо данные по вашей банковской карте/счету, обратитесь в банк для блокировки карт и счетов, а также расскажите о случившемся полиции.
Постарайтесь успокоиться. Не предпринимайте никаких дополнительных действий, не называйте имена родных и друзей. Помните, под психологическим воздействием жертва сама может стать преступником и понести наказание. Эксперты Управления безопасности Волго-Вятского банка Сбербанка также рекомендуют не обращаться к различного рода «фондам помощи жертвам телефонного мошенничества» или псевдоюристам, обещающим помощь в возврате похищенных средств. Это может привести к дополнительным финансовым потерям.
Будьте бдительны! Берегите себя и окружающих!
*Волго-Вятский банк Сбербанка обслуживает девять субъектов РФ – Нижегородская, Владимирская, Кировская области, Республики Татарстан, Чувашия, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Пермский край.