Год назад в России заблокировали Facebook, Instagram (соцсети принадлежат Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) и Twitter. Это вызвало рост значительный популярности российских социальных сетей: «ВКонтакте» и «Одноклассников». Об этом пишет «Коммерсантъ-Удмуртия».
По данным «МегаФона», в Удмуртии за этот год трафик «ВКонтакте» увеличился в два раза, а «Одноклассники» стали посещать на 40% чаще, чем раньше. В сравнении приводятся показатели февраля 2023 года и аналогичного периода прошлого года.
При этом из-за блокировки некоторых площадок отток аудитории с них составил 30-40%. Тем не менее, для продвижения сейчас активно используются Telegram и «ВКонтакте». Выросла и стоимость продвижения на этих площадках.
«Пользователи этих социальных сетей активно потребляют «тяжелый» контент. Например, в феврале этого года видеотрафик в сервисе «ВКонтакте» вырос в 1,5 раза по сравнению с февралем 2022 года», — сообщила пресс-служба «МегаФона».
Есть у пользователей интерес и к другим соцсетям, например, к ЯRUS. Всего за полгода трафик на этой отечественной платформе увеличился в шесть раз. Но даже несмотря на это, его доля весьма незначительна в сравнении с более популярными сервисами.
По словам Кирилла Емельянова, директора диджитал-агентства «Таргет Медиа», аудитория Instagram сократилась на 50% после блокировки этой платформы. Однако и здесь бизнес нашел пути решения. В частности, рекламу на этой площадке через блогеров активно продвигают ниши туризма, одежды и красоты.
«Бизнесмены потому и бизнесмены, что могут решать вопросы здесь и сейчас. Бизнес адаптируется. И я бы сказал, что после коронавирусного периода все намного лучше и, самое главное, перспективнее. Используются такие площадки как «Яндекс.Директ», VkTarget, MyTarget, «Одноклассники», Telegram. Также мы нашли способ рекламироваться в Google Ads», — заявил Емельянов.
Также собеседник издания отметил, что «Яндекс», Telegram и «ВКонтакте» постоянно развиваются. На этих площадках появляются новые инструменты, полезные бизнесу. Таким образом, рекламодатели из запрещенных соцсетей не пропали, а просто переместились на другие платформы.
Александра Берестова, SMM-специалист «Профиланс Групп», считает, что для большого количества брендов блокировка популярных соцсетей стала болезненным и неожиданным событием.
«В первую очередь мы стали терять доход, так как Facebook приносил 56% выручки от всех соцсетей. Но мы были неплохо подготовлены и имели большую и активную аудиторию “ВКонтакте”. Для некоторых проектов пришлось оперативно проводить переход в Telegram, поскольку там коммуницировать с клиентом в нашей нише легче. Также мы оперативно вышли на новые соцсети: NOW, TenChat, Yappy и другие, но не получили приемлемых результатов. Хорошие цифры по сей день показывают Telegram, “ВКонтакте” и YouTube Shorts»,— сообщила она.
Берестова также отметила, что интерес аудитории к «ВКонтакте» сильно возрос. Одной из причин этого феномена она считает оперативную работу разрабочиков. Например, очень вовремя на платформе были обновлены алгоритмы и внедрены «VK Клипы». Отчасти это помогло вернуть старую аудиторию и привлечь новую.
«Активная аудитория в Instagram сократилась примерно на 30–40% и продолжает падать, а те, что используют VPN, почти не заметили на себе изменений. Пользователи также хорошо приняли переход в Telegram»,— считает эксперт.
Однако одна добавляет, что после блокировки Instagram продвижение во «ВКонтакте» стало дороже.
Рост затрат на рекламу отмечают и в маркетинговом агентстве Cosmic Realty.
«Тенденция к росту абсолютно закономерна: рекламных каналов стало меньше, усиливается конкуренция. Особенно это заметно для компаний, работающих на массовый сегмент. Во многих проектах рекламные бюджеты и стоимость лида выросли в 1,5–2 раза. Но мы постоянно тестируем новые источники, чтобы снижать стоимость»,— говорит Максим Федоров, директор агентства.
По мнению эксперта, реклама в Instagram и Facebook была одним из самых эффективных каналов лидогенерации до марта прошлого года.
«После блокировки этих соцсетей мы обратили внимание, что целевая аудитория бизнесов наших клиентов перешла в мессенджер Telegram. Именно там сейчас собралась взрослая и платежеспособная аудитория. Мы стали активно тестировать этот источник, он показал хорошие результаты, и значительную долю рекламных бюджетов в данный момент мы расходуем на посевы в релевантных каналах и официальную рекламу Telegram Ads»,— отмечает Федоров.
Олеся Мустаева, ведущий технолог-разработчик и основательница российского производителя косметики «Мастерская Олеси Мустаевой», полагает, что бизнес был вынужден перейти в Telegram и «ВКонтакте». По ее словам, хотя некоторые пользователи продолжают сидеть на запрещенных площадках при помощи VPN, это практически не дает финансового отклика. А вот, к примеру, у Telegram наблюдаются быстрый отклик и хорошая обратная связь.
Тем не менее, эксперты считают, что функционал «Одноклассников» и «ВКонтакте», которые теперь фактически являются единственными площадками для таргетированной рекламы, требуется доработать. Об этом, в частности, говорит Мария Сорвачева, digital-директор коммуникационного агентства Svoboda Agency.
«Это касается и рекламы, и ленты, особенно видеоконтента и других приложений, встроенных в мультиап. Интерес аудитории к отечественным соцсетям и мессенджерам продолжает расти, и в настоящее время используется несколько платформ для социальной активности в интернете, поэтому как b2b сегмент, так и b2c только усиливает в них свое присутствие»,— полагает эксперт.