18 апреля 2022 18:22
Общество

Около половины российских автовладельцев хотят сменить машину, почти четверть не изменили планы даже в кризис

«Возраст», недостаточная вместительность и большой пробег – причины для смены автомобиля

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Около половины автовладельцев в нашей стране планируют сменить машину, причем 32 % намерены приобрести вместо имеющегося новый автомобиль, а 21 % – подержанный. Это показал опрос*, проведенный компанией «Росгосстрах» в партнерстве с банком «Открытие» в преддверии весеннего сезона, на который традиционно приходится всплеск продаж на отечественном автомобильном рынке.

Примечательно, что только 23 % российских автовладельцев заявили, что нынешние потрясения на авторынке никак не отразились на их намерении обновить средство передвижения. Остальным пришлось в той или иной степени корректировать планы приобретения автомобиля. 29 % опрошенных все так же четко настроены на покупку, но теперь для реализации этого плана им потребуется кредит или заем. 28 % уже рассматривают покупку не новой машины, а подержанной. 15 % вынуждены отказаться от планов приобретения иномарки в пользу продукции отечественного автопрома. 4 % автомобилистов рассказали, что планировали обновление на более поздний срок, но при нынешних темпах роста цен на автомобильном рынке вынуждены торопиться с покупкой.

Опрос показывает, что три самых распространенных причины, влияющих на решение сменить автомобиль, – это его «возраст» (34 %), недостаточная вместительность (20 %) и большой пробег (16 %). Причем от «возраста» нынешней машины зависит и выбор в пользу новой или подержанной на смену. Значительно выше доля тех, кто рассматривает покупку нового автомобиля, среди респондентов, владеющих машиной от 1 года до 3 лет и от 4 до 7 лет (43 % и 42 % соответственно). Среди тех, кто имеет автомобиль со сроком эксплуатации более 7 лет, максимальная доля собирающихся покупать машину с пробегом (27 %).

Не менее важным фактором при этом выборе является и доход: вполне предсказуемо максимальная доля тех, кто рассматривает только новые автомобили, оказалась среди опрошенных с доходом свыше 80 тыс. рублей на члена семьи в месяц – больше половины из них не собираются искать замену на вторичном рынке. Уровень семейного дохода обуславливает и стоимость, за которую люди готовы приобретать автомобиль, – чем он выше, тем дороже и категория, в которой ищется машина. В целом же 31 % автомобилистов рассматривают машины в ценовой категории от 500 тыс. до 1 млн рублей, 21 % – от 1 млн до 1,5 млн рублей и 17 % – от 1,5 млн до 2 млн рублей. О покупке автомобиля стоимостью свыше 4 млн рублей думают только 3 % опрошенных.

При этом воспользоваться кредитом на покупку машины планируют 30 % опрошенных, 32 % респондентов рассчитывают, что им хватит собственных сбережений, а 36 % хотят использовать средства от продажи нынешнего автомобиля.

Исследование показало, что вопрос финансовой защиты вложений в свой новый автомобиль как минимум у половины россиян явно не относится к числу первоочередных. 34 % опрошенных заявили, что не готовы страховать машину по каско, еще 16 % сообщили, что сделают это только при обязательном требовании банка при предоставлении кредита. Всегда страхуют или готовы страховать автомобиль по полному пакету рисков и без франшиз только 17 % опрошенных. Еще 30 % автомобилистов выбирают программы страхования с ограниченным покрытием – либо по набору рисков, либо с франшизой.

Такое отношение к добровольному автострахованию можно объяснить в том числе и тем, что 54 % опрошенных заявили, что никогда не попадали в дорожно-транспортное происшествие. Из тех же, кто в аварии побывал, только 14 % возместили полученный ущерб по полисам каско, 61 % обращались к страховщикам, а 26 % ответили, что не имеют опыта получения страховой выплаты, – то есть, скорее всего, ремонтировались на собственные средства.

«Тех, кто чинится после различных происшествий, что называется, на свои, среди автомобилистов довольно много, – подтверждает и директор направления по управлению портфелем каско ПАО СК «Росгосстрах» Ольга Асташкина. – Статистика наших выплат по каско в 2019–2021 гг. показывает, что первом месте по распространенности страховых случаев – ДТП с участием двух или более автомобилей (от 28 до 31 %), затем повреждение остекления (23–26 %), наезд на препятствие (19–20 %), противоправные действия третьих лиц (7–10 %), повреждения, нанесенные неустановленным транспортным средством (7–8 %), падение различных предметов (6–7 %). И получается, что без полиса добровольного автострахования только после «классических» аварий клиенты смогли бы рассчитывать на выплаты по «автогражданке», – если, конечно, ДТП произошло не по их вине, а у виновника имелся действующий полис ОСАГО».

По словам Ольги Асташкиной, в ситуации неуклонного повышения цен и расширяющегося дефицита новых машин на российском рынке купленный сегодня полис каско для автомобилиста становится финансовой защитой не только вложений в машину, но и одним из способов подстраховаться от инфляционных и валютных рисков. Если, конечно, в договоре обозначена актуальная стоимость автомобиля. Тогда в случае угона (а такой риск становится все более актуальным) или конструктивной гибели автомобиля его владелец сможет получить возмещение, позволяющее приобрести машину взамен утерянной.

* Репрезентативный опрос по всероссийской выборке 1890 респондентов (при доверительной вероятности 97 % погрешность не превышает ±2,51 %).