14 августа 2025 12:00
Дороги и транспорт

От уральского карьера до набережной Ижевского пруда: как и из чего в Удмуртии делают асфальт

IZHLIFE побывал на ижевском асфальтовом заводе и узнал, откуда берется материал для ремонта дорог республики

Асфальтовый завод в пригороде Ижевска производит около 2 тыс. тонн асфальта в сутки. Фото: Данил Иванов
Асфальтовый завод в пригороде Ижевска производит около 2 тыс. тонн асфальта в сутки. Фото: Данил Иванов

В Удмуртии в разгаре дорожный ремонт. До конца года планируют реконструировать более 101,4 км дорог в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни», реализуемого по инициативе президента России Владимира Путина и при поддержке бюджета республики.

Такой масштабный ремонт был бы невозможен без главной составляющей – самого асфальта. Десятки грузовиков ежедневно доставляют тонны асфальтной смеси к месту ремонта, смесь эта, к тому же, должна отвечать всем требованиям ГОСТа.

Редакция IZHLIFE посетила завод предприятия «Радонеж Дорожные Конструкции» и выяснила, как производят асфальт, по которому жители республики будут путешествовать, добираться на работу и гулять с близкими.

Из чего делают асфальт в Ижевске

Путь асфальта от карьера до дорог в Удмуртии – это тысячи километров перевозок и круглосуточная работа десятков людей. От компонентов будущей асфальтовой смеси, напрямую зависит, насколько ровной и долговечной будет дорога. И чем лучше материалы, тем реже жителям придется видеть ремонтные катки на дорогах.

Щебень – основа любой асфальтовой смеси. В Удмуртии есть свои карьеры, но прочность местного камня (около 600 единиц) не соответствует дорожным стандартам.

Горы Щебня.jpg
Дорожники в Удмуртии еще в межсезонье заготавливают горы щебня для будущего дорожного ремонта. Фото: Данил Иванов.

«Для строительства и ремонта дорог в Ижевске нужен щебень прочностью не ниже 1 000 единиц (единицы – это предел прочности на сжатие, т. е. какое усилие материал – щебень – выдержит до разрушения)», – поясняет Альберт Кузьмин, начальник производства асфальтового завода «Радонеж Дорожные Конструкции».

Поэтому камень закупают в Свердловской области – карьер в предгорьях Урала является ближайшим местом, где добывают материал нужных характеристик. Доставляют его в Удмуртию железнодорожными составами. Основные запасы заготавливают зимой, в межсезонье, а летом подвозят для пополнения запасов.

Полимеры.jpg
Для вязкости асфальтовой смеси используются специальные полимерные добавки. Фото: Данил Иванов

Битум в Удмуртии тоже не производят – его поставляют из Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Для особо нагруженных трасс битум модифицируют полимерными добавками (СБС), привезенными из Перми и Нижегородской области. Такой материал дольше сохраняет сцепление асфальта и обеспечивает его устойчивость к морозам.

«Пример – дорога на аэропорт, построенная в 2016 году. Почти 10 лет спустя она в хорошем состоянии. Стабилизирующая добавка в асфальт препятствует стеканию битума, тем самым улучшая его характеристики . Полимеры меняют кристаллическую решетку битума. Делая его более эластичным, повышают его устойчивость к хрупкости», – отмечает Кузьмин.

Минеральный порошок, необходимый для скрепления асфальтовой смеси, производимой на заводе «Радонеж Дорожные Конструкции»», ее предприятие производит на месте: год назад на заводе в пригороде Ижевска установили мельницу, которая перемалывает щебень в пылевидную фракцию. Раньше этот компонент тоже приходилось везти из Свердловской области.

Командный пункт.jpg
Из главного командного пункта завода инженер отслеживает работу всех установок: от печей до измельчителей щебня. Фото: Данил Иванов

Как делают асфальт

Производство работает на десятках промышленных агрегатов: асфальтобетонных установках, печах, дробилках, специальных ситах для просеивания камня.

«Щебень измельчают до нужной фракции, просеивают, смешивают с минеральным порошком, битумом и добавками – строго по рецепту, согласованному с заказчиком. Готовая смесь выходит из установки с температурой 170–175 °C и сразу загружается в самосвалы. До стройплощадки она успевает остыть всего на 5 °C. При холодной погоде в смесь добавляют специальные присадки», – описал процесс Кузьмин.

Дробилка.jpg
Щебень измельчают до нужного размера на огромных «дробилках», после чего дополнительно просеивают. Фото: Данил Иванов

Круглосуточный ритм

В сезон ремонтных работ завод работает в две смены и производит до 2000 тонн асфальта в сутки: около 1000 тонн днем и 800 тонн ночью. На производстве занято порядка 20 человек.

Готовая смесь.jpg
После всех манипуляций асфальтовую смесь готовят к отправке. Фото: Данил Иванов

За время нашего визита к заводу подъехали десятки грузовиков, выстроившись в очередь на загрузку. У «Радонеж Дорожные Конструкции»» свой парк – 80 единиц тяжелой техники, что позволяет держать стабильный ритм поставок.

Грузовики 2.jpg
Грузовики круглосуточно доставляют готовую асфальтовую смесь на место дорожного ремонта. Фото: Данил Иванов

Куда уходит ижевский асфальт

Только за последнюю неделю произведенный на заводе предприятия «Радонеж Дорожные Конструкции» в пригороде Ижевска асфальт отправился на ключевые объекты республики:

  • объездная дорога Ижевска;

  • трасса «Сарапул – Воткинск»;

  • улица Милиционная в Ижевске;

  • участок «Кельчино – граница Пермского края» (о нем мы писали ранее).

Впереди у дорожников Удмуртии несколько крупных проектов, в том числе реконструкция дороги к аэропорту Ижевска, а значит, у ижевского асфальтового завода впереди еще много работы.



Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее