10 июля Президент Удмуртии Александр Волков провел совещание, посвященное перспективам открытия международного терминала в аэропорту «Ижевск».
- Количество жителей Ижевска и Удмуртии, летающих за пределы России из аэропортов других городов, постоянно растет, - отметил глава Удмуртии. - Отсюда и рост вопросов в адрес руководства республики: «Когда мы начнем летать из Ижевска?». Пора ответить на этот вопрос.
На совещании решили создать и запустить терминал в короткие сроки - уже в 2014 году. В 2013 году Правительство Удмуртии и профильные ведомства должны подготовить и утвердить в федеральных министерствах и ведомствах всю необходимую документацию.
Экономика полета
По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олега Гарина, первоначальные вложения республиканского бюджета составят около 5 млн рублей. Эти деньги нужны на покупку оборудования для досмотра багажа, системы паспортного контроля, обеспечения работы органов ФСБ, фитосанитарной службы и представителей Роспотребнадзора.
Для организации терминала используют имеющиеся площади аэропорта (внутри сейчас все расположено достаточно свободно). Речь о реконструкции второго (соседнего недостроенного) здания аэропорта Ижевска не идет.
Взлетно-посадочная полоса позволяет принимать самолеты крупнее, чем летающие сейчас от нас Як-42 и Ан-24 (она похожа на те, что есть в аэропортах Казани, Перми или Нижнекамска). Поэтому вопросов с чартерными рейсами возникнуть не должно. Как подчеркнул Олег Гарин, пункт пропуска границы открывается с прицелом на основных туристических перевозчиков России. А они используют «боинги» и аэробусы среднего размера.
- В перспективе нам бы хотелось видеть аналогичные суда и в составе предприятия «Ижавиа», - отметил Олег Гарин. - Прорабатывать вопрос, например, о приобретении самолетов в лизинг стоит. Хотя, конечно, - это большие деньги.
По словам Олега Гарина, пассажиропоток из Ижевска в теплые страны оценивается в 17 тысяч человек в год. Это около 3 рейсов «туда и обратно» в неделю, с мая по сентябрь включительно, при средней загрузке «типового» чартера «боинг 737-800» в 180 пассажиров.
История вопроса
Напомним, разговоры о возможности открытия терминала - пункта пропуска границы в Ижевске - ходили давно. Однако единого мнения о сроках и возможностях аэропорта в части обслуживания международных рейсов не было. Считалось, что международный терминал может стать третьим этапом реконструкции ижевского аэроузла. На первом была проведена ревизия всей системы наземных служб, куплена необходимая техника, установлено новое ограждение по периметру и проведен ряд других работ. Вложения республиканского бюджета составили более 330 млн рублей. На втором этапе планируют заняться реконструкцией и, возможно, удлинением взлетно-посадочной полосы - на это ждут федеральные деньги по одной из авиационных целевых программ. И лишь третьим пунктом - с перспективами на 2015-2020 годы - называлось открытие таможенного поста.
Есть мнение!
Дороже ли будет летать из Ижевска?
- Даже если к путевке добавится 150-200 долларов (4 800 - 6 500 тысяч рублей. - Прим. ред.), вряд ли туристы предпочтут «экономию» и полетят через Москву или соседние города, - уверяет директор турагентства «ЗаграНицца» Регина Жебровская. - Увеличение стоимости соразмерно с затратами на поезд или переезд до Казани или Перми с ценой стоянки автомобиля в аэропорту.
- Как правило, новые рейсы из новых аэропортов ставятся по более низким ценам, чем с вылетом из соседних «раскрученных» аэропортов, в нашем регионе это Пермь, Казань и Нижнекамск, - считает генеральный директор ГК «Турист» Игорь Буланов. - А потом оценивается пассажиропоток и делается вывод. Поэтому очевидно, что в первое время летать в отпуск из родного Ижевска будет даже выгоднее.
Кстати
«Ижавиа» может прилично заработать
Ижевский аэропорт может дополнительно заработать на аэропортовом обслуживании (услугах диспетчерской, заправке топливом, техобслуживании, продаже бортового питания) более 23 млн рублей в год. Для сравнения, чистая прибыль всего ОАО «Ижавиа» за 2012 год составила 33 млн рублей.