Некоторые сотрудники сталкиваются с травлей на работе – игнорирование, исключение из обсуждений, распускание слухов. Все это – проявления моббинга – агрессивного и токсичного поведения коллег по отношению к сотруднику. Как реагировать на моббинг и кто чаще всего сталкивается с ним, рассказала HR-ментор, автор направления «Позитивный самоменеджмент» Мария Хаустова-Негода.
Что такое моббинг и почему сотрудники сталкиваются с токсичным поведением коллег
По данным опроса, проведенного на IZHLIFE, почти 40% людей регулярно сталкивались с травлей на работе со стороны коллег и начальства.
«Мой испытательный срок закончился месяц назад, начальник похвалил и тут меня вызывают в выходной день и начинают обвинять в несоблюдении корпоративной этики, да еще и в присутствии других сотрудников. Длилось это около трех часов, сейчас требуют написать заявление по собственному», – топ-менеджер, который еще недавно радовался тому, что укомплектовал команду в непростых условиях, поделился на коуч-сессии своим кейсом.
К сожалению, это не была просто проверка на стрессоустойчивость. Разобрав ситуацию, стало понятно, что профессионал столкнулся с моббингом.
Моббинг – систематическое агрессивное поведение коллектива в адрес одного сотрудника. Он наносит удар и по самооценке, и по бизнесу.
«С 2019 года я собираю данные и исследую тему форм токсичного поведения в рабочей среде. И, к сожалению, ситуация не меняется. Число людей, которые сталкиваются с агрессией от коллектива, растет. В период пандемии явление приобрело новые формы. Например, цифровую агрессию. Это происходит как в переписках, так и на онлайн-собраниях. Можно ссылаться на общее напряжение в стране, бизнесе. Но в случае, когда такое поведение становится систематическим, игнорировать его нельзя», – говорит эксперт.
С подобной ситуацией на работе столкнулась и Елена. Коллеги начали игнорировать ее, обсуждать за спиной и делать нелепые замечания в ее адрес. В конечном итоге она не выдержала и написала заявление об уходе.
«Сначала в коллективе все было прекрасно, но позже я столкнулась с тем, что начальница игнорировала меня, не отвечала на мои вопросы, связанные с работой. Позже я узнала, что она обсуждает меня и мою работу с коллегами, хотя поводов для этого я не давала. Другая коллега, видимо, совсем ведомая, подхватила это и также стала сплетничать обо мне. Дальше стало хуже, начальница выносила ссору в другие отделы и говорила, что моя работа не устраивает и их. Хотя на самом деле такого не было и на вопрос о том, кто комментирует то, как я выполняю задачи, ответ мне так и не дали. Моббинг дошел до того, что начальство указывало мне, как вести личные соцсети и почему я не могу общаться с кем-то из коллег. После ухода я узнала, что начальница просто завидовала мне и тому, что мой профессионализм выше ее», – делится девушка.
Кто чаще сталкивается с травлей на работе?
Чаще всего с моббингом могут сталкиваться новые сотрудники, которые только попали в коллектив, или сотрудники, чей экспертный статус подрывает авторитет других коллег.
Критериев и общих признаков, по которым можно спрогнозировать такое отношение, как правило, выделить нельзя. Но можно попытаться распознать токсичное отношение и изменить его.
Признаки моббинга в коллективе:
-
Саркастические фразы.
-
Прямые словесные угрозы.
-
Исключение из диалогов и совещаний по принятию решений.
-
Обесценивание профессионализма и компетентности.
-
Утаивание актуальной информации для работы.
-
Распространение слухов, доносы и жалобы.
Как понять, что вам не кажется?
Частота неконструктивного внимания начинает увеличиваться, и вместо того, чтобы посвятить себя рабочим вопросам, человеку приходится оправдываться и делать все, чтобы сохранить лицо. Число недружественно настроенных людей в коллективе более одного и даже двух, и признаки агрессии становятся частыми.
Ситуацию с вами начинают обсуждать даже те, кто ранее проявлял к вам симпатию.
Как реагировать на моббинг?
1. Постараться выйти на честный разговор с вероятным инициатором моббинга и с руководителем вашей компании. Здесь помогут фразы «Вижу, что вы меня задеваете», «Мне кажется, что я не получаю полной картины о ходе процесса», «Возможно, то, что я озвучу, будет не так, но у меня создалось ощущение, что меня исключили из обсуждения».
2. Вторым делом стоит озвучить свои просьбы и требования в отношении вас: «Прошу прекратить обсуждать меня на работе и, если у кого-то есть ко мне вопросы, обратиться ко мне лично».
3. Самая главная задача – найти причины, которые к этому привели. Возможно, есть кто-то из коллег, кто наблюдает ситуацию со стороны и сможет озвучить эти причины. Они могут быть как в вашем поведении, так и не зависеть от вас.
4. Еще одна задача – снизить эмоциональную значимость ситуации. Здесь поможет фокусировка на качестве выполняемой работы. Если корпоративный конфликт не мешает вам эмоционально, возможно, это будет гораздо удобнее для вас. Вы переключитесь с различных корпоративных манипулятивных игр, интриг и отвлекающих факторов на основную деятельность.
5. Если становится понятно, что коллектив не принимает и делает все против вас, возможно, стоит принять решение. Особенно, когда это становится невыносимым для психологического здоровья. Стоит выходить на новый уровень и искать единомышленников, с которыми будут общие ценности и получится легко работать. Такие единомышленники могут быть как в других подразделениях, так и в других организациях.
Проявление моббинга в коллективе должно стать тревожным знаком для руководителей и HR-менеджеров. Чтобы минимизировать конфликты, стоит уделить внимание обучению коммуникациям и регулярным корпоративным объединяющим мероприятиям (стратегическим сессиям, командообразующим тренингам, митапам по целеполаганию).