
Катастрофа в Казани вызвала очередной всплеск интереса к основному авиаперевозчику Удмуртии, компании «Ижавиа». Насколько надежны летающие из Ижевска Як-42, какой у них ресурс, как контролируют надежность самолетов - эти вопросы мы адресовали руководителю авиапредприятия Александру Городилову.
Сколько налетали ижевские «Яки»?
Ижевские пассажиры летают в Москву, Питер и Сочи только самолетами Як-42, у «Ижавиа» восемь таких судов. Есть еще три АН-24, они используется на рейсе Ижевск - Екатеринбург и для чартерных перевозок за пределами Удмуртии. И один Ту-134 в компоновке «самолет-салон», в нем 26 мест, это судно для бизнес-перевозок.
По нормам самолет разрешено эксплуатировать 40 000 летных часов, либо 35-40 лет - это примерно 18 000 полетов. Средний возраст авиапарка Як-42 республиканского перевозчика - 23,5 года. Для сравнения, у одной из ведущих авиакомпаний страны «Трансаэро» средний возраст парка - 16,2 года (по данным сайтов russianplanes.net и airfleets.net).
Возраст для самолетов - не показатель. Старый самолет мог не отлетать и половины ресурса, в то время как встречаются (не в Ижевске) новые самолеты, которые почти не стоят на земле, это, в частности, относится к судам на международных и чартерных перевозках.

Ижевский авиапарк
Як-42 (рейсы из Ижевска в Москву, Питер, Сочи)
Бортовой номер | Год выпуска | Налет (часов) | Оставшийся ресурс |
42450 | 1996 | 14 000 | 65% |
42455 | 1995 | 18 000 | 55% |
42380 | 1990 | 23 000 | 42,5% |
42384 | 1990 | 21 000 | 47,5% |
42368 | 1989 | 19 000 | 52,5% |
42359 | 1988 | 25 000 | 37,5% |
42343 | 1987 | 23 000 | 42,5% |
42549 | 1981 | 25 000 | 37,5% |
Где летали ижевские «Яки»
По словам Александр Городилова, история нынешних судов «Ижавиа» полностью прозрачна и известна надзорным органам. «Яки» ранее входили в авиаотряд столичного аэропорта «Быково», там же обслуживались, летали только в СССР и России, никогда не передавались в суб- и субсубаренду за границу (как упавший в Казани «Боинг»).
За третий квартал 2013 года на «Ижавиа» прошли три жесткие проверки - две плановые и одна внеплановая (по линии Ространснадзора и Росавиации). Вывод по всем - предприятие и воздушные суда соответствуют требованиям. Поэтому проверок в связи с событиями в Казани здесь не ждут.

Новый самолет в «Ижавиа» обещают через год
В месяц ижевские самолеты проводят в воздухе около 100 часов, в год - 1100-1200 часов. Получается, что даже самый «возрастной» самолет «Ижавиа» еще можно смело эксплуатировать 13-15 лет. Впрочем, этого, конечно, на предприятии делать не собираются. Более полутора лет в компании взвешивают все «за» и «против», тщательно изучают рынок воздушных судов, чтобы принять правильное решение, чем заменить Як-42.

- Покупать импортный «авиационный лом» мы не будем, - отметил Александр Городилов. - Называть тип воздушного судна, на котором остановимся, сейчас не готов, вопрос прорабатывается. Однако, вероятнее всего, это будут отечественные самолеты, причем новые, с завода. Основной акционер «Ижавиа» - Правительство Удмуртии - разделяет нашу точку зрения. Аргументы в пользу российской продукции следующие: высокий коэффициент надежности, доступ к запчастям, русская документация, приобретение российской авиационной техники поддерживают и Президент России, и председатель правительства страны.
В «Ижавиа» строят амбициозные планы уже во второй половине 2014 года представить ижевским пассажирам первое новое воздушное судно.
В Казани - идеальные условия для посадки
Летом 2013 года самолеты «Ижавиа» выполняли рейсы из Казани в Анапу. По словам ижевских пилотов, после реконструкции аэропорта столицы Тарастана к Всемирной универсиаде, там создали идеальные условия для взлета и посадки - от работы наземных служб до маршрутов подлета к городу. От выводов и предположений - что произошло с казанским «боингом» - наши собеседники тактично воздержались.