11 августа 2025 14:31
Общество

Новый учебный год: как поддержать первоклассников и выпускников

В Ижевске обсудили современные подходы к обучению и адаптации школьников

Фото: Мария Бакланова
Фото: Мария Бакланова

30 июля в пресс-центре медиахолдинга Centre digital & media прошел круглый стол, на котором эксперты обсудили вопросы комплексной подготовки школьников к новому учебному году.  

Каким будет новый учебный год для первоклассника, который услышит звонок на свой первый урок, и для выпускника, стоящего на пороге взрослой жизни? Современный мир предлагает детям огромное количество возможностей и вызовов для поиска себя. Дополнительное образование, цифровые технологии, спорт, иностранные языки и даже искусственный интеллект — все это инструменты, которые помогают раскрыть потенциал ребенка.

Как выбрать из этого многообразия? Как поддержать школьника в стремительном потоке возможностей? И что делать, если он теряет мотивацию? Вместе с экспертами — педагогами, психологами, IT-специалистами и родителями — разбираемся, как помочь детям адаптироваться к школе, сохранить интерес к знаниям и найти свой путь.

_M_B5863 (1).jpg
Как проводить досуг и чем заниматься современным школьникам — эксперты обсудили за круглым столом. Фото: Мария Бакланова

Участники круглого стола

В мероприятии приняли участие: 

  1. Директор Регионального образовательного центра одаренных детей Римма Бякова;

  2. Педагог-психолог Ксения Матур;

  3. Председатель Движения Первых города Ижевска и мама первоклассника Юлия Корепанова;

  4. Член Общественной палаты города Ижевска и мама первоклассника Анастасия Карманова;

  5. Ведущий эксперт Российского детского центра, муниципальный координатор Устиновского района Проекта «Навигаторы Детства» и мама первоклассника Алена Калаева;

  6. Управляющая плавательным, спортивным и трибунным комплексами «Динамо» Светлана Калинина;

  7. Руководитель школы программирования KIBERone в Ижевске Ильдар Багаутдинов;

  8. Директор школы Orange English Яна Шутова;

  9. Первоклассник школы № 85 Маргарита Карманова;

  10. Одиннадцатиклассник школы № 19 Арсений Выломов.

Дополнительное образование открывает новые перспективы

Сегодня школьная программа дает базовые знания, но не всегда помогает ребенку понять, кем он хочет стать. В этом на помощь приходит дополнительное образование — по словам Риммы Бяковой, оно обеспечивает «бесшовную» образовательную траекторию ребенка. 

Центр одаренных детей, например, уже пять лет работает по модели психолого-педагогического тьюторского сопровождения. Здесь дети проходят диагностику, участвуют в проектах, приезжают в кампус на профильные смены. 

«Допобразование сегодня дает очень важные компетенции, и самое главное — возможность выявить интерес ребенка и развивать его. Это необходимо для профессионального самоопределения. Мы исходим из парадигмы, что все дети талантливы. Наша задача — этот талант раскрыть», — подчеркнула Римма Бякова. 

_M_B5740 (1).jpg
«Допобразование сегодня дает очень много знаний и компетенций нашим ребятам», Римма Бякова. Фото: Мария Бакланова

Сегодня в Центре доступно 245 образовательных программ, охватывающих самые востребованные направления. Больше трети учащихся (31%) выбирают программы технической направленности. Второе место по популярности занимает естественно-научное направление: химия, физика и биология привлекает ребят еще до того, как эти предметы появляются в школьной программе.

Для творческих натур подойдут художественные студии, а также социально-гуманитарные программы. Они подразумевают проектную деятельность, волонтерство и другие форматы, где важны коммуникация и инициатива.

При выборе занятий важно учитывать темперамент ребенка

Как отмечает педагог-психолог Ксения Матур, родителям важно принять то, что ребенок растет. Его интересы могут меняться по мере взросления.

_M_B5781 (1).jpg
«Если будущий первоклассник еще ничем не занимается, запишите его сейчас в спортивную секцию», Ксения Матур. Фото: Мария Бакланова

«Важно уделять внимание не тому, что ребенку сложно дается. Сейчас все эксперты сходятся во мнении, что нужно развивать сильные стороны и заниматься больше тем, что ребенку интересно. Это позволяет сохранить интерес к учебе», — отметила Ксения.

Что касается адаптации первоклассников, психолог советует первое время подключить занятия спортом. Физическая нагрузка важна для того, чтобы ребенок мог выплеснуть свою энергию в какой-то активности. Тогда он будет более усидчивым и способным к усвоению информации. 

Представитель спортивного комплекса «Динамо» Светлана Калинина сказала, что любой вид спорта полезен, но важно учитывать темперамент ребенка. Главное — не перегружать школьника: 2-3 тренировки в неделю достаточно для гармоничного развития без стресса.

«В «Динамо» каждый ребенок найдет спорт по душе — от плавания до игровых видов, таких как футбол или волейбол. Если ребенок проявляет интерес к единоборствам, то у нас может заниматься боксом, дзюдо или карате,— рассказывает Светлана.

Записаться можно круглый год, но для некоторых секций лучше успеть к началу учебного сезона. Тренеры помогут подобрать группу с учетом возраста и физических данных ребенка.

_M_B5797 (1).jpg
«Занятия спортом помогают перезагрузиться и снять стресс», Светлана Калинина. Фото: Мария Бакланова

«Мой сын не хотел идти в первый класс, но нас спасла любовь к футболу. Узнав, что в школе есть отличное поле и замечательный тренер, мы сделали акцент на этом увлечении. Через спорт и физическую активность мы постепенно прививаем интерес к школе», — поделилась Юлия Корепанова, председатель Движения Первых Ижевска и мама первоклассника.

_M_B5923 (1).jpg
«Мама может почувствовать, чем увлечь своего ребенка», Юлия Корепанова. Фото: Мария Бакланова

Использовать гаджеты как полезные инструмент для развития

Некоторых детей уже с рождения привлекают гаджеты и информационные технологии. С одной стороны, это тревожит современных родителей, которые провели свое детство без телефонов и планшетов. С другой — это открывает перед новым поколением уникальные возможности. 

Как отмечает Ильдар Багаутдинов из школы программирования KIBERone: «Цифровая революция уже произошла — дети действительно рождаются в мире технологий. Наша задача не запрещать гаджеты, а научить ребят использовать их с пользой».

Вместо того чтобы ограничивать время за экраном, современные педагоги предлагают трансформировать этот интерес в ценный навык. 

«Когда ребенок понимает, что может не просто играть в игры, но и создавать их сам — это совершенно меняет его восприятие технологий», — добавляет Ильдар.  

_M_B5880 (1).jpg
«Правильное использование гаджетов — это очень важно», Ильдар Багаутдинов. Фото: Мария Бакланова

В школе KIBERone дети с 6 лет осваивают создание сайтов, мобильных приложений и даже работу с искусственным интеллектом.

А когда учить английский?

Английский язык — универсальный вариант, который сочетается с любыми увлечениями. 

«Идеальный возраст для начала занятий — 6 лет. Но мы принимаем студентов в любом возрасте. В нашей школе проводятся курсы и интенсивы для людей разных поколений: от 6 до 60 лет», — говорит Яна Шутова из школы Orange English.

Эксперт отмечает, что родители играют ключевую роль в поддержании интереса к языку. Создать благоприятную атмосферу для занятий можно через простые, но эффективные методы: совместное чтение книг на английском, просмотр коротких мультфильмов (10–15 минут) с понятной лексикой, а также использование языка в повседневных ситуациях. 

«Мы в этом году запускаем онлайн-курс по чтению и произношению, рассчитанный в первую очередь на родителей, — Это поможет тем, кто сам не владеет языком, но хочет поддерживать ребенка в обучении»,— добавляет Яна.
_M_B5947 (1).jpg
«Английский требует ежедневной практики — хотя бы чуть-чуть, помимо основных занятий», Яна Шутова. Фото: Мария Бакланова

Такой комплексный подход превращает изучение английского из обязательного урока в увлекательный процесс, который объединяет семью. Главное — сохранять регулярность и не бояться ошибок: как показывает практика, в комфортной атмосфере дети лучше усваивают новые знания.

Эксперты сходятся в одном: не стоит записывать ребенка сразу на несколько кружков в сентябре. Психолог Ксения Матур советует: «Посещение каких-то новых дополнительных занятий лучше начать за месяц до старта учебного года. Иначе в сентябре ребенок столкнется с двойной нагрузкой. Еще один вариант  — дать месяц на адаптацию к школе, а затем постепенно добавлять занятия, наблюдая за реакцией. Ключ к успеху — наблюдение за интересами вашего ребенка».

Справиться со страхами

Психолог Ксения Матур советует перед началом учебного года приблизить домашний распорядок дня к школьному. Если ребенок будет учиться в первую смену, то нужно заранее практиковать с ним ранние подъемы. 

Анастасия Карманова, член Общественной палаты Ижевска и мама первоклассницы, обратила внимание на тему безопасной дороги в школу. Пройти маршрут заранее и проговорить его для ребенка — тоже полезный ритуал. 

«Мы с дочкой превращаем подготовку в приятные ритуалы: вместе выбираем форму, рюкзак, пенал — те вещи, которые будут сопровождать ее каждый день в школе. Это создает ощущение радостного ожидания, а не тревоги перед новым этапом», — поделилась Анастасия. 

_M_B6059 (1).jpg
«Главное — не накладывать на ребенка свой личный школьный опыт, а сказать: У тебя впереди много возможностей», Анастасия Карманова. Фото: Мария Бакланова

Участник круглого стола Алена Калаева отметила, что тревожность часто исходит от самих родителей. А детям она, конечно, передается. 

«Считаю, что нужно убрать давление и дать ребенку возможность спокойно в комфортной обстановке адаптироваться. Когда вашему сыну или дочке будет удобно заниматься спортом, вы это увидите. У каждого свое время: одним хватит и месяца, чтобы привыкнуть, а другим нужно будет полгода и больше», — высказала свою точку зрения Алена. 

_M_B5974 (1).jpg
«Ребятам мы стараемся предложить какие-то новшества: классные, причем бюджетные проекты», Алена Калаева. Фото: Мария Бакланова

Кроме того, Алена Калаева напомнила, что в школах Ижевска реализуется Всероссийский проект «Навигаторы детства». Благодаря этой программе, у директоров школ появились советники по воспитанию. Они занимаются развитием воспитательной работы, помогают интегрировать федеральные проекты в образовательную программу, выявлять и распространять лучшие практики, а также вовлекать детей в активную школьную жизнь. Они также работают с родителями и взаимодействуют с детскими общественными объединениями. 

«В начальной школе действует программа «Орлята России», а с 5 класса можно вступить в проект «Движение Первых». Ребятам предоставляются огромные возможности, главное, чтобы у них было желание», — добавила эксперт. 

«Школа для меня — это не просто уроки, а стартовая площадка. Благодаря олимпиадам я понял, что хочу стать юристом. А в качестве хобби я занимаюсь  программированием. Учебу чередую также с проектами «Движения первых», спортом и обязательно высыпаюсь,  — рассказал ученик школы № 19 Арсений Выломов. 

_M_B6032 (1).jpg
«Благодаря городским олимпиадам я нашел, чему я буду учиться дальше», Арсений Выломов. Фото: Мария Бакланова

В завершение круглого стола спикеры назвали качества современных школьников, которые стоит перенять. Среди них гибкость, умение радоваться и получать удовольствие от жизни, скорость, с которой дети впитывают современные технологии, смелость пробовать новое и не бояться ошибок. 

Самые ценные уроки преподносят нам сами дети. Их свежий взгляд на мир — возможно, самое главное, чему стоит научиться.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее