Top.Mail.Ru
11 сентября 2023 17:56
Общество

Почему сотовые операторы начали требовать обновлять личные данные?

За отказ их предоставить номер может быть заблокирован

Фото: архив редакции
Фото: архив редакции

С весны 2023 года жителям Удмуртии, как и других регионов страны, начали поступать SMS и push-уведомления о необходимости предоставить актуальные личные данные. Например, в сообщении от Yota говорилось: «Ваши паспортные данные не совпадают с указанными в договоре. По закону «О связи» номер может быть заблокирован». IZHLIFE выяснил причины проверок и узнал, что будет, если не выполнить требование операторов.

«Ад и содомия…»

По словам экспертов, никаких изменений в законодательстве не произошло. Требования по подтверждению персональных данных при их изменении уже много лет содержатся и в федеральном законе «О связи», и в Правилах оказания услуг телефонной связи. Другое дело, что до недавнего времени этот вопрос никто особо не контролировал. Но с 1 мая 2023 г. Роспотребнадзор начал проводить проверки актуальности данных в базах всех операторов.

«За выявленные случаи несоответствия паспортных данных абонентов операторов ждут штрафы. Например, в Москве это полмиллиона рублей на один выявленный случай», – прокомментировал ситуацию изданию Lenta.ru ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.  

Операторы в свою очередь начали активно рассылать абонентам предупреждения.  Это вызвало волну возмущения в соцсетях. Вот лишь некоторые комментарии в группах сотовых операторов:

«Получается, что каждый раз при каких-либо изменениях паспортных данных мы должны эти изменения им предоставлять? Насколько это усложнит нам жизнь? Если предположить, что у человека кнопочный телефон и изменения он может предоставить, только посетив салон связи, то получается, что каждый раз ему нужно будет бежать и тратить свое время?»

«В салоне попросили отсканировать паспорт. Этого еще мне не хватало. Пусть они с моих рук его сверяют. Пальчиками несколько раз нажать на клавиши компа – это такая трудоемкая работа? Без согласия абонента вы не имеете права сканировать паспорт. И не надо под дурака косить про «быстрее», «опечатки» и подобную чушь».

«У меня нет аккаунта от Госуслуг. Я не собираюсь там регистрироваться. Мне их контроль за мной не нужен».

«У операторов есть доступ на Госуслуги и разрешение на запрос данных. Вот этот ад и содомия с «нажмите кнопочку обновить данные» в ИХ ЖЕ приложении – это зачем? САМИМ не запросить? Нужно людей нервничать заставить? Власть свою показать?»

Идите в… офис

Масла в огонь подлили и технические проблемы с обновлением данных. У некоторых операторов сервисы обновления данных в режиме онлайн на сайте попросту не работали.

К примеру, не смог обновить свои данные онлайн один из сотрудников нашей редакции – абонент Yota. В техподдержке ему сообщили, что тогда необходимо прийти в офис или точку продаж и изменить данные с помощью сотрудника. Учитывая, что на абоненте зарегистрировано 4 номера, в точке продаж этот процесс занял около 40 минут.

Судя по отзывам в соцсетях, технические проблемы возникли у многих абонентов разных операторов:

«Не получается подтвердить свои данные. Приложение не перекидывает на страницу Госуслуг. Что дальше?»

«Через приложение и Госуслуги выдает ошибку. Пришлось идти в офис. Зря пиарите свое приложение».

«Я инвалид! Возможности ограничены! Как мне подтвердить данные?»

«Я в субботу ходила 2 раза в офис и через приложение обновляла данные. И мне каждый раз приходят СМС, что я не прошла проверку. Сейчас снова отправила. Если придет опять такое сообщение, то придется с вами распрощаться спустя 18 лет, что есть этот номер. Проще купить сим-карту от другого оператора».

«А если SIM зарегистрирована на другого человека и нет возможности с ним связаться? А номером пользуется другой человек на протяжении нескольких лет? Вы тоже заблокируете SIM?»

«Сообщение всем разослать подготовили, а сервера к наплыву не подготовили. Молодцы, отлично потрепали всем нервы, профессионально!»

«Смысла менять симку не вижу. Так и так отключат в любой момент, потому что им вожжа под хвост попала проверить данные паспорта, на котором еще, считай, краска не высохла».

Тем не менее, обновлять свои данные так или иначе придется. Иначе действительно можно лишиться своего номера – таково требование закона. И проблема даже не столько в звонках – к мобильному номеру сейчас привязаны все банковские приложения, маркетплейсы, интернет-магазины, Госуслуги, соцсети и другие онлайн-сервисы. 

Публикуем ответы на наиболее частые вопросы.

Какие данные проверяют?

Как сообщили в пресс-службе МегаФон, абонент должен предоставить оператору актуальные ФИО, дату рождения и реквизиты паспорта. Соответственно, если у вас изменилась фамилия после свадьбы или, например, вы меняли паспорт по возрасту, необходимо сообщить оператору новые данные.  

Чем грозит отказ предоставить данные или их несоответствие?

Как сообщает пресс-служба Теле2, операторы обязаны блокировать номера с неактуальными данными клиентов. Также в компании отмечают, что в договоре при оформлении SIM-карты есть пункт, по которому пользователь должен уведомлять компанию об изменении информации в течение 60 дней.

Как можно подтвердить персональные данные?

В пресс-службах всех сотовых операторов подтвердили, что это можно сделать онлайн – через их приложения или сайты.   

Также подтвердить персональные данные можно в личном кабинете «Госуслуг» или посетив салон связи/точку продаж своего оператора.

Если человек пользуется чужим номером?

Пресс-служба МТС сообщает, что в этом случае необходимо переоформить номер на себя. Для этого нынешний и будущий владельцы номера должны вместе обратиться в салон связи с паспортами.