Он отдыхает на одном и том же курорте, носит проверенные годами бренды, скептически хмыкает при виде синих волос и шлепанцев с носками и верит, что «раньше было лучше». Сегодня его с иронией, а то и со снисхождением назовут «нормисом». Это слово, всплывшее из глубин англоязычного интернета, стремительно вошло в наш лексикон, чтобы обозначить не новое движение, а вечный социальный тип – нормальных людей, которые ведут обычный образ жизни и ничем не выделяются. Но почему именно сейчас слово «нормис» стало таким популярным и что на самом деле стоит за этим ярлыком – нормальная жизнь или подавленная индивидуальность?
Кто такие нормисы и как появилось это слово
Молодежь часто использует сленг для обозначения социальных групп и поиска единомышленников. Сленг – как бы инструмент общения, символ независимости, способ самовыражения и снятия напряжения. Он помогает определить свой социальный статус, почувствовать принадлежность к группе и кратко выразить свои мысли и эмоции.
Слово «нормис» происходит от английского «normie» и обозначает обычного человека, который не выделяется из толпы, рассказывает Валерий Гут, кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта.
Слово появилось в английском языке еще в 50-х годах прошлого века, а уже в 80-х перебралось в Соедененные Штаты Америки. Первоначально его использовали люди с различными отклонениями в развитии или с инвалидностью. Так они обозначали, в ироническом ключе, людей, с этой точки зрения, обычных. То есть те, кто отклонялся от общепринятой нормы считали нормисами тех, кто под эту общепринятую норму подходил.
С начала 2000-х термин завирусился в интернете, а в российском его сегменте начал распространяться не так давно, около семи лет назад.
«Ироническая коннотация на российской земле у изначально британского словца сохранилась. Нормис – тот, кто не идет против мейнстрима. Тот, кто не противоречит большинству. Нормис – не гик и не маргинал, он – консерватор; его интересы понятны и не оригинальны. Чаще всего, нормис является сторонником здорового образа жизни. Однако, не ищите среди нормисов поклонника парашютного спорта или фридайвинга – такие рисковые активности не для него. Он именно что нормален. Нормален настолько, что возникает закономерный вопрос: “А не скучно ли ему самому живется на свете?”», – говорит магистр психологии, экзистенциальный психолог и логотерапевт, кандидат биологических наук, педагог Алексей Харламов.
Нормисы следуют социальным нормам, имеют среднестатистические вкусы и не стремятся к яркому самовыражению. Они живут размеренной и даже однообразной жизнью, ездят на машинах одной марки, ходят в брендовой одежде, которая была популярна десять, а, может, и больше лет назад. Отдыхают на одних и тех же курортах, останавливаются в одних и тех же гостиницах. Питаются в одних и тех же ресторанах и кафе. Делают покупки в любимых и проверенных магазинах.
Но называть «нормисов» неким новым движением несколько ошибочно.
«Это просто еще одно сленговое словечко – да, достаточно известное (недаром портал Gramota.ru включил его в список популярных неологизмов в 2024 г.), но и только. Каждое поколение, как бы мы его ни называли, генерировало свой уникальный словарь. “Мочалки” и “котлы”, “аффтар”, который “жжот”, “ржунимагу”,”скуфы” и “«альтушки” – все эти “придумки” обладают своим сроком жизни и своей аудиторией. “Нормисы” – одна из таких “придумок”. Причем, заимствованная. Впрочем, справедливости ради, эта ироническая смысловая нагрузка имеет ровно столько же прав на существование, сколько и обратная точка зрения. Ибо неужели в эпоху возрастающей сложности и глобальных проблем так плохо быть нормальным? Что бы ни вкладывалось в это понятие?» – продолжил Алексей Харламов.
Одновременно с этим важно учитывать несколько нюансов, говорит Владислав Кочерыжкин, психолог, автор одноименного дзен канала и книги «Я знаю как будет лучше для тебя: здоровые отношения без насилия, зависимости, абьюза и манипуляций» (16+). Большинство может ошибаться. Следовательно, нормальный с точки зрения общества человек – не всегда нормальный в принципе. Нормис – лишь набор характеристик. Он воспринимается «правильным» по мнению толпы.
«Соответствие привычным требованиям чаще всего лишает индивидуальности. Мы знаем, что все талантливые люди, мягко говоря, не от мира сего. И практически у каждого из них имелись отклонения. Майкл Фелпс (пловец) имеет в своей медицинской карте диагноз “СДВГ”. Но именно благодаря ему он буквально не вылезал из бассейна. Это и обернулось безоговорочными победами на олимпийских играх. Приводить примеры можно до бесконечности. Нормисы – серая масса, люди без особенностей и индивидуальности», – добавил Владислав Кочерыжкин.
Мы, кстати, узнали у ижевчан, считают ли они себя «нормисами». Так, из 180 опрошенных 90% относят себя к нормальным людям, живущим обычной жизнью. Читатель Юрий даже написал в комментариях: «Я нормальный человек, а не какой-то нормис!»
А 10% считают себя не нормисами, а теми, кто любит выделяться из толпы и быть «не как все».
В интернете можно наткнуться на видео, где зумерки-альтушки (молодые девушки, которые придерживаются альтернативной эстетики и субкультуры и выделяются своим внешним видом – одеждой в темных тонах и ярким макияжем) говорят:
«Я хочу стать нормисом! Но почему? Я люблю свои красные волосы, делать яркие макияжи и полноценные образы. Но как же тяжело это дается – подкрашивать корни каждый месяц, отмывать весь дом от краски, тратить время на макияж. Как же легко нормисам!»
А дальше идет трогательный спич о том, что в обычных образах зумеры теряют собственную индивидуальность. И гораздо приятнее и интереснее быть альтушкой с красными волосами, а не притворяться нормисом.
Не нормис для зумеров – человек с ярким мейкапом, который одевается в готические или в целом неформальные образы, с яркими зелеными или синими волосам и татуировками. Нормисы же одеваются обычно – в неброские цвета, универсальные футболки, свитшоты, кроссовки или кеды и джинсы. Они как бы «форматны» и предсказуемы.
Оскорбительно ли слово «нормис»
Подростковый возраст часто характеризуется протестом против традиционных устоев. Молодые люди ищут себя и формируют свою индивидуальность. В этот период поведение нормиса может казаться скучным, а мысль о принадлежности к «серой массе» – пугающей. Уникальность и отличие от других воспринимаются как нечто ценное. Поэтому молодежь может использовать слово «нормис» в снисходительном тоне.
«Само по себе это слово не является оскорблением или ругательством, а принадлежность к нормисам – не признак неудачи. Любое слово можно произнести с определенной интонацией, которая придаст ему негативный оттенок. В случае со словом «нормис» важно учитывать два момента: кто и с какой целью его использует. И как человек, к которому оно обращено, реагирует на него. Для кого-то быть нормисом – позор, а для кого-то – признак жизненного успеха. Если человеку комфортно быть частью большинства, его сложно задеть этим словом. Если же принадлежность к «серой массе» вызывает протест, стоит задуматься. Возможно, стремление соответствовать социальным нормам подавляет истинные желания и мешает раскрыть потенциал», – подчеркивает Валерий Гут.
Вот только у поколения Z, которое популяризировало слово «нормис», оно лишено положительной оценки. В их устах это – насмешливое или уничижительное обозначение человека с консервативным, стереотипным мышлением, чья жизнь, с точки зрения зумеров, течет по устаревшим и безликим социальным лекалам. Их жизненный сценарий слишком шаблонный и лишенный индивидуальности, а жизнь заключена в устаревшие рамки.
Как общество относится к нормисам
Желание выделиться, характерное для подростков, с возрастом сменяется стремлением быть принятым обществом. Для большинства нормис – обычный человек, который живет рядом. Он часто вызывает больше доверия, чем яркая и неординарная личность.
«Нормис социально адаптирован. Его поведение воспринимается позитивно, поэтому он меньше переживает о том, что его не поймут или отвергнут. Такой человек чувствует себя уверенно и безопасно, ведь соблюдение правил дает ощущение контроля над жизнью», – говорит Валерий Гут.
Однако чрезмерное стремление соответствовать ожиданиям общества может привести к подавлению индивидуальности, изменению поведения под давлением группы, сокрытию своих особенностей. Это может вызвать внутренний конфликт, чувство неудовлетворенности и фальши. Постоянное подавление эмоций истощает психологические ресурсы и увеличивает риск эмоционального выгорания.
Как понять, что вы нормис
Владислав Кочерыжкин поделился, как определить, что вы стали нормисом:
-
Вы ориентированы на общепринятые достижения. Закончил школу и университет, устроился на завод, отработал там 40 лет. В СССР наличие ковров и хрусталя делало вас нормисом.
-
Вы не стильный. Все эти сандали на носки, узкие джинсы, синие волосы, женские брюки и прочие «глупости молодежи» вас немного раздражают.
-
Вам абсолютно не интересна политика, а все социальные проблемы вы считаете зоной ответственности больших начальников. «Меня не касается», «Я ни при чем», «Моего носа тут быть не должно». «Вокруг все хорошо или плохо, но я все равно ни на что не влияю и в целом меня все устраивает».
-
Все новое вам кажется ненужным. Интернет, смартфоны, нейросети – все это только портит нормальную жизнь человека. Раньше ничего такого не был и мы росли нормальными! А теперь что? Дети в гаджетах, в онлайн пространстве один блуд, а искусственный интеллект вытесняет живых людей. Бред же?!
-
Вы сторонник давно зарекомендовавшего себя контента. Лучше посмотреть старые советские фильмы и почитать Льва Толстого, чем испорченное современное творчество. Вы убеждены, что есть нормальные фильмы и книги, созданные в прошлогм, и есть то, что сейчас производят бездари.
«Все эти признаки современные психологи считают характеристикой нормиса. Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо, тут у каждого своя правда. Точно так же нельзя сказать, что зумеры считают нормисами предыдущее поколение. Все довольно индивидуально. Быть «обычным» может как 20-летний парень, так и 60-летняя женщина. И все имеют право на личные убеждения, если они не мешают жить другим», – заключил Владислав Кочерыжкин.
В конечном счете, феномен «нормиса» – это не столько про моду на слова, сколько про вечный поиск себя в обществе. Это удобное зеркало, в котором одни с ужасом видят приговор своей индивидуальности, а другие – обретение долгожданной социальной уверенности. Как и любая яркая этикетка, оно обедняет реальность, ведь за ним может стоять и тихий конформист, и просто гармоничный человек, нашедший свой способ существования в сложном мире.