Top.Mail.Ru
28 июня 2022 09:16
Общество

59 % россиян заявили о готовности развивать собственный бизнес

Опрос показал, что 72 % респондентов никогда не занимались бизнесом

Фото: Ульяна Колмогорова
Фото: Ульяна Колмогорова

Каждый пятый россиянин за последние 3–4 месяца принял решение начать собственный бизнес в сфере торговли, услуг, в строительстве и ремонте, а также в IT-услугах. Главным препятствием на пути частного предпринимательства наши соотечественники считают слишком большое количество проверок и контролирующих органов. Таковы результаты опроса*, проведенного банком «Открытие» и страховой компанией «Росгосстрах».

По результатам исследования, только 9 % россиян занимались и занимаются частным предпринимательством. Наибольшая доля частных предпринимателей в Южном федеральном округе (13 %), наименьшая – на Дальнем Востоке и Урале (по 6 %). Еще 19 % респондентов признались, что у них раньше был свой бизнес, но сейчас его нет. Почти три четверти опрошенных (72 %) никогда не занимались бизнесом.

Из тех, у кого есть свой бизнес, 40 % работают как индивидуальные предприниматели, 32 % как самозанятые, 23 % как общества с ограниченной ответственностью.

31 % среди тех, кто имеет частный бизнес, работают в сфере торговли, 14 % – в сфере услуг (салоны красоты, клининг, бытовые услуги), 11 % занимаются строительством и ремонтом, 6 % – промышленным производством, 5 % оказывают IT-услуги, 4 % занимаются частным извозом или логистикой. 3 % имеют частный бизнес в сфере образования.

59 % россиян заявили о готовности развивать собственное дело. При этом 19 % из них уже предпринимают шаги по открытию своего бизнеса (на Северном Кавказе эта доля достигает 31 %, а на Урале и в Ленинградской области таких лишь по 15 %), 36 % готовы попробовать стать предпринимателями в случае потери работы и доходов, а 4 % уже имеют бизнес и готовы начать новое дело. 37 % не готовы открыть бизнес в России ни при каких условиях, в том числе 40 % жителей Москвы и Московской области. Еще у 5 % есть свой бизнес и они не готовы завести новый.

Из тех, кто планирует завести свой бизнес, 27 % намерены заниматься торговлей, 17 % – работать в сфере услуг, 10 % – в строительстве и ремонте, 7 % – в IT-услугах, 5 % готовы попробовать свои сели в гостиничном, ресторанном или клубном бизнесе, столько же – в логистике, 4 % – в сфере образования.

70 % из тех, кто в принципе готов заняться бизнесом, пока не определились со сроками открытия своего дела. 13 % намерены сделать это, как только закончится спецоперация, 11 % – в течение полугода, 5 % – в ближайшее время.

Среди главных препятствий для предпринимательства в России (открытый вопрос, можно было давать больше одного варианта ответа) респонденты чаще всего называли слишком большое количество проверок и контролирующих органов (57 %), трудности доступа к инфраструктуре и коммуникациям (35 %) и трудности получения кредитов на развитие бизнеса (33%). Негативное отношение к бизнесу в обществе считают препятствием 17 % опрошенных, а коррупцию и высокие налоги лишь 3 %.

Две трети респондентов (67 %) не поменяли своего отношения к идее заняться частным бизнесом за последние 4 месяца. Из них 36 % не хотели и сейчас не хотят быть предпринимателями, а 31 % либо уже имели бизнес, либо хотели его начать, и сейчас думают так же. 20 % до начала спецоперации не хотели иметь свой бизнес, а сейчас хотят. 12 % наоборот раньше хотели, а сейчас потеряли желание стать предпринимателями.

«Начинающие бизнесмены могут попробовать себя и в страховой деятельности, – рассказывает Юлия Чижман, руководитель блока агентских продаж СК «Росгосстрах». – В прошлом году на старте проекта мы получили более 50 заявок на открытие франчайзинговых офисов, и в этом году аналогичный высокий спрос сохраняется. За 2 года наши страховые агенты открыли более успешных 30 франчайзинговых офисов под брендом компании в самых разных городах страны – «Росгосстрах» дает такую возможность и всячески поддерживает желающих создать собственную точку продаж».

* Опрос проведен банком «Открытие» и СК «Росгосстрах» 20–27 июня 2022 года по репрезентативной выборке среди россиян в возрасте 18–65 лет в городах с населением свыше 100 тысяч человек.