
Первые жалобы на работу мобильного интернета от горожан поступили 11 июня. Тогда их связали с техническими работами и DDoS-атаками. Позднее, 18 июня, работу мобильного интернета ограничили официально. Власти объяснили введенные меры усилением мер безопасности.
20 июня в эфире «Центра управления регионом» председатель Госкомитета республики по делам ГО и ЧС Андрей Шуткин дал официальный комментарий с объяснением причины «деградации мобильного интернета».
«С учетом развивающейся ситуации нами изучается опыт других регионов, заключены соглашения по информационному обмену, мы получаем в круглосуточном режиме обо всех вражеских прилетах беспилотных летательных аппаратов. В том числе, все знают события, произошедшие в Иркутске, Челябинске. Нами изучены обстоятельства случившегося там, выработан комплекс мер безопасности на территории Удмуртской Республики, где одним из направлений является деградация мобильного интернета», – заявил он.
Тогда это было представлено в виде временной опции, но работа мобильного интернета так и не была восстановлена в дальнейшем. 28 июля власти Удмуртии вновь прокомментировали самое длительное отключение мобильного интернета, объяснив меры заботой о безопасности жителей в связи с угрозой атак БПЛА.
Жители продолжили массово возмущаться на сбой привычного ритма жизни и возникшие трудности в решении повседневных задач, общении и работе. В ответ на это, власти увеличили количество открытых Wi-Fi точек в столице республики на 27%. Это облегчило положение, но не решило проблем горожан полностью.
Проблемы со связью
После введенных ограничений у жителей региона возникли новые жалобы на то, что операторы не снижают цены на свои тарифы и на проблемы даже с обычной телефонной связью. Сотрудники Министерства цифрового развития опубликовали инструкцию, как направить претензию операторам, но она не удовлетворила горожан.
«Хорошо интернет, а почему связь-то плохая? Невозможно иногда даже позвонить 112 и 103?» – спросила Елена.
«А почему не решать проблему с провайдерами по поводу снижения стоимости тарифов или предоставления скидок на уровне Правительства? Звонила в своему оператору, им глубоко наплевать на то, что мы платим деньги, а услугу не получаем. И еще вопрос: понятно, что это все в целях безопасности, но почему во всех других регионах мобильный интернет есть, хотя и опасность существует там тоже?» – добавила Светлана.
«В отличии от других субъектов РФ, интернет в крупных городах (Удмуртии – Прим. ред.) отсутствует полностью, а не временно, как это делается в других регионах в период атаки БПЛА», — уверен Дмитрий.
«Ограничение мобильного интернета имеет локальный характер. По решению оперативного штаба система после отмены режима «Беспилотная опасность» остается в режиме блокировки», — комментируют в Минцифры.
В данный момент, спустя более двух месяцев, большинство ижевчан чувствуют себя в «информационном вакууме» без мобильного интернета, хотя кто-то уже привык. При этом проблемы со связью коснулись не только ижевчан. Глава Воткинска Алексей Заметаев в ходе прямого эфира на своей странице в ВК заявил, что власти пытаются решить проблему с доступом к интернету через точки Wi-Fi за счет расширения их сети в общественных местах.

«Число звонков значительно выросло»
1 сентября IZHLIFE провел опрос граждан по-поводу качества мобильной связи. Опрос показал, что 67.7% его участников заметили и ухудшение связи при обычных звонках.
Минцифры объясняет эту проблему так:
«В текущих условиях ограничения мобильного интернета большая часть пользователей переходят на голосовую связь. Число звонков значительно выросло. Операторы связи принимают активные меры и работают над повышением качества связи, корректируют настройки голосовой связи VoLTE (Voice over LTE — «голос через LTE»)».
Кроме того, редакция связалась с провайдерами и задала вопрос о сроках подключения проводного интернета. Удалось выяснить, что в данный момент придется подготовиться как минимум к месячному ожиданию — спрос на домашний интернет вырос в разы.

«На фоне отключения мобильного интернета, связанного с мерами по обеспечению безопасности, наблюдается повышенный спрос пользователей на подключение проводного интернета. Сбои в работе домашнего интернета и Wi-Fi могут быть связаны со значительно увеличившейся нагрузкой на сеть связи. На территории Удмуртской Республики фиксируется высокий спрос на подключение проводного интернета», — констатируют в Минцифры.
«Белый список» и проблемы с смс-оповещениями
В начале сентября федеральные власти опубликовали список сайтов и сервисов, которые будут работать даже в условиях ограничения мобильного интернета.

Так называемый «белый список» призван обеспечить бесперебойный доступ к большинству нужных гражданам сервисов. Но некоторые ижевчане по-прежнему испытывают проблемы с подключением к онлайн-сервисам. Редакция IZHLIFE протестировала сайты и сервисы из «белого списка» с телефонов разных операторов. На день выхода этой публикации доступ получили абоненты МТС, Т2 и «Билайна» — у них все работает исправно, заявленными в списке сервисами удается пользоваться в штатном режиме.
Помимо проблем со связью и мобильным интернетом, многие люди жаловались на то, что смс-оповещения о введении режима «Беспилотная опасность» и его окончании приходят с опозданием в несколько часов. В Минцифры сообщают, что сейчас правительство республики совместно с операторами связи проводят технические работы, направленные на то, чтобы сократить время доставки смс-оповещений о введении режима. А также советуют обращаться и к другим каналам оповещения:
Телеграм-канал председателя Госкомитета республики по делам ГО и ЧС Андрея Шуткина