Ремонт закрытого участка улицы Карла Маркса от Советской до Карла Либкнехта в Ижевске идет полным ходом. Дорожники должны закончить ремонт и строительство 826 метров дороги до 1 августа - такое обещание они дали руководству республики. В запасе у строителей - последняя неделя.
Александр Чумаков,
заместитель генерального директора по производству ОАО «Дорожное предприятие «Ижевское»:
| |
Нам приходится работать круглосуточно. На сегодняшний день выполнено 40% верхнего покрытия дороги, установлено 90% бордюров. После открытия 1 августа проезжей части работы продолжат - необходимо будет закончить тротуары, уложить брусчатку на тротуарах. |
Свои коррективы вносит погода. Из-за сильных ливней 4 и 5 июля возник ущерб на сумму 4,5 миллиона рублей - были снесены бордюры, испорчен результат многих проведенных работ в связи с тем, что они не были на тот момент завершены - в частности, пострадал верхний защитный слой покрытия, подмыло трамвайные пути.
Напомним: на участке улицы Карла Маркса восточную часть дороги ремонтируют. А вот западную - строят с нуля.
Для укладки асфальта - самая тяжелая техника
Чтобы асфальт хорошо укатать, нужны катки разного веса для создания коэффициента уплотнения, чтобы в дальнейшем асфальт не «слез» с дороги. Например, для нижних слоев это 0,98, для верхних - 0,99-1.
- Для того чтобы успеть все в срок, на улице Карла Маркса мы используем самую тяжелую и производительную технику - катки весом 16 тонн, каждый из которых создает нагрузку около 60 т за счет вибраторов, которые на них установлены, - рассказывает Александр Чумаков. - По сути, можно использовать и самые легкие катки, просто циклов прохода придется сделать больше.
По нормативам данную дорогу должны делать около 2 лет. Но построят ее меньше чем за год. Правда, подготовительные работы - прокладку коммуникаций, устройство освещения - проводили зимой.
Подрядчик заверил нас, что сокращенные сроки на качестве дороги не скажутся. А в случае, если будут выявлены какие-то дефекты, в течение 5 лет по гарантии их устранят бесплатно.
Вообще срок службы этой дороги - 12 лет. После чего, по идее, ее должны перестроить заново. А вот верхний слой по нормативам необходимо менять через 6 лет.
Как делают пересечение дороги с трамвайными путями?
Чтобы эти участки были более устойчивыми к воздействию транспорта и асфальт не проседал, на них укладывают широкоплоскостные плиты. Их везут из Чехии, в России такие пока не делают. По словам дорожников, они очень дорогие: одна большая плита стоит 92 тысячи рублей, маленькая - 60 тысяч рублей.
Под плитами массивная конструкция толщиной около метра: слой песчано-гравийной смеси, слой щебня, бетонная плита, затем 2 слоя асфальта. Плиту укладывают в еще неуплотненный слой асфальта, чтобы она «прилипла». Это исключает ее дальнейшее перемещение. Такие плиты должны прослужить 20-25 лет.
Межрельсовое пространство в тех местах, где поворачивают трамваи, выложат брусчаткой из натурального камня, который привезен из Челябинской области.
Удачный опыт
Чешская технология укладки широкоплоскостных плит на пересечении проезжей части с трамвайными путами уже применялась в Ижевске на нескольких перекрестках: Удмуртской и Кирова, Пушкинской и Кирова, Удмуртской и Ленина, Орджоникидзе и Промышленной, на ул. Ленина в районе остановки «Школа-интернат».
Кстати!
Как укладывают новые дороги?
Вначале делают «корыто» глубиной 80 сантиметров - углубление в земле на месте, где будет новая дорога. Затем в его основании уплотняют грунт и укладывают дренирующий слой из песчано-гравийной смеси толщиной 30 сантиметров. Он оказывается выше глубины промерзания, поэтому его материалы должны быть морозостойкими и прочными. Поверх укладывают щебень - 28 сантиметров, затем 10 сантиметров высокопористого асфальта, еще выше - 7 см пористого асфальта и, наконец, замыкающий слой в 5 сантиметров щебеночно-мастичного асфальта (он более устойчив и на нем не так быстро образуются колеи). Кстати, на дорогах Удмуртии ЩМА используют с 2008 года - он более приспособлен к нашему климату, на дорогах гораздо меньше трещин, а покрытие не проседает.
- Раньше около остановок общественного транспорта можно было видеть, что асфальт проседает, потому что троллейбусы - слишком тяжелые (даже без пассажиров они весят по 10 тонн) - говорит Александр Сергеевич. - Сейчас такое встретишь редко.