Казалось бы, как можно не уметь делать комплимент? Фразы «сегодня ты такая красивая» или «это платье тебя так стройнит» знают все. Но словом можно и ранить, и убить, как писал Шефнер. Неудачный комплимент способен глубоко обидеть человека или навязать ему комплексы на много лет вперед. Так что умение говорить приятности – тот навык, который нужно прокачивать.
1 марта во всем мире отмечают День комплиментов. В преддверии праздника психолог Александра Демина поделилась с IZHLIFE рецептом качественного комплимента и объяснила, почему они не всегда уместны.
Совет № 1: поймать момент
Для того, чтобы сказать человеку пару приятных слов, вы должны понимать обстановку в это время. Также важно оценить состояние собеседника. «Нужно видеть, насколько человек вообще готов к диалогу, насколько он настроен слышать. Бывают ситуации, когда человек максимально погружен в свои мысли, в переживания своих эмоций. Например, мимо проехала машина и облила его с ног до головы. Понятно, что человек будет расстроен или зол. Поэтому все, что приходит извне, он вряд ли уловит», – говорит эксперт.
Еще один важный аспект – на что нацелен ваш комплимент. Если он будет сказан откровенно для выгоды, то собеседник почувствует себя использованным. По правде, он таким и будет, ведь комплимент в этом случае лишь манипуляция. Поэтому приятные слова уместны только в той ситуации, где вы хотите создать приятную атмосферу вокруг.
«Делайте комплименты тогда, когда собеседник потенциально готов их услышать, а у вас самих есть внутреннее желание. И это будет не выжатая из себя фраза, а искренний порыв отметить какие-то качества человека», – заключает Александра.
Совет № 2: долой шаблоны
Комплименты, по словам психолога, – это легкое приукрашивание действительности. Мы делаем их для того, чтобы повысить эффективность коммуникации. Создаем почву для развития отношений, для легкости диалога.
«Один из главных секретов – говорить конкретно про человека. Потому что некоторые комплименты больше похожи на лесть. А в легкое приукрашивание человек действительно легче верит, чем в шаблонные фразы», – объясняет психолог.
Использовать комплименты из разряда «ты самая(-ый) красивая(-ый)» не стоит. В голове собеседника может быть целый список тех людей, которые, по его мнению, красивее. Гораздо лучше отмечать конкретные качества человека и не включать в комплимент сравнение с другими людьми. Например, «мне нравится, как ты рассуждаешь на эту тему» или «меня завораживает твой цвет глаз». Здесь мы говорим через «я-сообщения» и выделяем изюминку именно этого человека.
Совет № 3: вспоминаем классиков
Для того, чтобы комплименты не звучали шаблонно, психолог рекомендует пополнять словарный запас. Можно обратиться к литературе – это кладезь красивых, богатых на образы фраз. Или запоминать реплики из любимых фильмов и сериалов. А уж если вы любитель романтичного кино, то грех этим не воспользоваться.
Такие фразы эксперт советует даже записывать. И в нужный момент вы сможете произвести впечатление на заинтересованного человека, который мастерски делает комплименты.
Совет № 4: осторожно с формулировкой
Некоторые комплименты несут в себе двойной посыл. С одной стороны, они подчеркивают какое-то качество человека, а с другой – тут же его унижают. Этому феномену в интернете уже придумали название: «оскорблименты». То есть оскорбление и комплимент в одном лице.
Как это может звучать: «Классный макияж, даже не видно твои морщины». Или: «В этом платье ты на пару килограммов стройнее». Вроде и приятное сказали, а в ответ почему-то получили обиду. Избегайте таких формулировок. Эксперт утверждает, что тревожный человек может докрутить эти фразы не в свою пользу. Даже если вы не закладывали плохой подтекст.
«Прежде чем что-то сказать, обязательно подумайте, оформите свою мысль в слова, проговорите мысленно. И только потом решайте, озвучивать их или нет», – наставляет Александра.
Учимся принимать комплименты
Чаще всего наша первая реакция на комплимент – смущение. И это нормально. Но потом многие почему-то начинают сами себя принижать. Если вы надели красивое платье, то его «случайно купили на распродаже за 500 рублей». Если хорошо выглядите, то «ой, да просто выспалась, и вообще ничего особенного». Психолог категорически против такого самобичевания.
«Лучшее принятие комплимента – короткая благодарность с улыбкой. После этого можно спокойно продолжать диалог. Не нужно оправдываться, заниматься самоуничижением. Такая реакция может вызвать у собеседника недоумение. Или он вообще пожалеет, что сделал комплимент», – объясняет Александра.
Как не бояться делать комплименты
По словам психолога, у этого страха несколько причин. Во-первых, человек не хочет быть навязчивым. Во-вторых, он думает, что комплимент к чему-то обяжет собеседника. И в-третьих, боится негативной реакции на приятные слова.
Если такие ситуации уже были в вашей жизни, стоит их проанализировать. Возможно, комплимент был неудачно сформулирован или вы выбрали не самое подходящее время. А реакцию собеседника восприняли на свой счет, мол, это с вами что-то не так.
Вариантов, как избавиться от этого страха, несколько. Пополняйте словарный запас, чтобы росла уверенность в своих силах. Еще Александра предлагает тренироваться на друзьях, которые не осудят и дадут честную оценку вашему комплименту.
Комплименты – неотъемлемая часть жизни, которая делает ее чуточку лучше. Их приятно принимать и дарить, а особенно – самому себе. Хвалите себя, замечайте свои изюминки и восхищайтесь собой. А если вы дочитали эту статью, IZHLIFE уверен: у вас потрясающий вкус!