Top.Mail.Ru
26 января 2023 16:00
Дороги и транспорт

Выплаты по ОСАГО: страховые отказываются от ремонта автомобилей из-за дефицита запчастей

Потребители в то же время оспаривают суммы выплат деньгами

За прошлый год спорных вопросов по ОСАГО прибавилось. Фото: архив редакции
За прошлый год спорных вопросов по ОСАГО прибавилось. Фото: архив редакции

С ростом цен буквально на все автовладельцы резко ощутили, как дороги им машины. Но, правда, бить их от этого не перестали. Неприятные инциденты на парковках, случайные встречи на светофорах по-прежнему происходят, и без ОСАГО не обойтись. Правда, возникла проблема: фактически стало невозможно заказать именно ремонт – только возместить деньгами. В причинах такой ситуации разбирались с руководителем юридического отдела одной из страховых организаций Ижевска.

Фото 3 ОСАГО 831 Диля Ахмадишина.jpg
Станции техобслуживания не спешат соглашаться на ремонт автомобилей по ОСАГО. Фото: архив редакции

Лучше деньгами

Полис ОСАГО должен быть оформлен на каждый автомобиль. Он оберегает владельца от неприятных трат. Если водитель станет виновником ДТП, страховая покроет ремонт машины пострадавшего в сумме до 400 тысяч рублей. Со страховой в таком случае общается уже тот, кого признали потерпевшим в аварии. И у этого человека есть выбор. Первый вариант: взять деньгами, когда эксперт страховой компании оценивает ущерб и назначает сумму выплаты, но ремонт вы делаете сами в любой станции технического обслуживания (СТО – прим. ред.). Второй вариант: передать разбитое авто для ремонта на СТО по направлению страховой компании.

Так было раньше. Сейчас ситуация складывается следующая: сдать авто на ремонт практически невозможно. Загвоздка в сроке. По закону ремонт не может быть больше 30 рабочих дней. И даже при большом желании страховые компании и станции ремонта не могут изменить условия своих договоров. Но сейчас эти сроки стали нереальными. Запчасти не приходят вовремя. Поэтому чтобы избежать претензий и судебных разбирательств, СТОшки просто не берут машины на ремонт по ОСАГО. И это становится проблемой страховой компании.

«Если страховая компания в добровольном порядке требования пострадавшего не удовлетворяет, то по закону он может обратиться в суд. В судебном порядке он обращается как потребитель услуг. Соответственно, суд в этом случае взыскивает со страховой компании основную сумму ущерба, пени и штраф», – пояснила юрист страховой компании.

В общем, менеджеры страховых должны проявлять дипломатичность и договариваться с автовладельцами все же на альтернативный вариант «взять деньгами». Хотя самой страховой это экономически невыгодно, но споры с клиентами из-за сорванных сроков еще хуже.

«Некоторые не соглашаются и даже возвращают деньги. Мы им перечисляем, а они обратно нам. Настаивают именно на ремонте», – рассказал эксперт.

Патовое положение в общем-то. Страховые не в состоянии выдержать сроки, не имеют права надавить на СТО. А для клиента, который настаивает именно на ремонте, нет другого выхода, кроме как идти в суд. И человек жертвует своим временем, нервами, он ездит на побитом автомобиле или вовсе не может им пользоваться, а еще зачастую оплачивает услуги юриста и ждет, ждет, ждет решения по своему делу. Да, вероятнее всего, суд примет сторону клиента, но осадочек останется.

Фото 2 ОСАГО 831 архив редакции.jpg
Ремонтировать авто через страховую или самостоятельно, решает сам владелец машины. Фото: архив редакции

Спорные вопросы

Компенсация ущерба из-за ДТП деньгами за последний год тоже стала непростой процедурой. Раньше при расчете суммы всегда учитывалась амортизация автомобиля. За одинаково помятый бампер хозяин новой машины получит больше денег, чем владелец авто с большим пробегом. В марте 2022-го Верховный суд России решил, что теперь каждый получает максимальную сумму без учета износа. Картинка поменялась. Но ненадолго. До конца того же года тот же суд вернул старые правила и снова их отменил.

От такой чехарды давление скакало и у страховщиков, и у водителей. Пошла волна обращений в суд. Какой-то устоявшейся практики при таком положении дел, понятно, нет. Судебные процессы затягиваются иногда на 7 месяцев.

В итоге страховые платят, как и раньше: учитывая износ. Но суд в зависимости от ситуации может присудить выплаты и по верхней планке, то есть без учета амортизации автомобиля.

Еще одним камнем преткновения между страховыми и автовладельцами стала оценка ущерба из-за ДТП при выплате деньгами. Чтобы определить сумму, эксперт страховой должен осмотреть машину и зафиксировать все детали, которые нужно восстановить или заменить на новые. И – внимание! – раньше после осмотра он просто открывал специальный утвержденный справочник и выписывал оттуда все цифры. Теперь это не работает. После резкого скачка весной прошлого года стоимость автозапчастей существенно выросла. В итоге эксперты узнают текущие цены по своим источникам. Разумеется, они могут отличаться в разных сервисах. То есть по справочнику получается, например, 20 тысяч, а по факту – все 40. А при таком раскладе до споров и судов – один шаг.

Фото 4 ОСАГО 831 архив редакции.jpg
Берегите себя и свои автомобили. Любые ДТП сейчас обходятся недешево. Фото: архив редакции

Статистика

По данным Российского союза автостраховщиков, владельцы машин в нашей стране и прежде, и сейчас чаще всего выбирают компенсацию ущерба по ОСАГО деньгами. По итогам 2022 года страховые компании выплатили своим клиентам на 14 % больше, чем в предыдущем. А договоров заключили меньше. Это связано с тем, что продажи автомобилей упали.