20 сентября на аэродроме «Пирогово» накануне авиашоу в Чекериле пилотажная группа «Звезда» встретилась с юными жителями Ижевска. Они познакомились с летчиками и узнали устройство авиатехники. Журналист IZHLIFE пообщался с пилотом Владимиром Николаевым. Он рассказал о преимуществах места выступления, как появилась идея комментировать шоу и какие суеверия существуют у летчиков.
— В Ижевске, да, впервые. В этом городе, в Удмуртской Республике, наша группа еще не летала и не была.
— Уже познакомились с локацией?
— Да, у нас вчера был тренировочный полет. Мы летали на Чекерил, посмотрели его сверху. До этого мы выезжали туда, смотрели препятствия, подходы и так далее. Потом там была тренировка, и мы определились уже конкретно по направлению полета, заходов и зоны ожидания.
— А есть ли какие-то особенности, преимущества, недочеты у этого места?
— В отличие от тех мест, в которых мы выступали в этом году, у этого — только преимущества. У нас были выступления на очень ограниченных площадках, а здесь очень много места, достаточно спокойно можно отработать, полетать.
— До этого в Ижевске была теплая и солнечная погода, сейчас она испортилась. Если завтра будет дождь, тогда выступление переносится или вовсе отменяется?
— Ну, это надо, конечно, спросить у организаторов. У нас есть еще, так называемая, низковысотная программа, которая не предусматривает выполнение серьезных вертикальных маневров. Если будет облачность порядка 500-600 метров, то мы можем откатать эту программу.
— То есть, выступление в любом случае состоится?
— Должно состояться, потому что хотелось бы всем устроить праздник, чтобы погода нас не подвела.
— На каких самолетах вы будете показывать чудеса пилотажа?
— Як-55. Это самолеты отечественного производства, 80-го года выпуска. Они служат верой и правдой не только на показательных выступлениях, но и на соревнованиях. Очень многие спортсмены выступают на таких самолетах.
— Почему для авиашоу выбрали самолеты именно этих моделей и в чем их преимущества перед другими?
— На спортивных самолетах ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют выполнять достаточно много элементов, приближенных к фигурам высшего пилотажа. Можно показать очень красивую сольную программу, опять же, с выполнением фигур пилотажа. Выступление достаточно компактное, и можно отлетать две программы. То есть и при хороших погодных условиях, когда мы показываем все полностью, и низковысотную, когда тоже можно показать определенные фигуры и элементы. Все это позволяет данная авиационная техника.
— Есть ли какие-то особые места, с которых зрители смогут лучше разглядеть выступление?
— Это непосредственно сам Чекерил, вот эта гора. Там есть две площадки, на которых будет хорошо видно все выступление.
— На видео ваших выступлений с разных городов слышно комментатора. Это что-то новое. Авиашоу в Чекериле тоже будет сопровождаться комментариями?
— Да, Владимир Давидович у нас штатный, так сказать, комментатор. Он присутствует на всех наших мероприятиях, поэтому он обязательно будет.
— Как появилась идея комментировать выступления?
— Когда самолет просто летает и что-то показывает в воздухе, то немногие могут понять, что происходит в данный момент. А если это все объяснять достаточно понятным, человеческим, не сугубо специфическим авиационным языком, то это становится очень интересно людям.
— Какие существуют приметы и суеверия у летчиков?
— Никто из летчиков не говорит слово «последний». Не бывает последнего полета, последнего вылета, последнего захода. Всегда говорят «крайний». То есть последний — это когда летчик заканчивает свою карьеру. Еще летчики не бреются перед полетом, только накануне. Не знаю, почему такая традиция пошла. Тем не менее она есть.
— На аэродроме мы видим очень много детей. Если кто-то вдохновится и захочет достигнуть таких же высот, как им стать летчиком?
— Говорят, что в авиацию приходят романтики, остаются работяги. Конечно же, это порыв души, стремление человека в небо, к полетам. Но это одновременно очень тяжелый труд. Просто так летчиками не становятся.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать летчиком?
— Упорством, я так думаю. То есть, стремиться к достижению своей цели. Потому что стать летчиком, я еще раз говорю, — это не так просто.
— Хорошо, человек обладает упорством, он хочет летать. Куда пойти учиться?
— Авиационное училище. У нас есть несколько направлений. К сожалению, нет сейчас авиационного училища, которое готовило бы профессиональных инструкторов и пилотов на спортивных самолетах, как было раньше. Но есть авиаклубы, которые готовят спортсменов и чемпионов по высшему пилотажу. У нас достаточно большая сеть этих аэродромов. В основном это аэродромы ДОСААФ, ну и частные аэродромы тоже.
Выступление пилотажной группы в СК «Чекерил»
Увидеть чудеса воздухоплавания жители Удмуртии смогут в СК «Чекерил» в 17:00. Во время получасовой программы летчики покажут зрителям проход строем из пяти самолетов, групповой пилотаж в исполнении четверки самолетов, парный встречный пилотаж на Як-55, а также соло-выступления пилотов группы.