- Ехать на поезде - стук колес, кругом природа - сплошная романтика... - говорит Петр Бабушкин. - Мечтал об этом много лет. Мой старший брат работал на железной дороге машинистом, показывал все в кабине, мне очень нравилось. Я решил, что пойду по его стопам.
44 года на железной дороге
Петр Денисович в общей сложности проработал на железной дороге 44 года. Сейчас ему - 65, за это время успел вырастить троих сыновей, построить дом, посадить деревья. Около здания, где сейчас располагается его кабинет, растут три ели, высаженные его заботливыми руками.
Железная дорога - это целая жизнь. По словам железнодорожников, среди машинистов случайные люди не задерживаются, отсеиваются сразу.
- Сразу управлять поездом не дадут, - говорит Петр Денисович. - Минимум полтора года нужно отработать помощником машиниста. А уже потом встаешь за контроллер лично. Тут и начинается романтика.
Вот и с женой Петр Бабушкин познакомился, работая на железной дороге. Впрочем, как именно это произошло, мужчина не рассказал - о личной жизни говорить не любит. Зато рассказывает о младшем сыне. Сейчас он учится в Питере. И ежедневно, когда встает, звонит папе и рассказывает, как у него дела.
А вот старший когда-то тоже пришел работать на железную дорогу. Однако спустя некоторое время его призвали в армию, и к поездам он уже не вернулся. Но Петр Денисович понимает: каждый выбирает свой путь. А его самого здесь все устраивает.
- Главное - беспокоятся о здоровье сотрудников. Перед каждым рейсом мы проходим медицинское обследование. Если что-то не так, на рейсы не пускают - отправляют на реабилитацию.
Да и зарплата, по словам Петра, хорошая.
- Я уходил на пенсию, через 20 дней вернулся обратно. Надо сына в Санкт-Петербурге учить, а пенсии на это не хватит.
Велосипедист со сломанным протезом
Правда, сейчас Бабушкин и сам обучает новых работников, проводит предрейсовые инструктажи перед выездом для «старичков». Сам уже давно не ездит. А были в его жизни случаи, когда он чуть не поседел за пару секунд.
- Как-то еду в одном из рейсов. Перед нами, вижу, велосипедист. Я ему сигналю, он едет дальше. Я снова сигналю - никакой реакции. Применил экстренное торможение. Велосипедиста немного задел. Слава Богу, под поезд его не затащило. Спускаюсь из кабины, смотрю, что с ним. А он смеется! Парень с протезом, без одной ноги. Недавно сделал протез, а о поезд он сломался.
В другой раз уже на станции чуть не сбил около десятка людей, выезжая из-за поворота.
- Увидел народ на путях. Сигналил - не отреагировали. Применил экстренное торможение, люди разбежались. А я несколько минут был в шоке. Подумать только - столько людей могло погибнуть…
Действительно, чтобы остановить поезд, необходимо начинать тормозить за 800-1000 метров. Это расстояние поезд проходит при экстренном торможении. Это же огромная махина - бывает, в «товарняке» под 100 вагонов, в пассажирском - 20.
«Зайчиков» подарок для детей и родительские собрания
Кстати, большинство думает, что машинистов дома не бывает неделями. Это настоящий миф. Максимум - сутки. Поскольку ездят они, как правило, на относительно небольшие расстояния, километров по 350. Потом отдыхают и едут обратно с другим составом. Пересменка происходит в конце участка обслуживания.
- Так что если кто-то подумает, что с такой работой семья все время была без меня - это неправда. Не спорю, работал и в праздники, но чтобы уезжать надолго - такого не было. Утром уходил на работу, через сутки возвращался.
Как рассказал Роман, старший сын Петра Денисовича, отец никогда не приезжал из рейса без подарков.
- Он называл их Зайчиков подарок. Это были и игрушки, и конфеты, шоколадки.
Петр Денисович умеет совмещать работу и семью.
- Папа ходил с нами на рыбалку, катался на лыжах, играл в хоккей. Даже на родительские собрания ходил. Вот тогда было страшно. У меня было много шалостей. После собрания папа приходил домой, и начинался «разбор моих полетов».
Две большие разницы
А вот покинуть рабочее место, пока не будет остановки - нельзя, только на станции. Машинист головой отвечает за безопасность движения, пассажиров, грузы и управляет поездом один. Подмены в момент движения нет.
Кстати, на локомотиве есть специальный компьютер, который фиксирует большинство параметров движения поезда. За отклонение от нормы машинистов жестко наказывают. Могут и премии лишить, и технический экзамен назначить, и даже с работы снять.
- Если на автодороге мы с вами проедем под красный сигнал светофора - этого может никто не увидеть, а у нас компьютер подобное нарушение обязательно зафиксирует.
В целом, отмечает наш герой, ездить на поезде сейчас стало безопаснее, да и транспорт теперь другой. Раньше общий вес грузовых поездов был до 5 тысяч тонн, теперь - до 9 тыс. т. Да и длина состава увеличилась до 100 вагонов в грузовом, до 20 - в пассажирском. В то время, когда Петр Денисович начинал, он работал с 65-70 вагонами. Кроме того, что выросли вес и длина, увеличилась и скорость движения. Пассажирские поезда сейчас едут до 120 километров в час на путях Горьковской железной дороги, раньше - лишь до 100 км/ч. Да и в кабине теперь несравнимо больше удобства. Установлен кондиционер, есть холодильник. И рабочее место стало удобнее: кресло мягкое, с подлокотниками, а раньше больше напоминало табуретку.
Семафоров больше нет
А вот светофоры на дорогах почти не отличаются от обычных. Единственное - есть мачтовые и карликовые. Мачтовые закреплены на высоких опорах, а карликовые находятся близко к земле и в основном используются на маневровых передвижениях.
- А семафоры уже давно отжили свое, - уточняет Петр Денисович. - В то время, когда я пришел на железную дорогу, они уже редко использовались.