
13 августа принято отмечать Международный день левшей. Для кого-то это повод улыбнуться и вспомнить о талантливых музыкантах, художниках или спортсменах, которые держат ракетку или кисть «не той» рукой. Но за этим днем стоит более серьезная мысль: почти каждый десятый человек на планете больше полагается на левую руку, а не на правую, и при этом живет в мире, где большинство инструментов, мебели, методов обучения и даже компьютерных интерфейсов спроектированы для правшей.
Мозг и рука: физиология, а не «особенность характера»
«С точки зрения физиологии ключевое отличие левшей от правшей заключается в функциональной асимметрии мозга: у левшей доминирующим является правое полушарие или наблюдается смешанный контроль, что определяет их склонность к образному мышлению, эмоциональной обработке информации и одновременному синтезу, в то время как у правшей ведущее левое полушарие обеспечивает линейно-логический анализ и последовательное мышление», — отмечает логопед и нейродефектолог Марина Сорокун.
Научные исследования подтверждают: у левшей распределение функций между полушариями более вариативно. Это не «дефект», а вариант нормы, но он может влиять на восприятие, внимание и зрительно-пространственные навыки.
У левшей есть свои особенности работы нервной системы. Почти у половины из них (45%) преобладает так называемый парасимпатический отдел — он отвечает за отдых, восстановление и накопление энергии. Такие люди чаще бывают спокойными, задумчивыми и мечтательными. При этом у 42% левшей наблюдается повышенная тревожность, тогда как среди правшей таких лишь около трети.
По словам гештальт-терапевта Ксении Куприк, левшам сложнее удерживать в памяти зрительные образы и согласовывать движения рук с тем, что они видят глазами.
Когда «праворукий» мир мешает жить
«В повседневной жизни левши сталкиваются с проблемами из-за «праворукого» дизайна среды: неудобства при письме (необходимость специального положения тетради), использовании инструментов (ножницы, точилки, линейки), пространственной дезориентации (особенно у переученных), а также социальными стереотипами (исторические предрассудки, мифы о психических отклонениях или гениальности)» — говорит Марина Сорокун.
Канцелярские принадлежности, кухонная утварь, музыкальные инструменты, компьютерные «мыши» — все это изначально создавалось под правую руку. Дети в школе нередко слышат: «Держи ручку вот так», хотя это неудобно и замедляет письмо. Добавим к этому неверно подобранные методики — и получим повышенную усталость, а у некоторых и явное снижение успеваемости.
Опасность переучивания
«Существуют дополнительные сложности — трудности в обучении из-за неадаптированных программ (игнорирование потребности в наглядности), риски невротических расстройств при переучивании (заикание, энурез) и необходимость постоянной компенсации в мире, рассчитанном на правшей», — отмечает Марина Сорокун.
«Перевоспитание» — когда ребенка заставляют писать правой рукой — может приводить к речевым и эмоциональным проблемам. Сегодня в педагогике и психологии согласны: лучше помогать левше адаптироваться, чем менять доминирующую руку.
Что можно сделать прямо сейчас, чтобы облегчить левшам жизнь
Для учителей:
-
Разрешать ученику выбирать удобное положение тетради и руки.
-
Добавлять в занятия больше наглядности и практических заданий.
Для родителей:
-
Не переучивать.
-
Купить леворукие ножницы, точилку, линейку — это недорого, но снижает усталость.
Для работодателей:
-
Предлагать рабочее место, где можно свободно разместить оборудование под левую руку.
Вместо финала — позитивный штрих
«Сейчас маркетинг реализует и для правшей, и для левшей практически все канцелярские товары», — говорит Марина Сорокун.
Сегодня найти ножницы, клавиатуру, музыкальный инструмент или кухонный нож «под левую руку» проще, чем десять лет назад. И хотя мир все еще в основном «праворукий», внимание к таким деталям — шаг к тому, чтобы 13 августа был не просто памятной датой, а днем, когда мы вспоминаем о равных возможностях для всех.
Изображение от Freepik