Строительство нового пассажирского терминала аэропорта Ижевск стартовало три года назад. Объем инвестиций составил 4,3 млрд руб. Из них 3,5 млрд руб. – собственные средства авиакомпании «Ижавиа», 814 млн руб. – инвестиционный бюджетный кредит на строительство объектов инженерной инфраструктуры. Визуальный облик терминала был выбран из шести вариантов путем народного голосования в социальных сетях Главы Удмуртской Республики А. В. Бречалова.
Генеральное проектирование, управление строительством, функции техзаказчика и строительного контроля выполняла московская инжиниринговая Группа «Спектрум», разработкой архитектурной концепции фасада и интерьера занималось входящее в Группу архитектурное бюро «Диалектика».
Идея внешнего облика
В Архитектурном бюро «Dialectica» рассказали, что главной идеей архитектурного облика нового терминала стала двойственность, как символ единения и дружбы. Композиционное решение – это диалог двух объемов, создающий единую целостную композицию». Два блока здания с изогнутой крышей напоминают крылья птицы, она символизирует также свободу полета и новые возможности, отсылает к обобщенному символу белого лебедя, изображенного на гербе Удмуртской Республики.
В интерьерах аэропорта Ижевска использован принцип диалога внешнего и внутреннего пространств с помощью света, пояснили в бюро «Диалектика». Стекло является посредником между внутренним и внешним миром, в интерьере создается ощущение открытости, отсутствия границ и единства пространства внутри и снаружи стен.
Большие окна позволяют сократить использование искусственных источников света днем, уменьшая энергопотребление. «В терминале – интеллектуальная система управления освещением, при изменении естественной освещенности через витражное остекление автоматически включаются дополнительные осветительные приборы», – рассказали в бюро.
Сложности проекта
«В проекте строительство было двухэтапным, – вспоминает Александр Волков, директор сектора «Аэропорты» ГК «Спектрум». – Приняли решение строить оба этапа вместе».
Площадь терминала составляет почти 11 тыс. кв. метров, включая будущую зону международных воздушных линий. Завершение организации пункта пропуска через границу России запланировано на конец 2026 года.
«Мы проделали кропотливую работу по оптимальной организации функциональных зон, чтобы решить поставленную задачу – в одном пространстве организовать терминалы внутренних и международных линий так, чтобы пассажирам было комфортно, – рассказывает Сергей Фролов, управляющий ГК «Спектрум». – Необычной стала концепция организации пространства, которая предусматривает использование трансформируемых перегородок, что придает помещениям аэровокзала гибкость с точки зрения обслуживания пассажиров в разный период времени с учетом возможных пиков».
«Умные» решения для комфорта и безопасности
В проекте терминала учтены все современные технические решения, и это не только популярные у пассажиров телетрапы, но и, например, продвинутая система обработки багажа. Ленты приема багажа на регистрации размещены на уровне пола, что удобно: тяжелый чемодан не нужно поднимать для взвешивания, достаточно просто подкатить его к ленте. Для выдачи предусмотрено две отдельные ленты: багаж для внутренних и для международных рейсов должен обрабатываться раздельно.
Для безопасности в аэровокзале установлены металлодетекторы, идентификаторы опасных веществ, интроскопы, рассказал Сергей Фролов
Аэропорт как стимул развития
«Экономика возникает там, где есть конкурентные преимущества, - сказал глава Удмуртии Александр Бречалов. - Аэропорт, вокзал, железнодорожные ворота — это ключевой элемент в конкуренции за инвесторов, за рост экономики. Новый аэропорт, добавим к нему дорогу — это будет безусловным стимулом для того, чтобы инвесторы сюда приезжали, останавливались, развивали свои предприятия, платили налоги, а мы развивали нашу любимую республику».
«Экономика возникает там, где есть конкурентные преимущества, – сказал глава Удмуртии Александр Бречалов. – Аэропорт, вокзал, железнодорожные ворота – это ключевой элемент в конкуренции за инвесторов, за рост экономики. Новый аэропорт, добавим к нему дорогу – это будет безусловным стимулом для того, чтобы инвесторы сюда приезжали, останавливались, развивали свои предприятия, платили налоги, а мы развивали нашу любимую республику».
Новые воздушные ворота для региона – его «парадный вход», память и драйвер роста. «Аэропорты становятся экономическим драйвером развития регионов, – отмечает управляющий партнер ГК «Спектрум» Владимир Иванов. – В регионах формируются и растут туристические и транзитные потоки, появляются стимулы для развития прилегающих территорий и новых производств, предприятий, развития предпринимательства».
Группа Компаний «Спектрум» – многопрофильный инжиниринговый холдинг, занимающийся консалтингом, генеральным проектированием и выполнением функций ЕРСМ - подрядчика, технического заказчика в рамках крупных строительных проектов по всей России. Специалисты холдинга участвуют в управлении строительством и непосредственно возводят объекты в городах и областях, включая Мурманск, Магадан, Тюмень, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Улан-Удэ и Забайкальский край. По данным рейтинга RAEX, ГК «Спектрум» в течение пяти лет удерживает первое место в рейтинге лучших российских компаний в отрасли технического аудита и консалтинга.