Это сегодня он или она – большой руководитель, но было время, когда даже шеф не знал, каких карьерных высот он достигнет. Сегодня вспомним, какой была первая работа ижевских руководителей.
Александр Соловьев начинал в чугунно-литейном цехе
– В 1968 году, в 18 лет, после окончания ижевского ПТУ № 3 я был направлен на ижевский металлургический завод «Ижсталь». Так было принято: получил профессию – изволь поработать на базовом предприятии. Меня приняли в чугунно-литейный цех № 17 на должность формовщика 4 разряда. Я очищал формы для розлива стали. Условия работы непростые.
На первую зарплату купил радиолу «Сириус-М» нашего Ижевского радиозавода. В целом от работы получил то, чего и хотел. Стал самостоятельным и мог материально помогать родителям и сестрам.
Грандиозных целей перед собой на тот момент я не ставил. Просто жил, радовался и делал то же, что и все мои сверстники того времени, – работал на известном заводе и гордился этим.
Первое место работы Александра Соловьева – ижевский металлургический завод «Ижсталь». Пришел он туда в 18 лет.
Ректор УдГУ не поступила в УдГУ… и пошла работать на завод
Первая запись в трудовой книжке ректора Удмуртского государственного университета Галины Мерзляковой была сделана, когда ей было всего 14 лет. Семиклассница Галя тогда вместе с сестрой все лето проработала модельщицей на Ижевском механическом заводе.
– Нас устроила на завод мама, которая там работала, – вспоминает Галина Витальевна. – Помню, с какой гордостью вместе с мамой мы каждое утро шли на завод! Мы брали детали, которые изготавливались на большом станке, и уносили их на следующий этап – обжиг. Мы с сестрой-близнецом заранее поставили себе задачу, что на заработанные деньги купим по зимнему пальто. О том, чтобы растратить зарплату на сладости, развлечения, мы даже не думали. Поставленную цель выполнили. За три месяца получили по 100 рублей и купили себе по одинаковому пальто с норковым воротником. В то время это была очень дорогая покупка! Мы собой гордились.
После выпускного Галина Витальевна решила поступать в университет, который сейчас возглавляет, и… провалилась!
– Но я твердо знала, что должна учиться именно в этом вузе, – говорит Галина Мерзлякова. – Поэтому после 10 класса я снова пошла работать модельщицей в уже знакомый мне цех механического завода, чтобы потом получить направление от завода на рабочий факультет УдГУ. Работа мне нравилась. А какой активисткой я была! Участвовала во всех конкурсах художественной самодеятельности, пела, танцевала, стихи читала. Через год я все-таки поступила в УдГУ. До сих пор рассказываю свою историю студентам и уверяю их: «Не опускайте руки. Не получилось с первого раза, получится со второго. Идите к своей цели и всего достигнете».
9-классница Галина Мерзлякова (справа во втором ряду) училась и работала вместе с сестрой-близняшкой (сидит за ней, справа).
Ресторатор Константин Котов работал уборщиком в школе и слесарем на ТЭЦ-1
Константин Котов, генеральный директор сети «Фуд-сервис», в которую входят рестораны Pizza Hut, Coffee Black, «Оглоблинъ», начал серьезно работать с 9 класса.
– Днем я учился в 22-й школе, а вечером на пару с другом мыл в спортзале школы полы, – вспоминает Константин Юрьевич. – Потом еще и спортзал Дворца пионеров добавился. Почему уборщиком был? Потому что тогда школьников больше никуда не брали, а тяга к финансовой независимости была очень высока. Тем более, я тогда уже планировал поступить в Санкт-Петербург, и мне надо было накопить денег на авиабилет и иметь немного наличных на студенческую жизнь. У меня была вполне достойная работа и неплохой заработок – 16 рублей в месяц. Кстати, именно 16 рублей стоил билет на самолет до Петербурга со студенческой скидкой.
В Санкт-Петербурге Константин поступил, как и планировал, но перед тем, как уехать на учебу, успел поработать еще 3 месяца на ТЭЦ-1 электрослесарем. Эта работа, кстати, и записана первой в трудовую книжку Котова. Заработанные там 210 рублей забрал, конечно, с собой в северную столицу. Раз уж школьником Константин любил быть независимым от родителей финансово, то и в Петербурге продолжил работать – сначала барменом на дискотеках, а потом занялся небольшим бизнесом.
– Торговали всем, чем можно, – китайскими пуховиками, спортивными костюмами, – рассказывает Константин Юрьевич. – Продавали на рынке Санкт-Петербурга электрооборудование, которое привозили из Сарапула. А из Питера в Ижевск везли одноразовые бритвы и газовые баллончики и продавали их на рынке на Ипподроме.
22-летний Константин Котов на фото по моде 90-х - фиолетовый пиджак и телефон Panasonic в руке.
Дмитрий Космин продавал валюту на Сенной
Первая серьезная работа заместителя Главы Администрации Ижевска по инвестиционному и экономическому развитию – оператор участка бортовки колес на Автозаводе. Трудился там он 3 летних месяца после окончания 9 класса. Все заработанные деньги отдал родителям, а сам осознал тогда, что заводская работа не для него. В 1992 году он нашел прибыльное дело.
– Учился в механическом институте и работал… валютчиком, – признается Космин. – Да, торговал валютой на Сенном рынке и очень хорошо зарабатывал тогда. Даже съездил за границу и пригнал из Маастрихта – города в Голландии – иномарку: «Volvo 360». Это была одна из первых иномарок в Ижевске!
После окончания ИжГТУ Дмитрий Витальевич пошел работать в фирму «Байкал» экспертом по экспорту, оформлял таможенные документы на ружья.
20-летний Дмитрий Космин на доход от продажи валюты купил себе иномарку Volvo.
Дмитрий Кононов: учитель в сельской школе, охранник и продавец шоколада
Бизнес-тренер, фитнес-эксперт и самый известный бодибилдер Ижевска Дмитрий Кононов успел поработать хореографом, учителем в сельской школе, арматурщиком, разнорабочим, охранником и даже продавцом шоколада на рынке.
Первый рубль – в прямом смысле слова – Дмитрий заработал в 14 лет. Тогда он делал копии фотографий Брюса Ли, Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера и продавал их в школе по рублю. В 15 лет он с другом придумал новый бизнес – курсы танцев.
– Я начал учиться танцам. Мы тогда думали, что танцы – это «брейк-данс» и «хип-хоп». Сейчас я в этом очень сомневаюсь, – смеется Дмитрий. – Но что-то получалось, и хотелось научить этому других. Мы с другом в актовом зале школы стали преподавать танцы сверстникам. А сами учились у такого же «самодельного» хореографа, ну и «по телевизору»! Смотрели клипы группы «Кармен», повторяли их движения, а потом ученикам показывали. В лучшие времена у нас в группе было по 30-35 учеников.
В студенческие годы Дмитрий порой работал на трех работах. Так он успел побывать арматурщиком, разнорабочим, сторожем, охранником на дискотеке, репетитором и продавцом шоколада на рынке. А после университета Дмитрий, уже полюбивший бодибилдинг, решил, что 2 года в армии – это слишком. На отсрочку по здоровью крепкий накачанный парень ну никак не мог рассчитывать. Выход подсказал тренер: помог устроиться учителем английского языка в сельскую школу (учителей-мужчин, которые трудились на селе, тогда в армию не забирали).
– Я учился на факультете романо-германской филологии, немецкий знал отлично, с английским было хуже, – признается Дмитрий. – Благодаря преподаванию пришлось резко «прокачать» английский. В итоге немецкий подзабыл, а английский выучил.
3 года Кононов трудился на благо школы, после около года преподавал на спортфаке УдГУ немецкий и теорию и методику физвоспитания, а потом уже «с головой» ушел в спорт.
После университета Дмитрий Кононов 3 года проработал учителем английского языка в сельской школе. На фото справа ему 23 года.
Директор «Доктор плюс» работала оператором на телефоне
Эльвира Пинчук деньги начала зарабатывать раньше всех наших героев – с 7 лет.
– Папа платил мне за «пятерки» в школе, начиная с первого класса. Тратить их я не спешила, поэтому, окончив школу с золотой медалью, я была весьма обеспеченной девушкой, – смеется Эльвира.
Настоящая работа появилась, когда девушка училась на 3 курсе медицинской академии.
– В городе открывался первый дистрибьюторский центр компании Tupperware, – говорит Эльвира. – Я устроилась туда на должность оператора и проработала 5 лет. Правда, уходила я из компании уже в должности личного ассистента директора. Работа мне очень нравилась, я на нее просто «летела» после учебы. И не смущали меня даже задержки до 11 часов вечера. Первой зарплате в 7 000 рублей я очень радовалась и спустила всю ее на медицинскую литературу.