Top.Mail.Ru
20 сентября 2024 20:43
Общество

Летчик пилотажной группы «Звезда» Владимир Николаев: «В авиацию приходят романтики — остаются работяги»

Какими качествами должен обладать пилот и почему нельзя бриться перед вылетом

Пилот Владимир Николаев. Фото: Ильяс Бекмансуров
Пилот Владимир Николаев. Фото: Ильяс Бекмансуров

20 сентября на аэродроме «Пирогово» накануне авиашоу в Чекериле пилотажная группа «Звезда» встретилась с юными жителями Ижевска. Они познакомились с летчиками и узнали устройство авиатехники. Журналист IZHLIFE пообщался с пилотом Владимиром Николаевым. Он рассказал о преимуществах места выступления, как появилась идея комментировать шоу и какие суеверия существуют у летчиков.   

— Вы впервые в Ижевске?

— В Ижевске, да, впервые. В этом городе, в Удмуртской Республике, наша группа еще не летала и не была.

— Уже познакомились с локацией?

— Да, у нас вчера был тренировочный полет. Мы летали на Чекерил, посмотрели его сверху. До этого мы выезжали туда, смотрели препятствия, подходы и так далее. Потом там была тренировка, и мы определились уже конкретно по направлению полета, заходов и зоны ожидания.

IMG_1592 (1).jpg
Владимир Николаев знакомит ижевчан с устройством авиатехники. Фото: Ильяс Бекмансуров

— А есть ли какие-то особенности, преимущества, недочеты у этого места?

— В отличие от тех мест, в которых мы выступали в этом году, у этого — только преимущества. У нас были выступления на очень ограниченных площадках, а здесь очень много места, достаточно спокойно можно отработать, полетать.

— До этого в Ижевске была теплая и солнечная погода, сейчас она испортилась. Если завтра будет дождь, тогда выступление переносится или вовсе отменяется?

— Ну, это надо, конечно, спросить у организаторов. У нас есть еще, так называемая, низковысотная программа, которая не предусматривает выполнение серьезных вертикальных маневров. Если будет облачность порядка 500-600 метров, то мы можем откатать эту программу.

IMG_1597 (1).jpg
Владимир Николаев начал летать в 1982 году. Фото: Ильяс Бекмансуров

— То есть, выступление в любом случае состоится?

— Должно состояться, потому что хотелось бы всем устроить праздник, чтобы погода нас не подвела.

— На каких самолетах вы будете показывать чудеса пилотажа?

— Як-55. Это самолеты отечественного производства, 80-го года выпуска. Они служат верой и правдой не только на показательных выступлениях, но и на соревнованиях. Очень многие спортсмены выступают на таких самолетах.

IMG_1615 (1).jpg
Так выглядит приборная панель самолета. Фото: Ильяс Бекмансуров 

— Почему для авиашоу выбрали самолеты именно этих моделей и в чем их преимущества перед другими?

— На спортивных самолетах ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют выполнять достаточно много элементов, приближенных к фигурам высшего пилотажа. Можно показать очень красивую сольную программу, опять же, с выполнением фигур пилотажа. Выступление достаточно компактное, и можно отлетать две программы. То есть и при хороших погодных условиях, когда мы показываем все полностью, и низковысотную, когда тоже можно показать определенные фигуры и элементы. Все это позволяет данная авиационная техника.

— Есть ли какие-то особые места, с которых зрители смогут лучше разглядеть выступление?

— Это непосредственно сам Чекерил, вот эта гора. Там есть две площадки, на которых будет хорошо видно все выступление.

IMG_1656 (1).jpg
Впервые вылетел Владимир Николаев самостоятельно 5 июня 1983 года. Фото: Ильяс Бекмансуров

— На видео ваших выступлений с разных городов слышно комментатора. Это что-то новое. Авиашоу в Чекериле тоже будет сопровождаться комментариями?

— Да, Владимир Давидович у нас штатный, так сказать, комментатор. Он присутствует на всех наших мероприятиях, поэтому он обязательно будет.

— Как появилась идея комментировать выступления?

— Когда самолет просто летает и что-то показывает в воздухе, то немногие могут понять, что происходит в данный момент. А если это все объяснять достаточно понятным, человеческим, не сугубо специфическим авиационным языком, то это становится очень интересно людям.

IMG_1760 (1).jpg
Владимир Николаев окончил Волчанское авиационное училище. Фото: Ильяс Бекмансуров

— Какие существуют приметы и суеверия у летчиков?

— Никто из летчиков не говорит слово «последний». Не бывает последнего полета, последнего вылета, последнего захода. Всегда говорят «крайний». То есть последний — это когда летчик заканчивает свою карьеру. Еще летчики не бреются перед полетом, только накануне. Не знаю, почему такая традиция пошла. Тем не менее она есть. 

— На аэродроме мы видим очень много детей. Если кто-то вдохновится и захочет достигнуть таких же высот, как им стать летчиком?

— Говорят, что в авиацию приходят романтики, остаются работяги. Конечно же, это порыв души, стремление человека в небо, к полетам. Но это одновременно очень тяжелый труд. Просто так летчиками не становятся.

IMG_1818 (1).jpg
После окончания училища Владимир Николаев работал на всех летных должностях. Фото: Ильяс Бекмансуров

— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать летчиком?

— Упорством, я так думаю. То есть, стремиться к достижению своей цели. Потому что стать летчиком, я еще раз говорю, — это не так просто.

— Хорошо, человек обладает упорством, он хочет летать. Куда пойти учиться?

— Авиационное училище. У нас есть несколько направлений. К сожалению, нет сейчас авиационного училища, которое готовило бы профессиональных инструкторов и пилотов на спортивных самолетах, как было раньше. Но есть авиаклубы, которые готовят спортсменов и чемпионов по высшему пилотажу. У нас достаточно большая сеть этих аэродромов. В основном это аэродромы ДОСААФ, ну и частные аэродромы тоже.

IMG_1841 (1).jpg
Владимир Николаев освоил более 10 типов самолётов. Фото: Ильяс Бекмансуров

Выступление пилотажной группы в СК «Чекерил»

Увидеть чудеса воздухоплавания жители Удмуртии смогут в СК «Чекерил» в 17:00. Во время получасовой программы летчики покажут зрителям проход строем из пяти самолетов, групповой пилотаж в исполнении четверки самолетов, парный встречный пилотаж на Як-55, а также соло-выступления пилотов группы.