Top.Mail.Ru
26 сентября 2014 16:45
Общество

Как Ижевск прощался с бывшим директором «Ижмаша»

Родные и близкие Владимира Гродецкого вспоминают, что он с детства хотел стать оружейником и коллекционировал иконы. <фото+видео>

Е. Авдеев
Е. Авдеев

Людей для пятничного дня в соборе Александра Невского было непривычно много. Все несли огромные букеты алых роз, гвоздик, белых хризантем, розовых гладиолусов… 26 сентября Ижевск попрощался с Владимиром Гродецким, который возглавлял «Ижмаш» с 1996 по 2011 год.

Не было давки, приходили только те, кто действительно скорбел и помнил. Но и их хватило, чтобы людской поток, вливающийся в двери храма, не иссякал до тех пор, пока не началось отпевание.

«Благодаря Гродецкому я жил жизнью «Ижмаша»

Гродецкий был знаковой фигурой для города, поэтому отдать дань памяти усопшему пришли политики, плотно работавшие с Владимиром Павловичем в то время, когда он стоял «у руля» Ижевского машиностроительного завода.

Юрий Питкевич,
бывший председатель Правительства Удмуртии:
В очень сложное время он приступил к работе на «Ижмаше». Тогда и Автозавод стоял. Понимания не было вообще, что с заводом делать. Было просто несчетное количество поисков и с американцами, и с немцами, и с корейцами, чего только мы не пытались сделать с заводом! На самом заводе у нас была проблема с резко упавшими объемами производства.

- Основная же проблема - не было заказов, и трудно было их искать, внутренние нужды страны отсутствовали, а внешние… В свое время Борис Николаевич, к сожалению, необдуманно предложил курс, что оружие поставлять негуманно. Мы теряли рынки. Плюс мощнейшие, большущие оборонные мощности, на содержание которых государство ни копейки не давало. И он, не боясь, продолжал работать. Если рассматривать его не только как руководителя, но и как человека, то объективно скажу - он был очень умный, толковый, грамотный, начитанный, всесторонне развитый человек.

Виктор Балакин,
депутат Госсовета Удмуртии, экс-мэр Ижевска:
Я его знал, когда еще на Радиозаводе работал, на мотозаводе. Когда он пришел на «Ижмаш», я уже работал в мэрии. И тогда он мне предложил как представителю руководства города стать председателем совета директоров. Меня избрали, и я жил жизнью «Ижмаша» благодаря ему. Мы вместе работали над развитием завода, очень много сделали. Он вообще был ярким человеком, уникальным. Исторические моменты для себя до глубины прорабатывал, глубоко верующим был, вдумчивым. Полет его мысли был широким.

«С детства мастерил деревянные пистолеты»

У родных Владимира Гродецкого сохранились, конечно же, только самые светлые и теплые воспоминания о близком человеке.

Нина Иванчей,
старшая сестра:
Я из них самая старшая. У нас разница 5 лет. Я в школу пошла, а его отдали в ясли. Я со школы выходила, забирала его из яслей и везла домой. Потом родился брат Леонид, когда мне было 10, а Владимиру – 5. Нянчился уже с Леонидом, терпеливый был, помогал. Очень любил животных. Найдет какую-нибудь букашечку, в карманчик положит, держит ее, чтобы не убежала. Потом найдет травку и ее выпустит. Он был очень добрым.

Когда он захотел стать оружейником, отец семейства предупредил Владимира Павловича, что это очень тяжелое занятие, но тот был готов к нагрузкам.

- Он стал оружейником, потому что они с детства с братом любили делать деревянные пистолеты, - вспоминает Нина Павловна.

«По службе рос не по дням, а по часам»

Попрощаться с Владимиром Павловичем пришли и заводчане. В том числе и те, с кем он вместе начинал работать на Ижевском радиозаводе. Несмотря на печальный повод, из-за которого пришлось собраться, начиная рассказывать о Гродецком, люди улыбались своим воспоминаниям, связанным с ним.

Анатолий Кузнецов,
работал вместе с Гродецким:
Он пришел работать на Ижевский радиозавод. Пришел молодым, энергичным, культурным, сдержанным. Меня его знания поражали. На Ижевском радиозаводе он очень хорошо вырос. Прошел большую школу и ушел от нас главным инженером. Общался с людьми всех уровней и всех знаний. Он ставил цель и стремился к ней. Он был немножко «барином». «Барин» - это его воспитание. Он не мог преображаться, он с детства был таким. Тем более говорил, что польских кровей.

Раиса Лаптева начинала работать с бывшим директором «Ижмаша» в одном цехе. Признается, что был аккуратистом и требовал дисциплины. Но при этом к людям относился с уважением.

Раиса Лаптева,
работала вместе с Гродецким:
Когда я работала в отделе кадров, не успевала писать в Москву заявления о его повышении. Рос не по дням, а по часам. Строгим был. Если пообещаешь, что-то сделать и не сделаешь, он этого не любил. У меня была такая ситуация, я тогда мастером была. Через проход сидим. «Раиса Николаевна, где такая-то плата?» Отвечаю: «На складе». «Правда? А я ходил, там нет». Пришлось идти вместе, разбираться. Все по полочкам должно было быть.

Также бывшие сослуживцы говорят, что Гродецкий был верующим человеком, коллекционировал монеты и иконы.

Раиса Лаптева,
работала вместе с Гродецким:
Коллекции у него большие были. Мать его первой жены работала в банке. Поэтому он собирал, монеты всех годов, всех достоинств. Приносил, показывал альбомы с ними. Потом стал иконы собирать. У него очень много икон было собрано.

У него не было «звездной болезни»

Валерий Исаев учился с Гродецким в одном классе. Последний раз видел его мимоходом в магазине этой весной. Тогда, по его словам, он был в нормальном настроении…

Валерий Исаев,
бывший одноклассник Гродецкого:
Компанейский очень человек был, хороший чтец, выступал в школе на праздниках искусств и ведущим был. Очень хороший как друг и товарищ. Учился на «четыре» и «пять». Класс у нас был математический, поэтому ему нравились точные науки. После школы он не потерялся, мы хоть и редко, но общались, он приходил на юбилеи школы. Как правило, в самолетах с ним сталкивались. «Звездной болезни» у него точно не было.

Отпевали в «исконно заводском» храме

Архимандрит Ювеналий не удержался от того, чтобы произнести несколько добрых слов в адрес Владимира Павловича. Он напомнил, что отпевание Гродецкого в соборе Александра Невского - символично, ведь храм всегда был «исконно заводской».

Архимандрит Ювеналий,
заместитель настоятеля Александро-Невского собора:
Владимир Гродецкий покровительствовал с начала возрождения собора. Его заслуга не только в перенесении мощей Дерябина в ограду Невского собора, но и Свято-Никольский храм. Все это его вклад в возрождение православия. И мы сегодня из этого собора, им очень любимого, над которым он нес попечение и куда приходил на богослужения, отправляем его в последний путь.

Владимира Павловича похоронили рядом с братом Леонидом.