21 мая 2025 17:00
Прокачай себя

Побег в фэнтези-миры, компьютерные игры и соцсети: что такое эскапизм и опасен ли уход от реальности

Как не потерять себя в вымышленных мирах

Эскапизм может быть маскировкой тревожности и депрессии. Фото: Pinterest. Сделано нейросетью.
Эскапизм может быть маскировкой тревожности и депрессии. Фото: Pinterest. Сделано нейросетью.

Если вы залипали в сериале до утра, не могли оторваться от книги или теряли счет времени в игре, значит, вероятно, вы практиковали эскапизм. Это естественный способ психики отдыхать и восстанавливаться. Но что делать, если границы стираются, а виртуальные миры становятся важнее реальной жизни, которая кажется никчемной? 

Вместе с психологами разберемся, чем полезен здоровый эскапизм, когда уход в фэнтези, книги и компьютерные игры превращается в зависимость, как найти баланс между мечтами и действительностью и какой он – эскапизм нового времени. 

Что такое эскапизм?

Эскапизм – «портал» в другой мир, который мы открываем, когда действительность кажется слишком сложной, болезненной или скучной.

«Представьте, что вы приходите домой после тяжелого дня и погружаетесь в любимую книгу, сериал или видеоигру. В этот момент ваш мозг как будто говорит: «Стоп! Я заслужил паузу!» С одной стороны, эскапизм можно рассматривать как защитный механизм психики. Когда реальность давит, наш мозг ищет способ снизить напряжение. Если человек сталкивается с проблемами на работе или в отношениях, временное погружение в фантазийный мир может дать ему передышку и силы для дальнейшего решения задач», – поясняет психолог, КПТ-терапевт, руководитель психологического кабинета «PsyFitness» Елена Гриценко-Бринкман. 

С другой стороны, эскапизм – естественная потребность человека. Мы нуждаемся в отдыхе, вдохновении и перезагрузке. Иногда нам просто хочется уйти от рутины, чтобы найти радость в чем-то новом. Это необязательно плохо: через эскапизм мы можем открыть для себя творчество, искусство и новые идеи.

В психологии, говорит преподаватель Московского института психологии, психолог, арт-терапевт, медиатор, конфликтолог Юлия Долгушина, эскапизм часто рассматривается как один из защитных механизмов психики. Наряду с отрицанием, вытеснением, рационализацией. Он помогает человеку временно снизить тревогу, справиться со стрессом или травмирующими переживаниями.

Примеры эскапизма как защитного механизма психики:

  • Чрезмерное увлечение видеоиграми или соцсетями, отвлекающими от обыденности.

  • Погружение в миры фантазии: литературы и кинематографа;

  • Злоупотребление алкоголем или другими веществами для «ухода» от действительности.

Идея эскапизма, как способа сделать свою жизнь выносимее встречается еще у Платона в диалоге «Федон» (16+), где он описывает философию как подготовку к смерти. То есть уход от материального мира в мир идей. В «Государстве» (16+) он предлагает идею мира форм, куда можно «сбежать» от несовершенной реальности. В античной мифологии Элизиум (Елисейские поля) – часть загробного мира. Там царит вечная весна и живут избранные герои. А особо праведные люди проводят дни без печали и забот. Хотя в религиозной традиции эскапизм принимает и более буквальные формы. Например, христианский аскетизм (отшельничество, монашество) – форма эскапизма через уход от мирских соблазнов.

944jczXYhCiU5UQlXIvVxgWWCnoylyQESMj_6Lltn4npucAVPdOnqo-HxChk9oqn31tMnU88vbRXfKxdn9rVU8kG.jpg
Эскапизм может рассматриваться как переход из реального мира в мир идей. Автор фото, сделанного с помощью ИИ: Денис Туманов.

В 1930-х годах слово «эскапизм» вошло в обиход благодаря литературной критике, поясняет Юлия Долгушина. Например, Дж. Р. Р. Толкин защищал фэнтези как форму «побега» от индустриального мира. Он писал: 

«Я считаю, что бегство от действительности – одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем ее функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, с которым слово «эскейпизм» часто произносят… Мысль о том, что автомобили «более живые», чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна. А представление, что они «более реальны», чем, например, лошади, настолько абсурдно, что вызывает сожаление. Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом – жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний «эскейписта»!»

С исцеляющей функцией эскапизма согласна и американская писательница, критик и философ Сьюзен Сонтаг: «Люди используют фантазию не для того, чтобы убежать от реальности, а для того, чтобы сделать ее выносимой». Терри Пратчетт также писал: «Фантазия – это не способ убежать от реальности, это способ понять ее».

«Психолог Зигмунд Фрейд считал эскапическое фантазирование неотъемлемым элементом жизни человека: «Жизнь, как она нам дана, слишком тяжела для нас, она приносит слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем». Для психолога Ричарда Лазаруса эскапизм относится к эмоционально-ориентированному копингу (поведение, направленное на адаптацию к изменившимся событиям). Он ориентирован на регуляцию чувств, а не на решение проблемы», – говорит Юлия Долгушина.

DzBL_aAlI4Q.jpg
Эскапическое фантазирование – часть нашей жизни. Фото: кадр из фильма «Властелин колец» (12+).

Эскапизм сегодня: какой он?

Эскапизм сегодня – полноценное цифровое погружение, уверяет Елена Гриценко-Бринкман. Если раньше мы как бы уходили только в книги или кино, то сейчас – в соцсети и игры. 

«Различные духовные практики – медитация, йога, молитва и ретриты (временное уединение) – часто используются для личностного роста и благополучия. Но они могут быть бегством от реальности и ее отрицанием. Дауншифтинг тоже может рассматриваться как форма эскапизма, ведь это отказ от той реальности, которая предлагается человеку. И он по собственному выбору уходит к «простой» жизни, избавленной от консьюмеризма (культуры потребления)», – подчеркнула Юлия Долгушина. 

Или, например, ролевые игры – они бывают как по вымышленным фэнтези вселенным, так и по реальным историческим событиям прошлого. Ролевики могут представить себя кем-то совершенно другим, в другой стране, в другом времени и даже с другим прошлым. Экшен-игры, Днд-игры, компьютерные игры и прочие формы симуляции реальности – воображаемые пространства. Там мы можем быть в самых необычных и даже нереалистичных обстоятельствах. Более того, подобные игры собирают вокруг себя целые сообщества.

«Вместе с тем, можно вспомнить и судьбу Йозефа Кнехта, главного героя романа «Игра в бисер» (16+) Германа Гессе. Автор сконструировал Касталию – провинцию Европы, созданную для интеллектуальной и духовной жизни. Там технологии и экономика сведены к минимуму. Йозеф Кнехт, главный герой романа, достигает высочайших интеллектуальных высот в своем сообществе. Но усомнившись в ценностях своего особого мира, покидает его и… умирает. Быстро и нелепо. Возможно, автор романа хотел показать, что столь сильный отрыв от мира реальности делает нас нежизнеспособными», – подчеркивает Юлия Долгушина.

Еще один пример эскапистов – фанаты сериалов и книг, которые настолько сильно отождествляют себя с персонажами, что начинают копировать их поведение или мировоззрение. Даже если оно не подходит для реальной жизни. Это попытки строить отношения как в романтических фильмах о средневековье или ждать «идеального героя», игнорируя реальных людей.

gFC7X7wrjAM.jpg
Картина la belle dame sans mercy

«В психологии эскапизм рассматривается как механизм психологической защиты или «копинг-стратегия». Она направлена на избегание эмоционального дискомфорта, стресса или травмирующей реальности через погружение в альтернативные миры, фантазии, деятельность или состояния сознания. Его оценка зависит от формы, интенсивности и последствий. Он может быть как адаптивным (помогающим перезагрузиться), так и деструктивным (разрушающим связи с реальностью», – уверена Юлия Долгушина. 

Или погружение в социальные сети может рассматриваться как уход в другой мир и даже конструирование собственного образа и мира. Это отвлечение от непереносимой действительности.

xT6B5yLaKz4.jpg
В психологии эскапизм – механизм психологической защиты. Фото: Pinterest. Сделано нейросетью.

Действительно, уверяет Елена Гриценко-Бринкман, эскап-контент – способ найти то, чего иногда не хватает в реальности. 

«Фэнтези предлагает возможность почувствовать контроль там, где в обычной жизни его часто недостает. Мир фэнтези четко структурирован, имеет ясные законы магии и порядок вещей. Это создает чувство безопасности и предсказуемости. Пример: «Властелин колец» (12+), «Игра престолов» (18+), вселенные Гарри Поттера (12+), Marvel, DC.  А постапокалипсис – безопасный способ столкнуться со страхами о катастрофическом будущем. Эти истории позволяют пережить гибель цивилизации, но дают надежду на выживание, как в «Последнии из нас» (16+). А уютные миры показывают простую, спокойную жизнь, полную мелких радостей. Они предлагают избавиться от напряжения современной жизни», – подчеркивает психолог Ксения Савельева. 

72e21f5a68d7039f69fe3ce716ae9ebc.jpg
Выдуманные фэнтезийные миры помогают избавиться от мирских страданий. Фото: кадр из фильма «Властелин колец» (12+).

Где грань между полезным отдыхом через эскапизм и опасным бегством от реальности?

Здоровый эскапизм – когда мы «перезагружаемся», чтобы потом вернуться в реальность с новыми силами. Посмотрели фильм, поиграли час-другой или погрузились в книгу – и чувствуем себя отдохнувшими. Это нормально. И даже полезно.

«Если побег становится образом жизни, а реальность отодвигается на второй план, это уже сигнал о том, что что-то идет не так. Эскапизм превращается из помощника в ловушку, которая мешает решать проблемы. Когда замечаете, что сериалы «затягивают» на всю ночь, соцсети поглощают вечера, а игры превращаются в единственное место, где вы чувствуете себя «живым», значит, он перешел границу», – уверена Елена Гриценко-Бринкман. 

И если эскапизм маскирует депрессию или тревожное расстройство, то реальность начинает казаться «пустой», а побег – единственным способом хоть что-то почувствовать. Человек погружается в виртуальные миры или фантазии не для отдыха, а чтобы заглушить боль, тревогу или безнадежность. При этом важные дела откладываются, социальные связи рушатся. Возвращение в реальность вызывает только усталость и раздражение.

Опасность в том, что чем больше человек сравнивает реальность с выдуманным идеалом, тем труднее ему адаптироваться. Реальный мир не имеет четкого сценария, где каждый найдет свой «хэппи-энд», говорит Елена Гриценко-Бринкман. Но именно в этом его ценность: он дает возможность создавать свой собственный сюжет.

Еще немного об опасности рассказала клинический психолог Ксения Савельева:

  • Компульсивность. Человек не может остановиться («еще один уровень» превращается в ночной марафон).  

  • Прячет свою «зависимость» от близких.  

  • Реальность кажется серой и ненужной.  

  • Синдром отмены (раздражительность при невозможности погрузиться).  

  • Социальная изоляция (замена реальных отношений виртуальными).  

Здоровый эскапизм:

  • Вы сами решаете, когда начать и закончить (например, час игры вечером).  

  • После чувствуете бодрость, а не опустошение.  

  • Не мешает работе, учебе или отношениям.  

  • У вас есть возможность прерваться без дистресса.  

Kuaffp56MZs.jpg
Опасность в том, что чем больше человек сравнивает реальность с выдуманным идеалом, тем труднее ему адаптироваться. Фото: Pinterest. Сделано нейросетью. 

Можно ли измерить, когда эскапизм еще здоровый, а когда нет? 

Формулы нет, говорит Елена Гриценко-Бринкман, но есть простые вопросы себе:

  • Возвращаюсь ли я в реальность с чувством облегчения или тревоги? 

  • Мои «побеги» помогают восстановиться или только оттягивают решение проблем?

  • Успеваю ли я заниматься важными делами или все чаще «откладываю их на потом?»

Ксения Савельева предлагает инструменты оценки:

95mcTIXByaY.jpg
Если в реальность вы возвращаетесь с чувством тревоги, значит, это нездоровый эскапизм. Фото: Pinterest. Сделано нейросетью. 

Эскапизм или депрессия? Как отличить – поясняет Ксения Савельева:

Если человек прячется в играх/сериалах, но не чувствует радости – это может быть признаком:  

  • Депрессии (ничего не хочется, даже любимые развлечения не радуют).  

  • Тревожного расстройства (страх выйти из «безопасного» виртуального мира).  

  • Ангедонии (полное отсутствие удовольствия).  

  • Когнитивных искажений («В игре я успешен, а в жизни – неудачник»).  

Признаки проблемы:

  • Отсутствие чувства удовлетворения после эскапизма.  

  • Повышенная раздражительность при прерывании.  

  • Замкнутость и потеря интереса к окружающему миру.  

  • Физическое истощение (нарушения сна, головные боли).  

Важно обратить внимание, если:

  • Вы перестали получать удовольствие от ранее любимых занятий.  

  • Появляется постоянная мысль о возвращении в виртуальную среду.  

  • Состояние ухудшается после окончания активности.  

Кто в зоне риска:

  • Молодежь под давлением учебы.  

  • Люди с ограниченными возможностями.  

  • Одинокие люди (пример: японские хикикомори – люди, отказавшиеся от социальной жизни).

«Если после побега в другой мир вы возвращаетесь с новыми силами – все в порядке. Если реальность начинает казаться чужим и враждебным местом – пора пересмотреть привычки. Попробуйте «осознанный эскапизм». Читайте книги с последующим обсуждением или играйте в игры, которые развивают, а не просто убивают время», – советует Ксения Савельева.