Женщина-водитель – сегодня уже норма. Тем не менее хрупкая девушка за рулем автобуса все еще вызывает восторг и массу вопросов, а некоторые продолжают скептически относиться к такому явлению. В Ижевске женщины управляют автобусами со времен Великой Отечественной войны, когда им пришлось занять места мужчин, ушедших на фронт. Сегодня в АО «ИПОПАТ» работает 18 женщин-водителей, 13 из них в Ижевске и 5 – в Глазове.
В преддверии Международного женского дня сотрудницы предприятия расскажут, как они пришли в эту «неженскую» профессию, об особенностях работы, отношении коллег и семей к их выбору.
Раньше работала в такси
Елена Саламатова за рулем автобуса 8 лет. Она обслуживает один из маршрутов в Глазове, в том числе принимает плату за проезд. До этого Елена работала таксистом.
«Я тогда работала в такси и везла начальника отдела кадров ИПОПАТ. Он меня практически уговорил прийти к нему в кабинет и послушать, что они предлагают и на каких условиях. Я согласилась, – рассказывает девушка. – Все получилось спонтанно. Я очень люблю водить автомобиль, да и, честно говоря, больше ничего не умею».
У Елены двое детей, младшей всего 5 лет. Супруг поддержал ее решение в выборе профессии и гордится ей.
Она прошла переобучение за счет предприятия, сдала экзамены с первого раза и приступила к работе. В коллективе ее приняли хорошо, не отказывают, если требуется помощь. Пассажиры, как признается Елена, бывают разные, но в основном доброжелательные. Водители других транспортных средств всегда уступают дорогу, узнают ее и в нерабочее время, здороваются, выражают свое уважение.
«Самое сложное – это, конечно, совмещать семью и работу, потому что ты и дочь, и мама, и жена, а большую часть времени ты находишься на рабочем месте. Справиться с трудностями помогает поддержка семьи, коллег и руководителей, – признается Елена. – Самое любимое в работе, как ни крути, это конец смены с чувством выполненного долга, когда автобус исправен, деньги на терминале сошлись и дома тебя ждут родные».
Папа тоже работал в ИПОПАТ
Хрупкая на первый взгляд, Анна Вахрушева из Ижевска пришла в ИПОПАТ в 2019 году уже с опытом в перевозке пассажиров. Девушка полтора года проработала водителем трамвая, но поняла, что это не то, ей ближе руль и возможность маневрировать на дороге. Она прошла переобучение за счет предприятия и продолжила трудовую династию своей семьи в ИПОПАТ.
«Мой папа всю жизнь проработал в ИПОПАТ водителем автобуса, я любила с ним кататься в кабине – тогда это еще разрешалось, – вспоминает Анна. – Мама работала поваром в парковой столовой, там и познакомились мои родители».
Сегодня мама не поддерживает выбор профессии дочери, переживает из-за сложной дорожной обстановки.
Анна признается, что в начале было интересно наблюдать за реакцией пассажиров и автомобилистов на водителя-девушку. Некоторые пассажиры подходили и говорили, какая она молодец, а водители с помощью жестов выражали респект.
Среди коллег есть те, кто общается на равных, и те, кто пока с трудом принимает женщину в свой традиционно мужской коллектив.
«Есть коллеги, к которым можно обратиться за помощью, с кем просто поболтать, обсудить будни и работу предприятия. Мне повезло, за одного из таких я летом выхожу замуж – заявление уже подали», – делится Анна Вахрушева.
Самое сложное в профессии водителя автобуса, по словам девушки, ранний подъем, вставать приходится в 3:30. Любимое дело и близкий, поддерживающий человек помогают выйти на маршрут полной сил и энергии.
Отметим, что Анна не собирается останавливаться на достигнутом и планирует открыть еще одну водительскую категорию, освоив управление мотоциклом.
Начала с кондуктора
Наталья Жукова, как и Анна, придя в ИПОПАТ, не только приобрела любимую работу, но и встретила вторую половину. Она работает в ИПОПАТ уже 12 лет, изначально пришла на должность кондуктора. В 2017 году девушка, вдохновившись опытом коллег, самостоятельно открыла водительскую категорию D и села за руль автобуса.
«Когда к нам начали приходить девчонки-троллейбусницы, смотрела на них и думала, как же все-таки классно смотрится хрупкая девушка за рулем такого большого транспортного средства, они же могут, почему я не смогу? – рассказывает Наталья Жукова. – В начале 2017 года со мной произошла не очень приятная ситуация; чтобы не забивать голову печальным событиями, решила заняться чем-нибудь и отучилась на категорию D. Подруги поддержали».
Девушка не жалеет о принятом решении и любит свою работу. Самое сложное для Натальи – вставать рано утром, чтобы выйти на маршрут. Сегодня она умеет управлять практически всеми марками автобусов, которые есть в парке предприятия. Коллеги при необходимости всегда помогают, семья поддерживает.
Считается, что женщины более аккуратны в управлении автобусом. Наши водители тоже нередко получают положительные отзывы со стороны пассажиров. Вот такие слова написал один из ижевчан в адрес Екатерины Зайнуллиной, которая работает на 29-м маршруте:
«Очень хорошо водит, плавно, не дергается, даже если садишься на заднее сиденье, ее можно сразу узнать по вождению. Это пример всем водителям маршрутных автобусов».
Милые дамы, поздравляем вас с наступающим праздником. Желаем вам исполнения желаний, счастья, здоровья и успехов в любых начинаниях. Будем рады видеть вас в рядах наших водителей. Напомним, что работа в ИПОПАТ – это официальное трудоустройство, социальные гарантии, подъемные, служебный транспорт, активная корпоративная жизнь, поддержка профкома. Кроме того, женщина, проработавшая на автобусе на регулярных городских маршрутах 15 лет, может рассчитывать на предоставление пенсии на льготных условиях в 50 лет.
По вопросам переобучения и трудоустройства обращайтесь в отдел кадров АО «ИПОПАТ» по тел.: +7 (3412) 45-54-25, +7 (965) 841-888-9 или пишите на электронную почту: hr@ipopat.com.
Информация от партнера.