Многие знают, что 28 декабря 1895 года – день рождения кино, а его роддом – один из залов «Гранд-кафе». Журналист IZHLIFE расскажет, что происходило с киноискусством на стадии зародыша и почему 22 марта не сделали памятной датой, хотя фильм показали уже тогда.
Эдисон и Диксон – люди из тени
Братья Люмьер – отцы кинематографа, благодаря которым люди сейчас и задаются вопросом: «Что смотреть в выходные?» У Огюста и Луи получилось стать историческим дуэтом отчасти из-за того, что каждый из них занимался своим делом: старший Огюст – бизнесом и продюсированием, а младший Луи – изобретением синематографа и съемками.
28 декабря 1895 года в Париже они показали десять короткометражек, каждая из которых длилась меньше минуты. Но это не значит, что кино до них не было. Наоборот, им предшествовала довольно сильная пара ученых – Томас Эдисон и Уильям Диксон.
Идея Люмьер не была оригинальна: показывать бегущие картинки хотели и до них. Второй по знаменитости предшественник синематографа и ближайший предок камеры – кинетограф. Его собирала в лаборатории команда специалистов Эдисона, но больше вложили сил сам ученый и его помощник.
Если кинетограф снимал, то кинетоскоп – проецировал. Любой мог подойти к тумбе, заглянуть в окуляр и увидеть, что на пленке. В 1891 году Эдисон и Диксон сняли трехсекундный фильм «Приветствие Диксона»: помощник Эдисона на нем появляется в кадре со шляпой в руке. Потом был «Экспериментальный звуковой фильм Диксона» – звук для этой картины писался и воспроизводился с помощью эдисоновского фонографа. А позже вышел «Танец Лои Фуллер» – фактически первый цветной фильм, но практически… Снят он был как черно-белый, но пленку раскрасили вручную.
Как бы там ни было, но персональный кинозал в виде кинетоскопа Эдисона и первые кинозарисовки Диксона быстро ушли в тень, не говоря уже о более ранних попытках снять и показать кино. А тень как раз отбрасывал могучий дуэт братьев Люмьер.
Первый показ фильма…
… был 22 марта 1895 года. И все еще не в «Гранд-кафе»! Это был показ «Выхода рабочих с фабрики». Кинокартину демонстрировали в здании Общества развития национальной индустрии в Париже. Как раз там в это время проходила конференция, посвященная развитию французской фотопромышленности.
А вот 28 декабря того же года кино родилось уже официально. В «Гранд-кафе» Парижа на бульваре… Капуцинок. И нет, это не ошибка. Бульвара Капуцинов никогда не было, а ошибочное название пришло в народ, скорее всего, вместе с советским водевильным вестерном Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов».
Это был первый коммерческий показ. Зрители увидели десять фильмов, среди которых знаменитого «Прибытия поезда» не было. Хрестоматийная картина, снискавшая славу первого фильма, была снята только через год, в 1896. А распространенная путаница возникла из-за неверной трактовки истории кино еще в советских энциклопедиях.
Такое легко могло произойти, потому что до братьев Люмьер тоже снимали фильмы. Например, в одной из «Почемучек» для детей было написано, что первый фильм – «Великое ограбление поезда». Скорее всего, эта информация оказалась там потому, что картина больше всего напоминала фильм в знакомом нам понимании. Это была не документальная зарисовка, а полноценная история с сюжетом и монтажом.
«Прибытие поезда» получило культовый статус из-за легендарной реакции – зрители бежали из кинозала, потому что думали, что поезд с экрана их задавит. Но реакция легендарна не из-за величия, а потому, что это тоже байка. Панического бегства не было, но легенда возникла не без повода.
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» – таким было полное название фильма – произвело должное впечатление. Кадр был уже глубоким, а поезд ехал быстро и выезжал за его пределы – зрители приняли это за сиюминутную реальность. Иллюзия кино вышла на новый уровень.