Средний автослесарь в Ижевске зарабатывает около 40 тысяч рублей, предпочитает маленькие сервисы и чаще всего не имеет специального образования.
Виктор Кузиков,
слесарь сервиса «Автоинтеллект»:
| |
Я, как все парни, в детстве любил возиться с машинками, но, пока другие играли, я их сразу разбирал. Учился на автослесаря в Ижевском политехническом колледже. Но начальникам было не важно, есть ли у меня диплом. Проверяли, что умею делать. |
Когда Сергей устраивался на первое место работы, директор поспорил с ним. Если за неделю он разберет старенькую «БМВ», то работа его. Советовался с будущими коллегами, сам инструменты делал, но в итоге спор выиграл.
Второй наш герой - без специального образования.
- Я раньше был водителем, всегда сам ремонтировал свою машину, - делится Андрей Ушаков, автослесарь из мастерской «РеМарк». - Знакомые подсказали, что в сервис нужен автослесарь. Попробовал, получилось. И начал работать.
Автослесари - как пехота в сервисе: шиномонтаж, ремонт ходовой и двигателя - все на них. Специальных знаний требует ремонт электрики, электроники и кузова.
Поэтому за них отвечают уже другие мастера.
Но и среди слесарей есть разделение. Раньше были разряды - с 1 по 6, где 6-й - высший. Новичку доверяли колеса отремонтировать, а сложную работу, с двигателем, например - только мастеру с высоким разрядом. Сейчас смотрят на опыт и отзывы клиентов.
- Опытных автослесарей переманивают из сервиса в сервис, - говорит Виктор. - Студенты приходят - не знают, в какую сторону гайка крутится.
Сам автосервис тоже часто выбирают по слесарю. Телефоны и места работы таких профи опытные водители передают из уст в уста.
Но чего только не бывает, пока слесарь набирается опыта! Отсюда и все страшилки про автосервисы.
Андрей Ушаков,
автослесарь из мастерской «РеМарк»:
| |
Когда я только начинал работать, неправильно закрепил машину на подъемнике. Осматривал ее снизу, и тут она начала падать! Я успел выскочить! Страшно, конечно, было. Перед клиентами стыдно было. Ремонт мне тогда обошелся в 30 тысяч. Несколько месяцев из зарплаты вычитали. |
Анекдот в тему
Звонит девушка в автосервис:
- У меня какая-то красная лампочка горит рядом со спидометром.
- Что нарисовано? - спрашивает мастер.
- Зубная щетка, которая плывет по воде против течения.
Работа мечты для слесаря - небольшая автомастерская.
- Я 10 лет работал у крупных автодилеров, а сейчас - четвертый год в частном автосервисе, - говорит Виктор. - В большом сервисе работать престижно. Ездили на обучение в Москву, учились через Интернет. Нас готовили преподаватели, прошедшие обучение на заводах в Германии! Минус - бумажная волокита. На каждый автомобиль приходится самому заполнять кучу документов. В итоге на работу уходит 10 минут, а на оформление бумаг - полчаса. А еще - ремонтировали одни и те же машины. Поработав пару лет, ты уже знаешь, на каком пробеге и что сломается. Неинтересно так работать.
- Сейчас в нашем сервисе мы ремонтируем все машины, много дорогих и современных: «Ауди», «Лендровер» и т.д., - продолжает Виктор. - Любопытно, как сломалась машина и как ее можно починить. Включается азарт: смогу или нет?
Но 70% всей работы - замена расходников: колодок, фильтров, масла и т.д. Сложным ремонтом новых автомобилей в небольших автосервисах, как правило, не занимаются.
- Для этого требуется либо компьютерная программа, либо оригинальные инструменты, которых у нас нет и покупать их невыгодно, - рассказывает Виктор.
Слесари говорят, что спокойно относятся к девушкам за рулем, которые не могут объяснить, что нужно сделать. Не предлагают им, как в анекдоте, накачать шины воздухом с ароматом клубники.
- Бывает, бачки антифриза и незамерзайки путают, - рассказывает Виктор. - Заливают незамерзайку не туда и жалуются, что на стекла не брызгает. Или не могут объяснить, что случилось. Мы к такому привыкли.
Самые напряженные сезоны - весна и осень.
- Готовят машину к лету или на зиму, - рассказывает Виктор. - Запись расписана на несколько недель вперед.
В крупных автосервисах рабочий день строго по графику.
- Я работаю пять дней в неделю, с 9.00 до 21.00, - говорит Виктор. - Обед с 13.00 до 14.00.
А вот в маленьких автомастерских такого нет.
- Приходишь к 9, уходишь… как получится, - делится Андрей. - Официально работаем до 19.00, но если клиенту срочно нужно машину починить или мне самому хочется сегодня все доделать, то остаюсь и до часу ночи.
Постоянные клиенты не забывают поблагодарить автослесаря презентом.
- Дарят нам водку, коньяк или кофе, - говорит Андрей. - На работе мы не выпиваем, но подарок принимаем. Это редко бывает, за сложную работу.
Как правило, слесарь получает 30-40% с суммы за ремонт авто. Запчасти не в счет. Чем сложнее ремонт, тем больше заработок.
- В месяц выходит примерно 40 тысяч рублей, - говорит Виктор. - Зарплаты у автодилеров и в частных конторах примерно одинаковые. Как говорят руководители автомастерских - главное, чтобы человек в машинах разбирался, руки росли «откуда надо», а с каким он образованием - не имеет значения.
Кстати